Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Актуальность исследования проблемы агрессии подростков определяется рядом причин. Так, многочисленные публикации в средствах массовой информации (СМИ) свидетельствуют об увеличении пропаганды насилия в обществе, нередко подростки снимают на видео и выкладывают на всеобщее обозрение в СМИ совершенные акты жестокости. Кроме того, в Сахалинской области «число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, увеличилось в 2014 году с 396 (в 2013 году) до 406» [7].

На необходимость развития системы профилактики и предупреждения агрессией указывает целый ряд документов [2; 3; 4]. Всё это поставило перед педагогами дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности задачи по предупреждению агрессии в детcко-подростковой среде.

Следует отметить, что вопросами, связанными с детской и подростковой агрессией, занимались многие психологи, среди которых можно отметить Р. Бэрона, Д. Ричардсона [1], К. Лоренца [5], З. Фрейд [8], а также ряд других ученых, итоги деятельности которых позволили определить, что главными мотивами агрессии являются потребность в самоутверждении, защите, а также самооправдание.

С позиций биологии, человек как вид, эволюционно унаследовал инстинктивную агрессию, регулировать которую в социуме призваны существующие в обществе нормы, правила, традиции, ценности. Если же в силу разных причин эти нормы не срабатывают, то агрессия может перейти в жестокость. Бесспорно, решающим фактором возникновения агрессии является влияние социальной среды – пространства, непосредственно окружающего человека в социуме. На возникновение жестокости могут оказывать влияние ситуативные причины, а именно: намеренность агрессии, когда основным стимулом является эмоциональная реакция на планируемое насилие; ожидание возмездия как ответной реакции на некорректное поведение окружающих; чрезмерность пропаганды насилия в СМИ. Свое воздействие оказывают и новые компьютерные видеопродукты.

С целью изучения особенностей проявления агрессии у студентов первых курсов Южно-Сахалинского педагогического колледжа (ЮСПК СахГУ) было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 69 студентов первых курсов (15–16 лет), которым было предложено ответить на 75 вопросов теста (методика Басса-Дарки). Результаты показали следующее:

- естественный уровень агрессии имеют 70 % опрошенных,

- превышение уровня агрессии и враждебности имеют 25 % опрошенных,

- подавленность испытывают 5 % опрошенных.

Полученные данные свидетельствуют о том, что не менее 30 % подростков находятся в негативном эмоциональном состоянии. Поэтому педагоги, в том числе, педагог дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности, в работе с подростками, испытывающими агрессивные эмоциональные состояния, должен создавать все условия для сокращения асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижая масштабы их распространения в подростковой среде [4]. При этом формами его коррекционно-профилактической деятельности могут быть самые разнообразные: от индивидуальных консультаций, тренингов до культурно-массовых мероприятий. Общими направлениями социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков можно считать следующие:

- Диагностику личностных ценностей посредством различных психологических методов.

- Позитивное взаимодействие с подростками, используя включение в трудовую и социальную деятельность, развитие творческих возможностей.

- Посредничество во взаимодействии со специалистами различных служб.

- Социально-экономическое взаимодействие с различными структурами [9].

Таким образом, социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков ? это важное направление работы социального педагога.