Способность к формированию образа будущего тесно связана со способностью анализировать прошлое своего народа. Для стран, которые так же, как и Республика Саха (Якутия) опираются на коллективистские ценности – ценности семьи, рода, страны как большой семьи, видение перспективы развития в 100 лет считается закономерным. Этнокультурные аспекты отношения к коллективному прошлому и будущему до сих пор остаются слабо изучены. В современной психологии много работ, посвященных субъективному восприятию временной перспективы (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Ф. Зимбардо, и др.)., коллективной рефлексии в рамках организационной психологии, коллективный образ будущего (А.Л. Журавлев, Т.А. Нестик). Вместе с тем, изучение отношения молодежи к коллективному прошлому и будущему в этнокультурной перспективе, способствует повышению позитивной этнической идентичности, осознанному видению и конструированию будущего, а значит глобальному развитию народа. Интерес к этим исследованиям в этнической психологии возрастает, но отношение молодежи к прошлому и будущему в этнокультурном аспекте мало изучено.
Основная цель работы состоит в раскрытии социально-психологических детерминант отношения молодежи к коллективному прошлому и будущему в этнокультурном аспекте.
Объект исследования – якутская молодежь от 18 до 25 лет, проживающая на территории РС (Я).
Предметом является отношение молодежи к коллективному прошлому и будущему.
Задачи исследования:
1. Изучение особенностей отношения якутской молодежи к прошлому и будущему народа.
2. Определение особенностей культурной ориентации и восприятия индивидом группы у представителей якутской молодежи.
3. Выявление взаимосвязи между культурно-ценностной ориентацией и особенностями восприятия группы.
Гипотеза: отношение к коллективному прошлому и будущему отражается во взаимосвязи особенностей культурной ориентации и восприятием этнической группы индивидом.
Используемые методики для исследования:
1) тест культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенд, (вариант Л.Г. Почебут) [4];
2) методика «Незаконченные предложения»;
3) тест «Восприятие индивидом группы» [3].
В исследовании приняла участие молодежь от 18 до 25 лет, проживающая на территории Республики Саха (Якутия), в количестве 60 человек. Из них 30 девушек, и 30 юношей, представители якутской национальности.
По полученным данным для якутской молодежи характерна тенденция формирования в русле современной культуры 75 %. У 16,6 % проявляется тенденция культурно-ценностных ориентаций на динамически развивающуюся культуру, и самый минимальный результат был выявлен у традиционной культуры с ориентацией на прошлое – 8,4 %
Для современной якутской молодежи ценности культуры сосредоточены на человеке, его правах, призвании, развитии его способностей, самоактуализации и самореализации. Ориентация на современную культуру предполагает акцент на настоящем, на значительной роли социальной системы. За результаты своей деятельности человек в основном стремится получить не материальное, а моральное вознаграждение (слава, признание, успех).
Кроме этого, 55 % испытуемых относится к «прагматическому» типу восприятия группы, 23,3 % испытуемых к «индивидуалистическому», а самый низкий процент у «коллективистического» – 21,7 %. Эти данные показывают, что большая часть молодежи воспринимает группу людей с точки зрения ее «полезности» для решения вопросов, значимых для индивида. Ценности группы как таковой оказались незначимы для большинства якутской молодежи.
По проведенному анкетированию преобладает число положительных оценок прошлого и будущего, хотя по культурно-ценностным ориентациям молодежь ориентирована на настоящее. Для выявления интенсивности и стереотипности суждений был подсчитан удельный вес категорий [2].
В отношении прошлого и настоящего у якутской молодежи преобладает положительное отношение, а в отношении будущего амбивалентное.
Среди отрицательных ответов, молодые люди испытывают стыд за молодежь в настоящем, за исторические события во время борьбы за независимость, и считают, что самое ужасное, что может ожидать нацию – это уменьшение численности или исчезновение народа вместе со своим культурным наследием.
Корреляционный анализ Спирмена выявил взаимосвязь между особенностями культурной ориентации и особенностями восприятия этнической группой.
Взаимосвязь между прагматическим типом восприятия индивида группой связана с культурно – ценностной ориентацией на будущее динамически развивающейся культурой (rs=0,27; при р?0,05).
Таким образом, существует взаимосвязь между прагматическим типом восприятия индивида группой и с культурно-ценностной ориентацией на будущее и динамически развивающейся культурой. В этнокультурном аспекте, отношение к коллективному прошлому и будущему отражается во взаимосвязи особенностей культурной ориентации и восприятия этнической группы индивидом.