Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

В данной статье представлены результаты исследования по изучению особенностей этнической идентичности эвенов, проживающих в Республике Саха (Якутия). Каждый человек в мире относится к определенной этнической группе, и с самого рождения его личность начинает развиваться под влиянием различных факторов, одним из основных является культурный и этнический компонент. Человек в ходе онтогенеза осознает и принимает свою этническую принадлежность. У разных людей и этносов все происходит по-разному: со своими нюансами и особенностями. В случае, малочисленных народов Севера России, наблюдается своя специфичная картина этнической идентичности. Целью эмпирического исследования была изучение особенностей этнической идентичности эвенов. В данной научной работе объектом исследования выступили эвены наслега Найба Булунского улуса. Выдвинута гипотеза, предполагающая о наличии особенностей этнической идентичности эвенов. В исследовании обследована выборка, которая составляет 60 человек. Экспериментальную группу составили жители села Найба Булунского улуса в возрасте от 18 до 79 лет. Исследуемые эвены не носители родного языка, все говорят на якутском языке и большинство из межэтнических браков эвенов и якутов. Методами исследования были психологическое тестирование, включающее конкретные методики: шкальный опросник «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой. Тест М. Куна, Т. Макпартленда «Кто Я?», анкета с открытыми вопросами.

По полученным результатам исследования, можно сказать, что у эвенов преобладает высокий уровень позитивной этнической идентичности. Это говорит о том, что эвены сочетают позитивное отношение к своей этнической группе с позитивным отношением к представителям других этносов. Если смотреть далее по рангу, то на втором месте стоит такой тип этнической идентичности как этнофанатизм. Уровень этнофанатизма средний. Данный тип проявляется в убеждении о том, что во имя этнических интересов любые действия оправданы. А также отказ в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями другим народам, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, рационализация любых жертв в борьбе за благополучие своего этноса. Для эвенского народа так же характерно этническая индифферентность. Названный тип имеет средний уровень и описывается как размывание этнической идентичности, неясность принадлежности, маловажность этничности. Низкий уровень показали этнонигилизм и этноэгоизм. Что свидетельствует о том, что данные типы этнической идентичности не характерны для эвенов. То есть эвены села Найба не имеют гипоидентичности и спокойно относятся к другим народам и этносам. В исследовании большое внимание будет уделяться социальному Я, которая состоит из 7 компонентов. У эвенов больше всего превалирует семейная идентичность – 44 % ответов, профессиональная идентичность – 21,4 %, этническая идентичность – 14,4 %. Из 60 человек 29 указали свою национальность. Далее идут гендерная идентичность 7,9 % и общегражданская 6,9 %. Меньше всего характеристик по локальной идентичности – 4,5 % и религиозной идентичности – 1 %. Анкета с открытыми вопросами была нацелена на определение чувств к своей этнической группе, на представления образа «настоящего» эвена, на убеждения о положительных и отрицательных сторонах народа, на эмоции, которые сопровождаются с национальными праздниками и выбором национальности. Часто встречающимися ответами оказалась категория положительных ответов (гордость, уважение, любовь, симпатия, и т. д.), удельный вес которого составил 62,8 %. Отрицательных ответов (стыд, жалость, сострадание, никаких чувств) – 37,1 %. Для установления соотношения положительных и отрицательных единиц описания применили коэффициент Яниса, по рассчитанным значениям по всем вопросам превалируют положительные ответы, кроме одного вопроса №4. По корреляционному анализу Спирмена было выявлены связи: чем больше эвены гордятся за свой народ, тем ниже этноэгоизм (-0,291, при р<0,05), чем больше положительных эмоций испытывают эвены на национальных праздниках, тем ниже уровень этноэгоизма (-0,260, при р<0,05), чем больше эвены отдают предпочтение своей национальности, тем ниже уровень этноэгоизма (-0,275, при р<0,05), чем больше положительных эмоций испытывают эвены на национальных праздниках, тем ниже уровень этнофанатизма (–0,257, при р<0,05). В целом этническая идентичность эвенов находится в норме. И есть тенденция к этнофанатизму и этнической индифферентности. Это может объясняться тем, что эвены по историческим данным были подвержены консолидационным процессам с якутами. Впоследствии, этих процессов практически принудительно эвены были вырваны из своего родного языка и культуры, что могло способствовать фрустрации эвенов сейчас, когда они поняли всю сложность проблемы затухания этничности. И в настоящее время усиленно идет работа по возрождению культуры. И весь этот долгий процесс проявляется в виде этнофанатизма. Структура «социального Я» показывает, что этническая идентичность стоит на третьем месте превалируя над гендерной идентичностью. Половина респондентов указали свою национальность. Это говорит о том, что этническая идентичность как таковая существует в норме у эвенов. Но она протекает со своими особенностями, которые были выявлены на третьей методике. Анкета дала более четкую картину особенностей эвенов. Если говорить об общем результате, то большинство эвенов испытывают к своей этнической группе положительные чувства, в национальных праздниках получают положительные эмоции и не хотели бы (в случае возможности выбора) другую национальность. Эвены считают, что «настоящий» эвен должен быть носителем языка, придерживаться национальной культуры и быть ближе к природе. И конечно были указаны положительные личностные черты, Респонденты показали идеальный образ эвена, то есть уровень притязаний. Получается, что у эвенов есть потребность в родном языке, культуре, традиции. Такая же потребность появилась в результатах четвертого вопроса «За что бывает стыдно за свой народ». Были даны ответы, касающиеся некомпетентности в родном языке. И тем самым утратив родной язык эвены ощущают свою неполноценность. Комплекс неполноценности – это совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Есть даже такой термин «комплекс этнической неполноценности», которому нередко подвержены этнические меньшинства. Таким образом, этническая идентичность эвенов села Найба в целом находится в норме. Вместе с тем существует особенность в потребности в родном языке. Язык является ключом этничности и одним из основных элементов уникальности культуры любого народа. В перспективе следует углубиться в данную проблему и исследовать связь языка с этнической идентичностью.