Социализация – это процесс развития и становления личности, который включает в себя трансляцию социокультурного опыта от общества к личности, усвоение личностью требований общества, присвоение норм, правил поведения, в результате чего происходит адаптация и индивидуализация [3].
Социализацию также можно рассматривать как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем освоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни умения, навыки, т.е. способность взаимодействовать с людьми [3]. Как правило, акцент ставится не на индивидуальном развитии, открытии потенциала, а на количестве знаний, обеспечивающих дальнейшее обучение в том или ином учебном заведении. Это, в свою очередь, девальвирует развивающую и воспитательную роль учения, т.е. социализация личности идет по одностороннему движению.
Новые подходы, технологии, стимулы в учебно-познавательной деятельности, это развитие творческой личности, как наивысшего уровня социализации. Позитивные девиации, это и есть совокупность всех оригинальных (творческих, креативных) действий, приносящих нечто новое, продуктивное. Это выход за рамки требуемого. Особый вид деятельности, актуализирущий потенциальные свойства и ресурсы личности. Это предполагает наличие у субъекта особенностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, обладающим новизной, оригинальностью. Исходя из этого, связь индивида с окружающей средой непосредственно начинает приобретать понимание значимости своего «Я» в социуме [1]. Известно, что каждый человек несет в себе некую перспективу, направление, возможности, становление форм сознания и мышления, реализации образа своего «Я». Человек, обладая своей индивидуальностью, формой выражения, осваивает в определенное время, в определенном месте те формы сознания, ту информацию, которая дана именно сейчас, и не потеряла своей актуальности. Тогда можно предположить, что человек, имея перспективу, свои возможности, может лишь реализовать их в конкретно заданных временем культурных формах. Поэтому очень важна необходимость создания благоприятной среды для развития потенциала, которая будет способствовать правильной социализации.
Личность творит себя на протяжении всей своей жизни. В основе этого лежит активность личности – инициативное воздействие на окружающую среду, на других людей и себя. Активность в среде, вариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентаций, оценок и предпочтений [2]. Условия – это внешние по отношению к человеку факторы, не зависящие от него или зависящие от него в определенный конкретный момент. Такая личность не просто социализируется, а идет по пути познания и творческого поиска, происходит активное утверждение личностью своих творческих возможностей. Происходит не только взаимодействие с социокульурной средой, а преобразование окружающего пространства. Такая личность обречена на постоянное совершенствование своих личностных качеств, и развивая себя и других, производит беспрерывный процесс социализации.
Именно такая личность способна выходить за пределы своего пространства, в котором она познает мир на основании интегрального живого мышления и интуиции. Личность, реализуя свою сущность, обречена на постоянное самосовершенствование своих личностных качеств и новых видов творческой деятельности. Это процесс беспрерывного становления себя в социуме и культуре.
Раскрытие и использование способностей каждого индивида, это один из способов ускорения процесса социализации, переход на более высокий уровень развития личности.