Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Проблема здоровья как предмет исследования в отечественной психологии стала рассматриваться начиная с 80-х годов прошлого столетия. Истоки взаимосвязи телесного и психического здоровья человека восходят еще вглубь веков – в античное время.

Жизнь современного общества характеризуется стремительными темпами развития науки и техники. Жизнедеятельность современного человека напрямую стала зависеть от продуктов технического прогресса. Изменилось качество и характер питания, начиная с раннего возраста, сократилось потребление натуральных продуктов, полученных искусственным способом с содержанием ГМО и т.д. В результате коренного изменения образа жизни, экологической обстановки, многосторонних стрессов население стало забывать свои главные истины и цели – заботу о своем здоровье.

Действительно, в нынешнем мире именно техника является единственной сферой оптимистической веры современного человека, иными словами самым большим его увлечением. Но она порабощает человека и ослабляет его духовность, тем самым распространяет различные заболевания.

Самыми распространенными отрицательными факторами, влияющими на здоровье человека являются: нерациональное питание, которое приводит к нарушениям не только пищеварительной, но и сердечно-сосудистой системы, заболевания опорно-двигательного аппарата, малоподвижный образ жизни, резкое ухудшение зрения.

Объект исследования – юноши и девушки в возрасте от 18 до 21 года, обучающиеся в СВФУ.

Предмет исследования – отношение к здоровью у студентов.

Цель исследования – определение взаимосвязи между отношением к здоровью студентов и уровнем развития самосознания.

Задачи исследования:

Выбор и обоснование методов исследования.

Исследовать особенности отношения к здоровью в студенческом возрасте.

Изучить самосознание студентов на предмет его ясности, сформированности.

Установить наличие взаимосвязи между уровнями сформированности самосознания и компонентами отношения к здоровью.

В исследовании были использованы следующие методики: Опросник Р.Л. Березовской «Отношение к здоровью», методика изучения сформированности «Я»-концепции (Self- Concept- Clarity – SCC) Д.Д. Кемпбелла.

По проведенным методикам были выявлены и получены следующие результаты: исходя из методики Р.А. Березовской «Отношение к здоровью»:

Когнитивная шкала – для студенческой молодежи вопросы здоровья скорее «абстракция» нежели необходимая реальность. Если даже здоровье провозглашается частью студентов (особенно девушек) как ценность, тем не менее, слабо представлено в индивидуальном сознании молодежи. То есть понятие «здоровье» не входит в сферу личностных смыслов индивида в этом возрасте.

Эмоциональный блок – при ухудшении физического здоровья отмечаются сдвиги в эмоциональной сфере личности: появляются ухудшение настроения (4,61), страх, подавленность (4,48), озабоченность (4,08). При этом важно отметить, особое поведение у парней – повышение раздражимости и нервозности. И наоборот, нормальное самочувствие (здоровье) связан с ощущением счастья (6,28), довольства (6,23), спокойствия (6,27) и радости (6,13).

Поведенческий блок – позволяет нам констатировать насколько студент активен в отношении поддержания своего здоровья. В принципе, респонденты показывают знание основ здорового образа жизни, однако наиболее доступными для них являются: избегание вредных привычек (5,30), физкультура (4,59), режим сна (4,33) и спорт (4,30).

Ценностно-мотивационный блок позволяет нам выявить место и значение здоровья в структуре потребностей личности. К сожалению, для большинства студентов преобладает потребительское отношение к своему здоровью.

Из методики Д.Д. Кемпбелла изучения сформированности «Я»-концепции (Self- Concept- Clarity – SCC), мы можем сказать, что у половины студентов (50 %) имеется средняя ясность самосознания, ближе к высокой. У 41 % студентов средняя ясность самосознания. Крайне высокая ясность Я-концепции есть лишь у 8 %. Крайне низкой ясности Я-концепции не обнаружилось ни у одного студента. Средняя ясность самосознания, ближе к низкой у одной студентки.

Тем самым, можно сказать, что у половины студентов имеется средняя ясность самосознания, ближе к высокой.

При разделении выборки по половому признаку мы увидели, что у девушек и юношей почти все результаты одинаковы и не имеют различий.