Актуальность исследования проблемы виртуального общения определяется тем, что современные молодые люди предпочитают общение «онлайн», отчасти оттесняя общение в реальном мире, что нередко ведет к появлению интернет-аддикции, которая негативно сказывается на общей социализации подростка.
Проблема виртуального общения молодежи активно исследуется отечественными педагогами и психологами, среди которых можно отметить И.А. Смирнову [5], Е.В. Смышляеву [6], Э.А. Игнатьеву [2], А.А. Заморкина [1], О.В. Кретову и Е.В. Черную [3; 4] и др. Рассмотрим подробнее психолого-педагогические аспекты данной проблемы, проанализированные в работах указанных авторов.
Предметом исследования И.А. Смирновой [2000] был интернет как фактор субкультуры виртуального сообщества. Ею было установлено, что общение в интернете для членов виртуальных групп, является значимым, и они четко осознают свою принадлежность к виртуальному сообществу. Результаты данного исследования показали, что по шкале распределения ценностей личность субкультуры виртуального сообщества ориентированно направлена в сторону виртуального общения. Автором была составлена интегральная портретная характеристика личности субкультуры виртуального сообщества, которая может быть представлена следующим образом. В основном представителями субкультуры являются молодые люди от 16-и до 35-и лет, а посещение web – сайтов в наибольшей степени присуще возрастной группе 20 – 24-летних людей, имеющих высшее образование или обучающихся в вузе. Среди работающих – это, как правило, специалисты или менеджеры среднего звена в торговой, финансовой, научной, рекламной сфере и средствах массовой информации (СМИ) [5].
Е.В. Смышляева [2009] исследуя социально – педагогические условия организации виртуального общения молодежи, пришла к выводу, что преобразование социальной реальности упрощает процесс хаотичной коммуникации индивидуума, одновременно усложняя процессы ориентированности. При этом ни одна технологическая инновация не имеет собственных смысловых компонентов, она только отвечает на потребность в обществе, способствуя его развитию. Е.В. Смышляева показала, что формирование среды виртуального общения, может способствовать профилактике отрицательного влияния на личность, в том числе через ряд условий, а именно: устранение ситуаций, неблагоприятно влияющих на пользователя во время нахождения его в виртуальной реальности; развитие личностных качеств в виртуальном общении, обеспечивающих психологическое постоянство к негативному влиянию среды; устранение последствий отрицательного воздействия виртуальной реальности на пользователя [6].
Э.А. Игнатьева [2012] исследовала особенности формирования коммуникативных умений виртуального общения современной молодежи посредством современных телекоммуникационных технологий. Под виртуальным общением она предлагает понимать коммуникативное взаимодействие субъектов, которое происходит при помощи компьютера. Возникающая при этом модель виртуальной реальности сопровождается эффектом присутствия человека, что дает ему возможность реализовывать коммуникативные умения виртуального общения с реальными и воображаемыми объектами как комплекс коммуникативных действий, базирующихся на определенной подготовленности личности к межличностному общению. Э.А. Игнатьева отмечает, что при наличии виртуальных коммуникативных умений у коммуниканта развиваются способности: оценивать собеседника посредством составления его психологического портрета, понимания и принятия цифровой информации, построения виртуальных отношений на основе выработки тактики и стратегии виртуального общения с собеседником, самопрезентации. Автором выделены как модели виртуального общения, а именно: репрезентативная, анонимная, самопрезентация, так и типы собеседника, среди которых она выделяет деловой, социально-направленный, зависимый [2].
А.А. Заморкин [2014] изучая виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности, пришел к заключению о том, что интернет – это пространство, которое вовлекает человека в новые каналы коммуникации, ведя его к изменению своего характера и ориентации социальных взаимодействий. А.А. Заморкин отметил, что изучая виртуальные социокультурные коммуникации, можно выделить два фактора, обусловливающих возникновение виртуальных сообществ: целенаправленно сложившиеся группы постоянных пользователей интернет – ресурса и стихийные группы, не имеющие четко сформированного круга пользователей [1].
Психолого-педагогические аспекты культуры интернет-общения составили предмет исследования О.В. Кретовой и Е.В. Черной [2014; 2015], которыми проанализированы специфические особенности виртуальной коммуникации, вызывающей разнообразные эмоциональные реакции в обществе. В частности, авторы акцентируют внимание на том, что виртуальная самопрезентация, создает «возможность создания сетевой идентичности по своему выбру» [4]. По мнению О.В. Кретовой и Е.В. Черной, подобные эксперименты с собственной личностью могут иметь как негативные последствия в форме девиаций (излишняя открытость, сопряженная с элементами эксгибиционизма, манипулирование мнением о себе, склонность к обману и др.), так и позитивные, связанные с возможностью самокоррекции имеющихся возрастных проблем (повышенной стеснительности, застенчивости, замкнутости и др.). В любом случае виртуальное общение «способствует развитию самоидентичности и самопознания» [аспекты]. Также авторами предложена модель социально-педагогической деятельности по формированию культуры интернет-общения в юношеском возрсте [ 3].
Обобщая сказанное, можно констатировать, что феномен виртуального общения молодежи – это перспективное направление современных психолого-педагогических исследований.