В последние годы значительно возросла роль дополнительного образования в профилактике девиантного поведения у подростков. И это не случайно. По данным СМИ, «всплеск преступлений, совершенных несовершеннолетними в Сахалинской области, зафиксирован в 2013 году» [1]. А «число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, увеличилось в 2014 году с 396 (в 2013 году) до 406» [7].
Вместе с тем в «Концепции развития дополнительного образования детей» говорится о необходимости воплощения в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства [5]. В этой связи возрастает роль педагога дополнительного образования в профилактике девиаций у подростков.
Следует отметить, что проблемой девиантного поведения занимались Е.В Змановская [3], В.Д. Менделевич [6], А.Л. Хасенгалиев [8], Л.Б. Шнейдер [9] и многие другие ученые.
Как известно, девиантное поведение – это отклоняющееся от наиболее распространенных и устоявшихся норм, принятых в социуме, поведение.
Педагог дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности призван, в первую очередь, в качестве непосредственного объекта деятельности выделять не правонарушения или девиантность, а побуждающие их причины. Поэтому, бесспорно, самое серьезное внимание надо уделять периоду детства, когда личность подростка, сфера его межличностных отношений, круг интересов только формировались. И здесь, конечно же, семья, ближайшее окружение подростка в этот период имеют первостепенное значение, поскольку воспитание «происходит через систему отношений ребенка с родными, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности» [4, с.148].
Сущность содержания профилактики девиантного поведения сводится к созданию атмосферы сотрудничества и партнерства в отношениях с детьми и подростками. Важно, используя профессиональный инструментарий, приобщить несовершеннолетних к участию в социально-направленной деятельности, позитивных общественных мероприятиях, организациях.
Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации, общегосударственном, правовом, общественном, экономическим, медико-санитарным, педагогическим, социально-психологическим. Педагог должен провести профилактику на всех уровнях: первичном, вторичном и третичном.
Заметим, что первичная профилактика обращена на ликвидацию неблагоприятных факторов, провоцирующих нежелательное явление. Вторичная профилактика преследует целью раннее выявление и реабилитацию нарушений нервно-психической сфере и организацию работы с потенциальной группой риска. Третичная профилактика призвана решать более узкие задачи, а именно: лечение нервно-психических расстройств, для которых характерно нарушение поведения.
Вследствие сложного характера поведенческих нарушений, предупреждение подростковых девиаций требует хорошо организованной системы социальных и психологических профилактических воздействий. Причем важно помнить о том, что предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, поскольку, если ситуация запущена и девиантное поведение вошло в привычку, то меры правовой профилактики обычно запаздывают. Чтобы правовые меры предупреждения были действенными, бесспорно, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта. Учитывая тот факт, что система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, позволяя соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума, её формированию надо уделять самое серьезное внимание. Поэтому у педагога дополнительного образования есть очень большой потенциал возможностей для целенаправленной и последовательной профилактики девиантного поведения подростков.