Актуальность исследования заключается в том, что в основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) «лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества» [2]. Бесспорно, что полезные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на культуре поведения, внешнем облике, речи, на отношении к вещам, характере общения с окружающими людьми. Их формирование в младшем школьном возрасте важно ещё и потому, что именно в этот период выстраивается иерархия мотивов, определяется система ценностей и многие другие личностные особенности.
Исследованием различных аспектов, связанных с формирование привычек у детей занимались П.П. Блонский [1], Л.А. Шарикова [7], К. Левин [3], А.Н. Усачева [5] и многие другие.
Для понимания психологической сущности понятия «привычка» важно понимать, что оно характеризует высший уровень овладения какой-либо деятельностью, фундамент которого составляют:
- умение как практическое овладение определенным действием;
- навык как автоматизированное умение.
Таким образом, что под понятием «привычка» подразумевается не простая способность индивида произвести некое действие, а потребность в его выполнении. Поэтому формирование привычки означает не столько возникновение нового навыка, сколько появление побуждения к постоянному осуществлению соответствующей последовательности движений или действий.
С появлением ИКТ возросло влияние окружающего мира на человека. Сегодня общение людей часто происходит виртуально, опираясь на собственные правила, нормы и законы... В этой связи актуальной задачей современной психологии и педагогики является осмысление феномена виртуальной реальности, влияния интернет-общения на развитие личности [2, с.274]. ФГОС НОО содержит требования к уровню подготовки выпускников начальной школы, включающие необходимость овладения ими средствами ИКТ [6, с.252].
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) сопровождают жизнь современных детей с рождения, естественно, что к младшему школьному возрасту ребенок обладает многими навыками их использования. Учитывая тенденции информационного общества, возрастает значимость формирования полезных привычек, связанных с ИКТ с самого детства, когда закладываются основы нравственного поведения. Взрослым следует формировать и закреплять у детей такие привычки, связанные с использованием ИКТ, которые способствуют их развитию, социализации. К примеру, О.В. Кретова и Е.В. Черная отмечают, что сегодня отчетливо проявилась необходимость воспитывать у подрастающего поколения культуру интернет-общения [2]. В младшем школьном возрасте следует уделять внимание полезным привычкам, связанным, к примеру, с культурой использования мобильного телефона в различных ситуациях, рационального поиска и использования информации в сети Интернет и др.
Таким образом, родителям и педагогам следует, учитывая тенденции современного информационного общества, целенаправленно воспитывать у младших школьников полезные привычки, связанные с использованием ИКТ.