Актуальность исследования проблемы лживого поведения дошкольников обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из принципов которого является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, вследствие чего ставится задача –способствовать созданию соответствующей социокультурной среды [5].
Известно, что в дошкольном возрасте дети начинают осваивать социальные нормы и правила, одним из которых является социально одобряемое, поведение. При этом оно передается им, как правильное, честное поведение. И, соответственно, противоположное ему, социально неодобряемое поведение, оценивается, как лживое. При этом нельзя не учитывать тот факт, что сами понятия «честное» и «лживое» поведение абстрактны и зависят от социокультурных норм. В человеческом обществе всегда существуют разграничения этих категорий.
Заметим, что проблема лживого поведения достаточно активно изучается отечественными и зарубежными учеными. В частности, её исследовали Е.В. Герасина [1], В.В. Знаков [2; 3], С.И. Симоненко [7], П. Экман [9] и другие.
Ученые сходятся во мнении, что ложь как намеренное искажение истины возникает в ситуации, когда ребенок осознает необходимость своего подчинения провозглашаемым взрослыми правилами. Движимый потребностью в признании со стороны взрослых, ребенок, нарушивший какую-либо норму поведения, правило, однажды прибегает ко лжи. Так, компенсируя недостаточное развитие произвольного поведения, может появиться ложь.
Следует знать, что в раннем возрасте предугадать лживость у ребенка невозможно, поскольку как личностное качество, при определённых обстоятельствах, оно развивается только к среднему дошкольному возрасту. А вот дошкольник уже может сознательно использовать ложь и умалчивать о чем-либо. Обычно это проявляется из-за страха за испытываемые чувства, которые взрослые не одобряют (обида, печаль и др.) или из-за возможного наказания за проступки. Но со временем ребенок приспосабливается к ситуации и у него вырабатываются своеобразные механизмы, позволяющие ему управлять своими высказываниями. Так он научается хитрить, умалчивать, расценивая свое поведение, как «военную хитрость», свидетельство ловкости и ума. Так ложь может превратиться в средство добывания желаемого и, появившись в дошкольном возрасте, порочная черта личности может не проявляться без особой надобности, но опасность состоит в том, что ребенок может прибегать к ней в экстренных случаях. Тогда это может стать привычкой. Если ребенок принимает прагматические стороны лживого поведения и стремится извлекать из него пользу, то можно говорить о наметившейся деформации личности, что может привести к асоциальному поведению.
Случается, что дети лгут, так как боятся увидеть себя без прикрас, столкнуться с действительностью, как она есть. Такие дети тревожны, мнительны, часто сомневаются, склонны к пониженной самооценке или чувству вины. Это мешает им справляться с окружающей их реальностью, с требованиями взрослых. Социум их пугает, им кажется, что он предъявляет к ним слишком высокие требования и поэтому они выбирают ложь, как защитное поведение, а их действия при этом могут быть противоположны их чувствам.
Провоцировать появление лжи могут и сами родители, если они проявляют по отношению к ребенку жестокость или неконгруэнтность, что неминуемо порождает у ребенка стремление угодить взрослым [4, c.219-222].
Вследствие сказанного, важно стараться не допускать подобных ситуаций и стремиться к тому, чтобы к старшему дошкольному возрасту ребенок научился испытывать чувство стыда за свою склонность ко лжи и зависти. Он непременно должен четко выработать свое отношение ко лжи, поняв, что это порок, который надо преодолеть. И в этом ребенку, несомненно, должны помочь взрослые. Поскольку непосредственной обязанностью педагога является оказание родителям содействия в воспитании детей, он должен владеть современными воспитательными технологиями и иметь опыт позитивной работы с родителями [8, с.116], что предусматривается требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в отношении формирования профессиональных компетенций [6].