Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Суицид занимает третье место в классификации причин смертности у населения (после онкологических болезней и заболеваний сердца). По данным ВОЗ около 20 % самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Число суицидальных действий и намерений гораздо больше.

В России, за последние 6-7 лет, частота суицидов составила 19-20 случаев на 100 тысяч подростков. Средний показатель в мире – 7 случаев на 100 тысяч. Россия находится на одном из первых мест, где подросткам свойственно суицидальное поведение.

Период подросткового возраста в психологии характеризуется как кризисный период, это момент перехода из детства во взрослую жизнь. Опасность суицидального поведения у детей велика в атмосфере ненависти, агрессии, грубости, несправедливости, ранящей глубокие чувства. Самоубийства детей часто бывают связаны не столько со стремлением умереть, сколько со стремлением избежать тяжелых ситуаций и страхом перед ними.

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, которая возникает под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением, однако для детей и подростков это чаще всего нарушения общения с близкими, с семьей. Более 92 % случаев суицида в среде детей подростков спровоцированы школой и семьей. К совершению самоубийства ребенка может привести воспитанное родителями или окружающими чувство вины, выражающееся в том, что ребенок оценивает себя ниже и хуже других, не имеет чувства самоуважения [1].

Несмотря на широкий интерес к данной проблеме, практически до начала XIX в. строго научного изучения самоубийств не предпринималось. Лишь в конце XIX в. появились первые основополагающие работы по суициду. Э. Дюркгейм – автор первого социологического исследования феномена самоубийства. В дальнейшем интерес к проблеме самоубийства неуклонно возрастал. Различные аспекты самоубийства и суицидального поведения изучали Г. Дишес, В. Штерн, И. Рингл.

Анализ суицидальных проявлений подростков показал, что суицидальное поведение в этом возрасте, хотя и имеет много общего с аналогичным поведением у взрослых, все же несет в себе возрастное своеобразие. Это обусловлено спецификой физиологических и психологических механизмов, свойственных растущему организму и личности в период ее становления. Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на «второе рождение» характерно для суицидентов детского и подросткового возраста.

Целью данной работы является изучение представлений подростков о факторах суицида.

Факторы суицидального поведения подростков: Одним из главных факторов суицидального поведения в подростковом возрасте выделяют неблагоприятную семейную обстановку.

– Психологическая неадекватность в воспитании. Она раскрывает содержание внутрисемейного воспитания.

– Подростковое одиночество. В групповых социально-психологических исследованиях попадают в группу «отверженные», «козлы отпущения» и др.

– Трудно протекающий пубертат. Этот фактор свидетельствует о грубых нарушениях в развитии подростка, дисгармоничном развитии, по сравнении со сверстниками. Личностная импульсивность как черта суицидента. Для детской агрессивности характерна вспыльчивость, мгновенность, импульсивность.[2]

– Значительным фактором выделяют генетически закрепленную предрасположенность к определенным формам поведения, то есть к суициду.

Было проведено исследование представлений подростков о факторах аутоагрессивного поведения, результаты которого показали, что подростки основным фактором отмечают внутрисемейные конфликты (37,8 %)и неразделенную любовь (31,2 %). Респонденты также выделили безысходность положения как основную причину самоубийства (43 %). Подростки считают, что самоубийство не является единственным выходом из сложной ситуации, так как можно найти другой выход (41,3 %). Выяснилось, что подростки обсуждают проблему суицида чаще с друзьями (65,6 %), чем с родителями и педагогами.

Суицидальное намерение у подростков исходит от их несостоятельности в жизни, от недовольства собой и окружающим миром, для некоторых из них нет представлений, что смерть это конец жизни. Для подростков трудно вербализировать свои проблемы и трудности, поэтому для профилактики суицидального поведения родителям, педагогам при первых проявлениях суицидальных склонностей у подростков следует обратиться к специалисту.