Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Согласно проведенным исследованиям склонности к рефлексии у студентов гуманитарных и технических направлений существуют различия в уровне развития рефлексии. Для проведения исследования было отобрано 60 человек. Выборка была разделена на 30 студентов гуманитарного направления и на 30 студентов технического направления. Для выявления рефлексивности мышления у студентов гуманитарного и технического направлений были использованы методика Карпова «Методика диагностика рефлексивности» и методика Анисимова «Методика определения уровня рефлексивности мышления». По результатам исследования у 56,7 % студентов гуманитарного направления и 3,3 % студентов технического направления можно сказать о высокоразвитой рефлексии. Высокий уровень развития рефлексии характеризуется как самоконтроль поведения в актуальной ситуации, склонность размышлять о происходящем, в том числе и в профессиональной жизни. У 40,0 % студентов гуманитарного направления и 73,3 % студентов технического направления можно сказать о среднем уровне развития рефлексии. Средний уровень развития рефлексии проявляется в частичном осознании своих специфических характеристик, в искаженном отражении своих индивидуальных особенностей, а также в стихийном, неорганизованном характере протекания рефлексивных процессов, получении случайного результата рефлексии, часто не соответствующего реальным условиям ситуации. Данный уровень реализации личностной рефлексии также характеризуется поверхностным рефлексивным анализом информации, осуществляемым не по собственной инициативе, а под воздействием обстоятельств или других людей. Для студентов со средним уровнем развитии рефлексии характерно пониженное стремление контактировать с окружающими людьми. У 3,3 % студентов гуманитарного направления и 23,3 % студентов технического направления можно сказать о низком уровне развитии рефлексии. Такая рефлексия характеризуется следующими признаками: незнание или слабое знание сути мыслительной операции, неумение сформулировать своюмысль; неумение описать собственные действия; отсутствие умения и навыка самостоятельного применения мыслительной операции. Кроме того, для студентов с низким уровнем развития рефлексии характерно незнание собственных индивидуальных особенностей мышления и отсутствие интереса к развитию логического мышления. С помощью данной методики можно также определить вид рефлексии: ретроспективную, рефлексию настоящей и будущей деятельности, а также рефлексию общения и взаимодействия. Ретроспективная рефлексия деятельности – это анализ событий, выполненной деятельности, состоявшихся в прошлом – 63,4 % студентов гуманитарного и 52,5 % студентов технического направлений склонны рефлексировать по результатам выполненной работы. Рефлексия настоящей деятельности – это мотивировка и самооценка, обеспечивающие включенность субъекта в ситуацию, а также анализ происходящего и осмысление элементов анализа – 61,6 % студентов гуманитарного и 54,1 % студентов технического направлений более склонны соотносить с ситуацией собственные действия, умение контролировать элементы деятельности в зависимости от меняющихся условий. Прогнозирование возможных результатов – 66,3 % студентов гуманитарного и 52,9 % студентов технического направления более склонны представлять себе будущую деятельность и оценивать свои возможности. При определении уровня рефлексивности мышления, были получены следующие результаты по шкале «Рефлексивности мышления», студенты гуманитарии – 3,3 % уровень выше среднего; 63,3 % средний уровень; 30,0 % уровень ниже среднего; 3,3 % низкий уровень. Студенты технического направления – 86,7 % средний уровень; 10,0 % уровень ниже среднего; 3,3 % низкий уровень. По шкале «Самокритичность»: студенты гуманитарии – 6,7 % высокий уровень; 16,7 % уровень выше среднего; 53,3 % средний уровень; 13,3 % уровень ниже среднего; 10,0 % низкий уровень. Студенты техники – 20,0 % уровень выше среднего; 43,3 % средний уровень; 33,3 % уровень ниже среднего; 3,3 % низкий уровень. По шкале «Коллективность» студенты гуманитарии – 10,0 % высокий уровень; 33,3 % средний уровень; 56,7 % уровень ниже среднего. Студенты техники – 3,3 % уровень выше среднего; 76,7 % средний уровень; 20,0 % уровень ниже среднего. Путем статистического анализа с помощью U-критерия Манна-Уитни мы выявили, что существуют различия по шкалам: шкала «Общий уровень рефлексивности» – Uэмп=116,5; при уровне р? 0,01; шкала «Ретроспективная рефлексия деятельности» – Uэмп=175,5; при уровне р?0,01; шкала «Рефлексия настоящей деятельности» – Uэмп=256; при уровне р?0,01; шкала «Рассмотрение будущей деятельности» – Uэмп=130,5; при уровне р?0,01; шкала «Рефлексия общения» – Uэмп=128,5; при уровне р?0,01; шкала «Рефлексивность мышления» – Uэмп=280,5; при уровне р?0,01. Различий не было выявлено по шкалам: шкала «Самокритичноть» – различий не существует (Uэмп=399,5); шкала «Коллективность» – различий не существует (Uэмп=399,0). Можно заметить, что существуют различия в уровне развития рефлексии у студентов гуманитарного технического направлений, что было доказано с помощью U-критерия Манна-Уитни. Исходя из этого можно отметить, что гипотеза «Существуют различия в уровне развития профессиональной рефлексии у студентов» подтверждена. Для определения профессиональной мотивации у студентов гуманитарного и технического направления была использована методика Замфира в модификации Реана «Мотивация профессиональной деятельности». Оптимальный мотивационный комплекс – гуманитарии 56,7 % и техники 70,0 % – мотивированы содержанием профессионального обучения, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов. Они удовлетворены своей избранной профессией. Неоптимальный мотивационный комплекс – гуманитарии 43,3 % и техники 30,0 % – свидетельствование о безразличном, а вероятно, и негативном отношении к процессу обучения в целом мотивированы получением диплома.

По результатам исследования можно констатировать, что уровень рефлексивности у студентов гуманитарного и технического направлений имеют различия. У студентов гуманитарного направления более развита рефлексия, чем у студентов технического направления. Они более склонны к самоконтролю собственного поведения, рефлексировать по результатам собственной деятельности, организовывать свою будущую деятельность. Но студенты технического направления более удовлетворены своей избранной профессией, чем студенты гуманитарного направления.