В подростковом возрасте происходит включения в общество, через трансформацию социальных установок, норм, правил взрослого мира в свои личные ценностные убеждения, представления и ориентации. Это напряжённый период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, мировоззрения, идентификация себя как представителя определённого пола, этноса, социальной группы и т.д. Интерес к проблеме ценностей обусловлен в связи с исследованием факторов регуляции человеческого поведения и отношений между людьми. Ценности, ценностные ориентации образуют сложную многоуровневую систему, являются одним из компонентов структуры личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.). Выступают как регулятор поведения в ситуации межличностного взаимодействия, источник жизненных целей человека (Д.А. Лeoнтьев, Л.Г. Почебут, М.С. Яницкий и др.). Одним из факторов, воздействующих на систему ценностных ориентаций личности, является социокультурная среда. Культура задаёт систему ценностных представлений, которые регулируют поведение личности (Ф.Клакхон, Ф. Стродбек, Ш.Шварц, М.Рокич, Н.М.Лебедева, А.Н. Татарко и др.). Существует тесная взаимосвязь ценностей личности и групп с социально-экономическим положением страны, что рассмотрено в исследованиях – Р. Инглхарт, Т.Н. Смотровой, В.М. Бызовой, Н.А. Журавлевой и др. [2, 5]. Интерес к изучению ценностей, ценностных ориентаций молодёжи обусловлен тем, что молодёжь является индикатором современного социального развития. В работе предпринята попытка выявить ценностные приоритеты современных подростков, в зависимости от места проживания. Исследование проводилось в г. Якутске и улусах республики. В качестве методик исследования были использованы: методика «Ценностные ориентации личности» (Г.Е. Леевик), методика изучения ценностей личности (Ш. Шварц) и опросник для выявления интересов, идеалов современных подростков. Выборка исследования составило 90 подростков в возрасте от 14 до 17 лет.
Для выявления интересов современных подростков нами был разработан опросник. Большинство подростков, как городских и сельских, предпочитают пассивный отдых (44 %), чем активный (35 %): играют в онлайн-игры, слушают музыки, смотрят телевизор, читают. Предпочитают заниматься творческими видами деятельности – 21 % (играют на гитаре, рисуют, поют, плетут из бисера, занимаются “hand-made”). Школьникам задавили вопрос, какой предмет они желают выбрать в качестве сдачи экзамена в 9 и 11 классах. Опрос показал, что больше всего городские подростки выбирают предметы, специализирующиеся на физико-математические и технические направления (48 %), на естественнонаучные направления – 28 %, на гуманитарные направления – 24 %. А сельские школьники больше выбирают гуманитарные дисциплины (42 %), чем физико-математические (33 %) и естественнонаучные (31 %). На вопрос, что является для Вас наиболее важным, ценным, подростки отметили, что это семья (61 %), друзья (29 %) и здоровье (10 %). В качестве первостепенной задачи в своей жизни городские школьники отметили, что получение образования (42 %), достижение поставленных целей (34 %) и создание счастливой семьи (24 %). У сельских подростков, в отличии от городских, первоочередной задачей является достижение поставленных целей (38 %), создание семьи (31 %) и получение образования (31 %). На формирование жизненных интересов и идеалов современных подростков большую роль играют сюжеты, герои сериалов (26 %) и фильмов (40 %), а спортивные кумиры (16 %) занимают менее значимое место. На вопрос, а какие проблемы вас волнуют больше всего на данный момент, ответили следующим образом: это выбор профессии (38 %), учёба (35 %), здоровье (14 %) и отношения с учителями (14 %). Весомым компонентом досуга и духовного становления молодёжи является увлечение музыкой. Сельская молодёжь, в отличие от городской, предпочитает слушать якутские песни (37 %), а в остальном музыкальные вкусы распределены одинаково: рэп, рок, поп, клубная музыка и классика, которую в основном слушают городские подростки. Таким образом, интересы, увлечения, характер времяпровождения у городских и сельских школьников практически одинаковы. Однако, можно увидеть некоторые особенности, городские школьники больше ориентированы на освоение школьных предметов физико-математического, технического характера. Тогда как сельские школьники, больше ориентированы на гуманитарные направления. Не исключена роль сми, в частности телевизионных передач для формирования интересов молодого поколения. Восприятие жизни через сериалы, возможно, и будет характеризовать некоторое стереотипное мышление.
Одной из задач исследования является изучение профессиональных ценностных ориентаций подростков (методика Г. Леевик). Формирование профессиональных ценностных ориентаций в подростковом возрасте включает ориентацию на труд, на общение, на познание, на общественно-политическую деятельность, на материальные ценности. Средствами достижения этих профессиональных ценностей являются развитие нравственных, деловых, волевых качеств и моральных качеств. Оценка ценностей производилась по 7-балльной шкале. В целом, для современных подростков, независимо от места проживания, наиболее важными профессиональными ценностями являются ориентация на общение (5,4 б.) и познание (5,35), стремление к самосовершенствованию, расширению кругозора, образованию, повышению культурного и интеллектуального уровня, а также самокритичности, с одной стороны, и образованности, зрелости, мудрости в понимании жизни, с другой. Наименее значимой ценностной ориентацией являются материальные ценности (5,18 б.). А инструментом для достижения этих ценностей будет ориентация на развитие волевых (5,40 б.) и деловых качеств (5,26 б.) – для городских подростков, а для сельских, ориентация на развитие волевых (5,46 б.) и нравственных качеств (5,29 б.).
Для более глубокого изучения структуры ценностей подростков нами был использован опросник Ш. Шварца. Согласно Ш.Шварцу ценности представлены в человеческом сознании на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов (групповой уровень) и на уровне индивидуальных приоритетов (индивидуальный уровень) [1]. Групповой уровень ценностной структуры содержит представления индивидов о нормативно-групповых идеалах, выступающих, как правило, в качестве социально задаваемых эталонов, что позволяет их рассматривать как декларируемые ценности. Индивидуальный уровень отражает индивидуальные эталонные модели людей, реализуемые в их поведении и деятельности. В нижеприведённой таблице представлены средние значения по ценностям (таблица).
Средние значения по типам ценностей (оценочная шкала от 1 до 7 б.)
Типы ценностей |
Городские подростки |
Сельские подростки |
||
На уровне нормативных идеалов |
На уровне индивидуальных приоритетов |
На уровне нормативных идеалов |
На уровне индивидуальных приоритетов |
|
Конформность |
4,00 |
2,06 |
3,90 |
3,36 |
Традиции |
3,27 |
2,74 |
4,55 |
4,02 |
Доброта |
4,45 |
3,06 |
3,32 |
2,24 |
Универсализм |
4,50 |
2,80 |
2,51 |
2,68 |
Самостоятельность |
4,68 |
3,72 |
3,20 |
2,74 |
Стимуляция |
3,42 |
2,08 |
4,34 |
3,02 |
Гедонизм |
4,45 |
3,68 |
4,05 |
3,52 |
Достижения |
4,70 |
2,76 |
4,47 |
3,42 |
Власть |
3,65 |
2,22 |
3,41 |
3,14 |
Безопасность |
4,06 |
3,04 |
4,52 |
3,80 |
Результаты показывают, что для городских подростков доминирующими декларирующими ценностями являются: ценности «достижения», «самостоятельность» и «универсализм». У сельских подростков ведущие ценностные типы: это «традиция», «безопасность» и «достижение». На уровне индивидуальных приоритетов для городских подростков важны: «самостоятельность», «гедонизм» и «доброта». У сельских подростков на уровне индивидуальных приоритетов доминирующими ценностями являются: «традиции», «безопасность» и «гедонизм». Статистически значимые различия между городскими и сельскими подростками обнаружены в оценке таких ценностей как «доброта» (U=0,026, при р=0,05) и «достижения» (U=0,011, при р=0,05) на уровне индивидуальных приоритетов. На уровне групповых норм, различия в ценности «традиция» (U=0,010, при р=0,005), которая является приоритетным больше для сельских подростков, чем для городских.
Ш. Шварц в своей теории выделяет противоречивые блоки ценностей: «ценности сохранения – ценности изменения», «ценности самоопределения – ценности самовозвышения» и «ценности коллективизма – ценности индивидуализма». В целом, для городских подростков больше характерна тенденция к ценностям изменения, самоопределения и стремление к ценностям коллективизма. В ценностном сознании сельских школьников больше всего представлены ценности сохранения традиции, стабильности, но в то же время присутствует и стремление к ценностям самовозвышения. Ценности коллективизма и индивидуализма (на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов) чётко не обозначены, с одной стороны, для них характерны ценности традиции, благосклонности, конформности с группой, но с другой стороны присуще и стремление к ценностям власти, достижения и гедонизма. Можно сказать, что у сельских подростков в ценностном сознании наблюдается некий антагонизм, противоречие, т.к. в этой выборке мы наблюдаем расхождение ценностей на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов.
Таким образом, в формировании ценностных приоритетов немаловажную роль играет место проживания и социализация подростка. Возможно, традиционный уклад жизни в якутских сёлах и требования современного общества выступают неким фактором, обуславливающим наблюдаемое противоречие в ценностном сознании сельских подростков.