Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

В подростковом возрасте происходит включения в общество, через трансформацию социальных установок, норм, правил взрослого мира в свои личные ценностные убеждения, представления и ориентации. Это напряжённый период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, мировоззрения, идентификация себя как представителя определённого пола, этноса, социальной группы и т.д. Интерес к проблеме ценностей обусловлен в связи с исследованием факторов регуляции человеческого поведения и отношений между людьми. Ценности, ценностные ориентации образуют сложную многоуровневую систему, являются одним из компонентов структуры личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.). Выступают как регулятор поведения в ситуации межличностного взаимодействия, источник жизненных целей человека (Д.А. Лeoнтьев, Л.Г. Почебут, М.С. Яницкий и др.). Одним из факторов, воздействующих на систему ценностных ориентаций личности, является социокультурная среда. Культура задаёт систему ценностных представлений, которые регулируют поведение личности (Ф.Клакхон, Ф. Стродбек, Ш.Шварц, М.Рокич, Н.М.Лебедева, А.Н. Татарко и др.). Существует тесная взаимосвязь ценностей личности и групп с социально-экономическим положением страны, что рассмотрено в исследованиях – Р. Инглхарт, Т.Н. Смотровой, В.М. Бызовой, Н.А. Журавлевой и др. [2, 5]. Интерес к изучению ценностей, ценностных ориентаций молодёжи обусловлен тем, что молодёжь является индикатором современного социального развития. В работе предпринята попытка выявить ценностные приоритеты современных подростков, в зависимости от места проживания. Исследование проводилось в г. Якутске и улусах республики. В качестве методик исследования были использованы: методика «Ценностные ориентации личности» (Г.Е. Леевик), методика изучения ценностей личности (Ш. Шварц) и опросник для выявления интересов, идеалов современных подростков. Выборка исследования составило 90 подростков в возрасте от 14 до 17 лет.

Для выявления интересов современных подростков нами был разработан опросник. Большинство подростков, как городских и сельских, предпочитают пассивный отдых (44 %), чем активный (35 %): играют в онлайн-игры, слушают музыки, смотрят телевизор, читают. Предпочитают заниматься творческими видами деятельности – 21 % (играют на гитаре, рисуют, поют, плетут из бисера, занимаются “hand-made”). Школьникам задавили вопрос, какой предмет они желают выбрать в качестве сдачи экзамена в 9 и 11 классах. Опрос показал, что больше всего городские подростки выбирают предметы, специализирующиеся на физико-математические и технические направления (48 %), на естественнонаучные направления – 28 %, на гуманитарные направления – 24 %. А сельские школьники больше выбирают гуманитарные дисциплины (42 %), чем физико-математические (33 %) и естественнонаучные (31 %). На вопрос, что является для Вас наиболее важным, ценным, подростки отметили, что это семья (61 %), друзья (29 %) и здоровье (10 %). В качестве первостепенной задачи в своей жизни городские школьники отметили, что получение образования (42 %), достижение поставленных целей (34 %) и создание счастливой семьи (24 %). У сельских подростков, в отличии от городских, первоочередной задачей является достижение поставленных целей (38 %), создание семьи (31 %) и получение образования (31 %). На формирование жизненных интересов и идеалов современных подростков большую роль играют сюжеты, герои сериалов (26 %) и фильмов (40 %), а спортивные кумиры (16 %) занимают менее значимое место. На вопрос, а какие проблемы вас волнуют больше всего на данный момент, ответили следующим образом: это выбор профессии (38 %), учёба (35 %), здоровье (14 %) и отношения с учителями (14 %). Весомым компонентом досуга и духовного становления молодёжи является увлечение музыкой. Сельская молодёжь, в отличие от городской, предпочитает слушать якутские песни (37 %), а в остальном музыкальные вкусы распределены одинаково: рэп, рок, поп, клубная музыка и классика, которую в основном слушают городские подростки. Таким образом, интересы, увлечения, характер времяпровождения у городских и сельских школьников практически одинаковы. Однако, можно увидеть некоторые особенности, городские школьники больше ориентированы на освоение школьных предметов физико-математического, технического характера. Тогда как сельские школьники, больше ориентированы на гуманитарные направления. Не исключена роль сми, в частности телевизионных передач для формирования интересов молодого поколения. Восприятие жизни через сериалы, возможно, и будет характеризовать некоторое стереотипное мышление.

Одной из задач исследования является изучение профессиональных ценностных ориентаций подростков (методика Г. Леевик). Формирование профессиональных ценностных ориентаций в подростковом возрасте включает ориентацию на труд, на общение, на познание, на общественно-политическую деятельность, на материальные ценности. Средствами достижения этих профессиональных ценностей являются развитие нравственных, деловых, волевых качеств и моральных качеств. Оценка ценностей производилась по 7-балльной шкале. В целом, для современных подростков, независимо от места проживания, наиболее важными профессиональными ценностями являются ориентация на общение (5,4 б.) и познание (5,35), стремление к самосовершенствованию, расширению кругозора, образованию, повышению культурного и интеллектуального уровня, а также самокритичности, с одной стороны, и образованности, зрелости, мудрости в понимании жизни, с другой. Наименее значимой ценностной ориентацией являются материальные ценности (5,18 б.). А инструментом для достижения этих ценностей будет ориентация на развитие волевых (5,40 б.) и деловых качеств (5,26 б.) – для городских подростков, а для сельских, ориентация на развитие волевых (5,46 б.) и нравственных качеств (5,29 б.).

Для более глубокого изучения структуры ценностей подростков нами был использован опросник Ш. Шварца. Согласно Ш.Шварцу ценности представлены в человеческом сознании на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов (групповой уровень) и на уровне индивидуальных приоритетов (индивидуальный уровень) [1]. Групповой уровень ценностной структуры содержит представления индивидов о нормативно-групповых идеалах, выступающих, как правило, в качестве социально задаваемых эталонов, что позволяет их рассматривать как декларируемые ценности. Индивидуальный уровень отражает индивидуальные эталонные модели людей, реализуемые в их поведении и деятельности. В нижеприведённой таблице представлены средние значения по ценностям (таблица).

Средние значения по типам ценностей (оценочная шкала от 1 до 7 б.)

Типы ценностей

Городские подростки

Сельские подростки

На уровне нормативных идеалов

На уровне индивидуальных приоритетов

На уровне нормативных идеалов

На уровне индивидуальных приоритетов

Конформность

4,00

2,06

3,90

3,36

Традиции

3,27

2,74

4,55

4,02

Доброта

4,45

3,06

3,32

2,24

Универсализм

4,50

2,80

2,51

2,68

Самостоятельность

4,68

3,72

3,20

2,74

Стимуляция

3,42

2,08

4,34

3,02

Гедонизм

4,45

3,68

4,05

3,52

Достижения

4,70

2,76

4,47

3,42

Власть

3,65

2,22

3,41

3,14

Безопасность

4,06

3,04

4,52

3,80

Результаты показывают, что для городских подростков доминирующими декларирующими ценностями являются: ценности «достижения», «самостоятельность» и «универсализм». У сельских подростков ведущие ценностные типы: это «традиция», «безопасность» и «достижение». На уровне индивидуальных приоритетов для городских подростков важны: «самостоятельность», «гедонизм» и «доброта». У сельских подростков на уровне индивидуальных приоритетов доминирующими ценностями являются: «традиции», «безопасность» и «гедонизм». Статистически значимые различия между городскими и сельскими подростками обнаружены в оценке таких ценностей как «доброта» (U=0,026, при р=0,05) и «достижения» (U=0,011, при р=0,05) на уровне индивидуальных приоритетов. На уровне групповых норм, различия в ценности «традиция» (U=0,010, при р=0,005), которая является приоритетным больше для сельских подростков, чем для городских.

Ш. Шварц в своей теории выделяет противоречивые блоки ценностей: «ценности сохранения – ценности изменения», «ценности самоопределения – ценности самовозвышения» и «ценности коллективизма – ценности индивидуализма». В целом, для городских подростков больше характерна тенденция к ценностям изменения, самоопределения и стремление к ценностям коллективизма. В ценностном сознании сельских школьников больше всего представлены ценности сохранения традиции, стабильности, но в то же время присутствует и стремление к ценностям самовозвышения. Ценности коллективизма и индивидуализма (на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов) чётко не обозначены, с одной стороны, для них характерны ценности традиции, благосклонности, конформности с группой, но с другой стороны присуще и стремление к ценностям власти, достижения и гедонизма. Можно сказать, что у сельских подростков в ценностном сознании наблюдается некий антагонизм, противоречие, т.к. в этой выборке мы наблюдаем расхождение ценностей на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов.

Таким образом, в формировании ценностных приоритетов немаловажную роль играет место проживания и социализация подростка. Возможно, традиционный уклад жизни в якутских сёлах и требования современного общества выступают неким фактором, обуславливающим наблюдаемое противоречие в ценностном сознании сельских подростков.