Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1 Dagestan State University

Для понимания феномена маргинальности и поведения маргинальной личности необходимо дать характеристику сознанию индивидов, находящихся в состоянии маргинальности, которое включает личностную дезорганизацию индивида, возникающую вследствие дискредитации его прежней стабильной структуры опыта (в том числе личного), привычек, ценностей и установок его взаимодействия в социальном кругу.

В данном случае, большей частью речь идет о индивиде, вписанном в общую систему регуляции [1].

В этом комплексе структур, подвергающихся дискредитации важным критерием маргинальности в системе ценностей индивида являются неустойчивость норм и ценностей индивида (переход от нормативно-ценностной системы одной к нормативно-ценностной системе другой социальной группы) [1].

При этом, понятие маргинальной ситуации отождествляется с понятием маргинальности, но обратим внимание, на то, что маргинальная ситуация подразумевает рассмотрение конкретного происшествия в определенный момент времени, который изучается как срез социального, культурного и исторического пластов, позволяющий конкретизировать и более детально исследовать причины, суть и последствия конкретной ситуации.

Маргинальная ситуация является частным случаем вышеописанной пограничной ситуации, которая рассматривается как следствие нахождения человека в маргинальном статусе. Выделяются два основных подхода к рассмотрению маргинальной ситуации:

Макроподход (маргинальная ситуация рассматривается как стечение объективных обстоятельств). Макроподход предполагает обязательное влияние внешних обстоятельств на создание маргинальной ситуации.

Микроподход (маргинальная ситуация рассматривается в представлении человека, в единичном случае, как следствие событий в человеческой жизни). Микроподход трактует личное отношение и поведение самого человека к себе и к возникшей ситуации.

Таким образом, можно сказать, что маргинальность – это явление многогранное, поэтому и классификацию маргинальных ситуаций выделяют по нескольким основаниям, примерами которых могут служить: количество субъектов маргинальной ситуации (групповая и индивидуальная); степень осознанности (сознательные или бессознательные); добровольность (вынужденная или спровоцированная извне); причина маргинальности; нормы; традиции; культура; социальный статус; экономическое положение; биологические особенности и т.д.

Маргинальная ситуация возникает на рубеже несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. В то же время она бывает источником нового восприятия и осмысления общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества.

Исследователи выделяют следующие характеристики маргинальной ситуации:

- промежуточность, окраинность, пограничность положения индивида;

- погруженность индивида в процесс переходности (явление транзиции) или в контекст смены социокультурных парадигм, которая характеризуется дезадаптацией;

- феномен психологической «двойной» адаптации, когда индивид оказывается «между двумя местами или сразу в двух местах».

Маргинальность может проявляться в следующих формах: девиации – либо оказывается деструктивной для самих членов подобного общества, либо выплескивается в «большое общество» в виде насилия и неуправляемых действий; интеграции – завоевываются сильные социальные позиции.

Исследователи выделяют следующие типы маргинальности: культурную маргинальность (кросскультурные контакты и ассимиляция); маргинальность социальной роли (противоречия отнесения к позитивной референтной группе и т.п.); структурную маргинальность (уязвимое, бесправное положение в политическом, социальном и экономическом отношении группы в обществе).

Социальная связь является не простой совокупностью разного рода отношений, а представляет собой некую «организованную систему отношений, институтов и средств социального контроля, объединяющих индивидов, подгруппы и другие составные элементы в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию». Потеря социальных связей предполагает выпадение человека из этой стройной системы. А главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей [2].

Структура социальных связей маргинала отличается малочисленностью (скудностью) социальных субъектов и хрупкостью. Обычно такая структура характерна для безработных, больных, страдающих хроническими заболеваниями, тяжелобольных, беженцев, мигрантов, нищих, бомжей и заключенных, т.е. тех, кого принято относить к категории социально неблагополучных граждан.

Но стоит отметить одну характерную особенность маргинала – осознанность маргинальной ситуации и целенаправленное обрывание социальных связей и отношений по причине несовпадения основополагающих жизненных принципов.

Кроме потери или деформации социальных связей, к признакам маргинала еще следует отнести нарушение социальной адаптации.

Также к признакам маргинальности относятся:

- снижение уровня социальной (гражданской, политической) активности;

- отрицание или трансформация традиционной системы норм и ценностей, целей или же формирование новых;

- выход из производственной сферы;

- психосоматические трансформации: апатия, ощущение безвыходности;

- смена социальной группы (вплоть до перехода в категорию «социальное дно»), социальных ролей;

- возможна попытка противодействия существующей системе посредством вступления в контркультуру и т.д.

Процесс маргинализации осуществляется двумя способами: 1) через потерю (чего-либо) к осознанию маргинальности и 2) через осознание к отрицанию – потере.

Можно выделить два способа формирования маргинальной личности: 1) извне (общество не принимает человека, навязывает ему определенную социальную роль); 2) изнутри (осознание индивидом собственной инаковости). Самоидентификация маргинала основывается на чувстве собственного несоответствия «норме».

Маргинал находится вне социальной структуры, т.е. не принадлежит к тем элементам (социальным группам), отношения между которыми определяют характер общественного целого. Маргинальность не является автономным состоянием, это результат конфликта с общепринятыми нормами, выражением специфических отношений с существующим общественным строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром.