Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Проблема организации досуговой деятельности детей и подростков во все времена имела важное социокультурное значение, поскольку самым непосредственным образом определяет направленность их социализации. Учитывая это, «Концепция дополнительного образования» детей в качестве приоритета определяет «превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа» [3]. Реализация поставленной задачи возможна посредством методически грамотной организации культурно-досуговых мероприятий.

Заметим, что под культурно-досуговым мероприятием понимается массовое мероприятие, которое направленно на удовлетворение духовных, эстетических, интеллектуальных и других потребностей населения в сфере культуры и досуга, способствующее приобщению человека к культурным ценностям.

Исследованиями проблем организации различных аспектов культурно-досуговой деятельности занимались Г.А. Аванесова [1], Л.Н. Буйлова [2], И.Б. Шубина [6], О.А. Кретова, Е.В. Черная [4] и многие другие.

Культурно-досуговое мероприятие играет важную роль жизни детей и подростков. Помимо удовлетворения потребностей самого досуга оно помогает приобщить их к общеобразовательным предметам, потому что при воссоздании какого-либо мероприятия используется определенная тема, которая связана с одним или несколькими предметами. Так же культурно-досуговое мероприятие знакомит детей и подростков с общественной жизнью и позволяет использовать различные формы подачи материала, что способствует снятию психологического барьера и избавления от различных комплексов.

Для методически грамотной организации культурно-досуговых мероприятий следует разбираться в разнообразии программ. Это могут быть:

- разовая игровая программа, в ходе которой дети включаются в процесс непосредственно во время его реализации;

- конкурсно-игровая программа по заданной тематике, например, КВН, интеллектуальные игры, конкурсы, турниры и др.

- игра-спектакль, в ходе которого сюжет продумывается так, что его участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, требуемые по сценарию;

- театрализованная игра, для которой нужна длительная подготовка, погружение артистов и зрителей в определенную атмосферу;

- праздник, предполагающий большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей;

- длительная досуговая программа в кружке, клубе, классе, лагерной смене, которая имеет относительно постоянный состав участников [6].

Методы осуществления культурно-досуговой деятельности также достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания задуманной программы можно использовать:

- игровые методы;

- упражнения;

- обсуждения;

- создание, проигрывание и анализ ситуаций;

- творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т. д.);

- театрализацию [5].

Особо следует акцентировать внимание на том, что, благодаря компьютерным технологиям, у современных детей и подростков появились новые возможности для проявления и воплощения фантазии и инициативы во время проведения культурно-досуговых мероприятий. Важно учитывать ещё один неоспоримый факт: «главной особенностью формирования культуры общения современной личности является то, что оно происходит, опираясь на киберпространство и виртуализацию» [4]. Это ещё более расширяет возможности организации культурно-досуговых мероприятий, позволяя задействовать виртуальное пространство.

Педагог дополнительного образования работает с детьми и подростками в таких тематических направлениях, как:

- художественное,

- социально-педагогическое,

- техническое,

- физкультура и спорт,

- естественно-научное,

- туристско-краеведческое.

С помощью них дети и подростки приобретают множество очень важных личностных качеств: любознательность, исследовательское поведение, самостоятельность мышления, ответственность и другие.

Заметим, что важно учесть и одну из распространённых ошибок, которую, случаются, допускают организаторы культурно-досуговых мероприятий: отсутствие точного логического следования идее и теме при композиционном формировании литературно-художественного материала. Поэтому важно предварительно методически грамотно продумать идею программы культурно-досуговой деятельности.

Таким образом, культурно-досуговые мероприятия достаточно многообразны, при их организации следует учитывать формы и методы, возрастные особенности, создавать благоприятные условия для проведения.