Актуальность обусловлена возрастающими требованиями в работе психологов и социальных работников, так как их деятельность относится к помогающим профессиям. Психологическая и социальная работа требует большой эмоциональной загруженности, коммуникационной работы, использования эмоционально-энергетических и личностных ресурсов. Следовательно, вероятность возникновения выгорания у них повышена.
Целью исследования является изучение особенностей профессионального выгорания у психологов и социальных работников.
Задачи исследования:
1. Выявить уровень профессионального выгорания у психологов и социальных работников;
2. Определение удовлетворенности трудом и его взаимосвязи с профессиональным выгоранием психологов и социальных работников.
Гипотеза:
- социальные работники больше подвержены к профессиональному выгоранию, чем психологи;
- синдром выгорания зависит от отсутствия удовлетворения труда и субъективного благополучия.
Объектами исследования выступили психологи и социальные работники г. Якутска.
При изучении профессионального выгорания использовалось методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко. Полученные результаты.
В фазе напряжения имеются различия: симптом переживания психотравмирующих обстоятельств значительно выше у социальных работников, неудовлетворенность собой и «загнанность в клетку» выше у психологов, а тревога и депрессия в обоих случаях равны.
В фазе резистенции симптомы расширения сферы экономии эмоции и редукция профессиональных обязанностей значительно выше у социальных работников, а у психологов наиболее выражен симптом эмоционально-нравственной дезориентации. Симптом неадекватной эмоциональной избирательной реагировании у обоих равны.
В последней фазе истощения симптом эмоционального дефицита выше у социальных работников, чем у психологов, а остальные симптомы равны.
Доминирующим фазой является фаза резистенции, т.к. наиболее сложившиеся симптомы психологов и социальных работников относятся к данной фазе. В данном случае оно выражает стремление к психологическому комфорту и старание снизить давление внешних обстоятельств.
Для выявления различий в профессиональном выгорании между психологами и социальными работниками был использован критерий Манна-Уитни:
Фаза напряжения.
Шкала 1. В переживании психотравмирующих обстоятельств между психологами и социальными работниками различия отсутствуют, т.к. эмпирическое значение (Uэмп=64) больше критического значения (р<0,05; Uкр=51).
Шкала 2. В неудовлетворенности собой между психологами и социальными работниками различия присутствуют, т.к. эмпирическое значение (Uэмп=45) меньше критического значения (р<0,05; Uкр=51).
Шкала 3. В «загнанности в клетку» между психологами и социальными работниками различия отсутствуют, т.к. эмпирическое значение (Uэмп=79) больше критического значения (р<0,05; Uкр=51).
Шкала 4. В тревоге и депрессии между психологами и социальными работниками различия отсутствуют, т.к. эмпирическое значение (Uэмп=68) больше критического значения (р<0,05; Uкр=51).
Фаза резистенции.
Шкала 1. В неадекватном эмоциональном избирательном реагировании между психологами и социальными работниками различия отсутствуют, т.к. эмпирическое значение (Uэмп=72) больше критического значения (р<0,05; Uкр=51).
Шкала 2. В эмоционально-нравственной дезориентации между психологами и социальными работниками различия отсутствуют, т.к. эмпирическое значение (Uэмп=71) больше критического значения (р<0,05; Uкр=51).
Шкала 3. В расширении сферы экономии эмоций между психологами и социальными работниками различия отсутствуют, т.к. эмпирическое значение (Uэмп=65,5) больше критического значения (р<0,05; Uкр=51).
Шкала 4. В редукции профессиональных обязанностей между психологами и социальными работниками различия отсутствуют, т.к. эмпирическое значение (Uэмп=61) больше критического значения (р<0,05; Uкр=51).
Фаза истощения.
Шкала 1. В эмоциональном дефиците между психологами и социальными работниками различия отсутствуют, т.к. эмпирическое значение (Uэмп=64) больше критического значения (р<0,05; Uкр=51).
Шкала 2. В эмоциональной отстраненности между психологами и социальными работниками различия отсутствуют, т.к. эмпирическое значение (Uэмп=75) больше критического значения (р<0,05; Uкр=51).
Шкала 3. В личностной отстраненности (деперсонализация) между психологами и социальными работниками различия присутствуют, т.к. эмпирическое значение (Uэмп=25) больше критического значения (р<0,05; Uкр=51).
Шкала 4. В психосоматическом и психовегетативном нарушении между психологами и социальными работниками различия отсутствуют, т.к. эмпирическое значение (Uэмп=84,5) больше критического значения (р<0,05; Uкр=51).
В итоге больших различий между психологами и социальными работниками в симптомах эмоционального выгорания не присутствуют. По результатам данной методики психологи лидируют в 3-х симптомах (неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», эмоционально-нравственная дезориентация), а социальные работники в 4-х симптомах (переживание психотравмирующих обстоятельств, расширение сферы экономии эмоция, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит). Таким образом, наша первая гипотеза подтверждается, что социальные работники больше подвержены к профессиональному выгоранию, чем психологи.
Определение удовлетворенности трудом психологов и социальных работников проводилось с помощью методики изучения интегральной удовлетворенности трудом (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов): психологи наиболее удовлетворены трудом, чем социальные работники.
Вслед за этим, выявили различия уровней удовлетворенности трудом между психологами и социальными работниками по критерии Манна-Уитни:
Получилось так, что в удовлетворенности трудом между психологами и социальными работниками присутствуют различия, т.к. эмпирическое значение (Uэмп=45,5) меньше критического значения (р<0,05; Uкр=51).
При выявлении взаимосвязей между профессиональным выгоранием и удовлетворенностью трудом психологов и социальных работников была использована коэффициент корреляции Спирмена.
Результаты психологов: отрицательный коэффициент корреляции значима на уровне 0,05 между симптомом фазы напряжения – «загнанность в клетку» и удовлетворенностью трудом (р= –535).
Результаты социальных работников: положительный коэффициент корреляции значима на уровне 0,05 между симптомом фазы истощения – эмоциональный дефицит и удовлетворенностью трудом (р= 477).
У психологов можно отметить взаимосвязь между симптомом фазы напряжения – «загнанность в клетку» и удовлетворенностью трудом. А у социальных работников между симптомом фазы истощения – эмоциональный дефицит и удовлетворенностью трудом.
Данный вывод показывает, что вторая гипотеза частично подтверждается, что синдром выгорания зависит от отсутствия удовлетворения труда. Так как, при высоких результатах удовлетворенности трудом у психологов и у социальных работников симптомы профессионального выгорания выражены в малой количестве.
Гипотеза о том, что социальные работники больше подвержены к профессиональному выгоранию, чем психологи, подтверждена. А гипотеза об обусловленности синдрома выгорания от отсутствия удовлетворения труда и субъективного благополучия – подтверждена.