Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

В настоящее время чрезвычайно остро заявила о себе проблема употребления курительных смесей (спайсов) подростками. По сообщениям СМИ, в течение 2014 г. в г. Южно-Сахалинске участились случаи попадания несовершеннолетних в больницу, а за первые месяцы 2015 г. от синтетических наркотиков уже пострадали не менее пятнадцати сахалинских подростков в возрасте от 12-и до 17-и лет [8]. В этой ситуации, бесспорно, усилия всех педагогов должны быть направлены на профилактику употребления спайсов среди подростков.

Одной из задач Концепции развития дополнительного образования детей является «сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма, наркомании, игромании» [4]. Поэтому «для активной и продуктивной жизни человек должен наполнить смыслом свои поступки. В отсутствии смысла у человека возникает состояние экзистенциального вакуума» [9, c.14].

Заметим, что проблему девиантного и аддиктивного поведения изучали В.В. Деларю [1], Е.В. Змановская [2], Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина [5] и многие другие. Исследователи единодушны во мнении, что подростки рассматривают психоактивные вещества (ПАВ), как часть своей среды, и, как правило, не умеют противостоять соблазну однократного употребления, предложению или давлению торговцев, которые манипулируют желанием подростков получить новый опыт, испытать необычные ощущения, стремление разрешить таким способом конфликт или снизить психологическое напряжение, свойственное возрасту.

Учитывая остроту проблемы, в Южно-Сахалинском педагогическом колледже Сахалинского государственного университета (ЮСПК СахГУ) было проведено исследование, направленное на диагностику отношения подростков к курительным смесям. Студентам первых курсов было предложено ответить на 13 вопросов специально составленной анкеты, направленной на выявление их отношения к спайсам [7]. Результаты оказались следующими.

На вопрос о том, употребляет ли спайсы кто-нибудь из знакомых, ответы были следующими:

20 % – знакомые употребляют, 80 % – нет.

На вопрос о том, предлагали ли им когда-нибудь попробовать спайсы, студенты ответили следующее:

20 % – предлагали, 80 % – не предлагали.

Ответив на вопрос о том, считают ли студенты возможным избавиться от этой проблемы самостоятельно, ответы были следующими:

47 % – нет, 53 % – да.

На наш взгляд, полученные результаты свидетельствуют о потенциальной опасности, связанной с трудностями противостояния соблазну употребления спайсов, почти у половины опрошенных студентов. В этой связи следует отметить, что система образования является активным участником профилактики употребления ПАВ в Российской Федерации, реализуя Концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде [6]. Профессиональный, организационный ресурс, сфера социального влияния позволяют в рамках образовательной среды осуществлять комплексное и системное воздействие на установки, интересы и ориентиры несовершеннолетних и молодежи, а, следовательно, вносить существенный вклад в формирование ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения. Именно система ценностей определяет отношение человека к миру, к себе, придаёт смысл и направленность личностным позициям, поведению, поступкам [3, с.125].

Таким образом, профилактика употребления спайсов посредством формирования смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте – важное направление работы педагогов дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности,