Актуальность исследования проблемы представления образа современного воспитателя детей дошкольного возраста в восприятии студентов обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (ФГОС СПО), который выдвигает задачу формирования у выпускников общих компетенций, одной из которых является понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса [5]. При поступлении в любое учебное заведение у будущего студента складывается образ человека, которым бы он хотел стать, получив профессию. Этот образ следует за ним на протяжении всего периода обучения, направляя его и помогая достичь поставленных целей и задач. Постепенно в процессе обучения студент понимает, соответствует ли его нынешнее состояние тому образу, на который он хотел бы быть похож. В этой связи исследование проблемы формирования образа воспитателя детей дошкольного возраста у студентов имеет важное значение.
Заметим, что исследованием проблемы образа в психологии занимались такие ученые, как А.Н. Леонтьев [4], С.Л. Рубинштейн [6], П.Я. Гальперин [3], Б.Г. Ананьев [1], Л.М. Веккер [2] и др. Согласно сложившимся в настоящее время научных традиций, под образом в психологии понимается формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Восприятие человека человеком, как и любое другое восприятие, характеризуется предметностью, которая заключается в том, что свойства облика человека отражаются в образе как принадлежащие человеку, т.е. как свойства этого человека. Естественно, что образ может быть разным. Рассмотрим основные его составляющие, а именно: личностные и физические качества.
Личностные качества – это врожденные или приобретенные особенности характера человека. Одни могут меняться в течение жизни, особенно под влиянием социума, другие остаются неизменными. Среди психологов распространено мнение, что многие личностные качества формируются в первые пять лет жизни, а впоследствии они только корректируются. Поэтому так важно, чтобы качества самого воспитателя были положительными. Личностные качества являются главной составляющей образа: благодаря им составляется мнение о человеке в целом.
Согласно мнению психологов, человек, который имеет неподходящий для той или иной работы характер, рискует не добиться в ней успеха. Бесспорно, каждая профессия предъявляет определенные требования к личностным качествам специалиста, что также важно учитывать. Например, воспитатель должен уметь сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях, требователен к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам). Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.
Физические качества – это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными движениями. Но это только один из аспектов данного качества. Прежде всего, к физическим качествам относят внешний вид человека как форму самопрезентации личности и элемента невербального общения.
Естественно, важно знать, какой образ складывается именно у студентов, когда они слышат слово «воспитатель», как они его себе представляют. Возможно, одни представляют высокую, стройную молодую девушку, а другие – женщину в возрасте и небольшого роста, вариантов может быть множество. А характер? Одни студенты видят воспитателя добрым и внимательным, проявляющим исключительную заботу о каждом ребенке, которому можно простить небольшие недочеты. А другие наоборот, видят требовательного и строгого человека. Какому воспитателю дети отдадут предпочтение и к кому будут идти по утрам с удовольствием?
Чтобы разобраться в этом вопросе, было проведено экспресс-исследование на базе Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета (ЮСПК СахГУ), в котором приняли участие студенты I-III курсов. Всего приняли участие 30 человек. Участникам опроса было предложено 2 картинки, представляющие двух совершенно разных женщин: она из которых была одета в деловой костюм, а другая в удобную одежду, более подходящую для работы с детьми. Студентам предлагалось выбрать одну из них по своему желанию. Результаты показали, что 40 % опрошенных студентов выбрали вторую картинку – женщину, одетую в деловой костюм, остальные 60 % картинку под номером один – женщину, одетую в просто удобную обычную одежду.
Также студентам было предложено проранжировать по степени значимости личностные качества педагога. Среди качеств были представлены следующие:
- доброта,
- терпение,
- способность к творчеству,
- организаторские способности,
- высокие нравственные качества,
- трудолюбие,
- позитивный настрой.
Результаты опроса показали, что большинство студентов отдали предпочтение доброте и терпению, а менее всего оценили способность к творчеству.
Таким образом, если обобщить данные исследования, то в восприятии большей части опрошенных студентов сложился примерно следующий образ воспитателя детей дошкольного возраста: добрая, терпеливая, позитивно настроенная женщина, имеющая развитые нравственные качества, трудолюбивая, но консервативная, несамостоятельная, исполнительная. Очевидно, что данные результаты дают основания для проведения более детального исследования, которое будет продолжено.