Введение. Актуальность темы исследования состоит в том, что Кемеровская область является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, следовательно, повышение благосостояния в этом регионе положительно скажется на экономике страны в целом.
Объект исследования — рынок труда Кемеровской области.
Предмет исследования — отдельные социально-экономические показатели Кемеровской области, характеризующие рынок труда.
Цель исследования — создания ряда рекомендаций по повышению эффективности управления занятостью в Кемеровской области.
Исходя из указанной выше цели исследования, его основными задачами являются:
— Изучить теоретические подходы к управлению занятостью.
— Выявить особенности эффективного управления занятостью в Кемеровской области при помощи анализа и расчета ее социально-экономических показателей.
— Сформулировать рекомендации по результатам исследования.
Степень и уровень разработанности проблемы. Исследования в обозначенной области проводятся, в основном, при участии органов власти субъекта федерации. На этих исследованиях основаны экономические меры правительства области. Также существует ряд публикаций на тему внедрения различных мер социальной политики на примере Кемеровской области [2,3].
Методика исследования. Исследование состоит из трех этапов: сбора данных, расчета показателей на основе данных и формулировке выводов на основе рассчитанных показателей. Сбор данных осуществляется с помощью сети Интернет.
Методы исследования — математические (расчет показателей, составление графиков) и экономические (интерпретация результатов и формулировка предложений по теме исследования).
Эффективности управления занятостью. При внедрении в экономику инновационных технологий проблема безработицы сильно обостряется. В первую очередь, речь идет о структурной безработице, поскольку новые технологии упрощают производство и приводят к сокращению штатов [1].
Вот почему на современном этапе развития экономики большую роль приобретает повышение эффективности управления занятостью. Если государственные органы способны в краткие сроки с минимальным расходом ресурсов и в соответствии с выдвинутыми критериями устранить негативные последствия от внедрения инноваций, их вполне можно назвать эффективными, соответствующими своему статусу. Если же государственные органы с такой задачей не справляются, их компетентность можно ставить под сомнение.
Управления занятостью в Кемеровской области. Кемеровская область является одним из самых крупных производственных комплексов страны. Область обладает уникальными запасами разнообразных минеральных ресурсов, способными обеспечить сырьем промышленность на многие годы. На территории области имеются месторождения золота, серебра, вольфрама, ртути, молибдена, кобальта, никеля. Главным достоянием региона является Кузнецкий каменноугольный бассейн (Кузбасс). Именно богатейшие природные ресурсы (66,4% всех запасов российского угля) обусловили сырьевую направленность и утяжеление отраслевой структуры экономики региона. Интенсивная промышленная деятельность обуславливает и хорошее развитие транспорта и систем связи. 57% угледобычи РФ приходится на Кузбасс.
Кузбасс также располагает значительным научно-техническим потенциалом. В области действуют организации, осуществляющие научные исследования и разработки, включая отраслевые научно-исследовательские институты, проектные и проектно-изыскательские организации, а также научно-технические подразделения на промышленных предприятиях, опытные производства и т.д.
Безработица как социальное явление ограничивает темпы социально- экономического развития Кемеровской области в целом и каждого муниципального образования в отдельности, снижает показатели качества жизни населения. Поэтому для предотвращения роста напряженности на рынке труда избрана такая стратегия действий службы занятости населения, которая максимально нацелена на решение проблем незанятого населения.
В 2012 году общее предложение свободной рабочей силы на регистрируемом рынке труда составило 118 тыс. человек, что на 20 процентов меньше по сравнению с 2011 годом.
Наиболее эффективным выходом из состояния безработицы остается трудоустройство или прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования по востребованной на рынке труда профессии с последующим трудоустройством. В течение 2013 года трудоустроено на постоянные рабочие места 27,5 тыс. граждан, на временную работу - 19,8 тыс. человек. Участниками общественных работ стали 5 тыс. граждан.
Результат исследования. Результат исследования — расчет и сравнение двух показателей, а также три графика, выражающих динамику известных показателей.
Для начала мы оценим общую картину безработицы в Кемеровской области: сравним уровни безработицы за 2005-2014 года в Российской Федерации и в выбранном нами регионе. Данные сведены в табл. 1. Соответствующий график представлен на Рис.1.
Таблица 1. Уровень безработицы в РФ и Кемеровской области в 2005-2014 годах
Год |
Кемеровская область |
РФ |
Год |
Кемеровская область |
РФ |
2005 |
8,6 |
7,1 |
2010 |
8,9 |
7,3 |
2006 |
7,4 |
7,1 |
2011 |
8,1 |
6,5 |
2007 |
6,2 |
6,0 |
2012 |
7,1 |
5,5 |
2008 |
6,6 |
6,2 |
2013 |
6,0 |
5,5 |
2009 |
9,7 |
8,3 |
2014 |
6,2 |
5,2 |
Рис.1. Динамика уровней безработицы по РФ и Кемеровской области
Как видно из графика, уровень безработицы в Кемеровской области всегда превышал этот средний показатель по России. Однако в последние годы наметилась положительная тенденция к снижению уровня безработицы, сближением его с федеральным.
Теперь следует оценить влияние безработицы на валовый региональный продукт (ВРП) Кемеровской области. Рассмотрим динамику ВРП региона с 2002-ого по 2013-ый год (табл. 2). Соответствующий график представлен на Рис.2.
Таблица 2. Валовой региональный продукт Кемеровской области в 2002-2013 годах
Год |
ВРП, тыс. руб. |
Год |
ВРП, тыс. руб. |
2013 |
668 312 |
2007 |
437 790 |
2012 |
718 320 |
2006 |
342 211 |
2011 |
751 198 |
2005 |
295 378 |
2010 |
625 915 |
2004 |
244 462 |
2009 |
512 408 |
2003 |
164 903 |
2008 |
575 902 |
2002 |
136 157 |
Рис.2. Динамика ВРП Кемеровской области в 2002-2013 годах
К сожалению, данных о ВРП 2014-ого года пока нет. Согласно сведениям с официального сайта Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, таковые появятся только в феврале 2016-ого года. [10] Но и без недостающих данных видно, что в последние годы темпы роста ВРП замедляется, а его объем снижается. Необходимо понять, связана ли эта отрицательная тенденция с ростом уровня безработицы или на это есть некие другие причины.
Для оценки степени влияния безработицы на ВРП, обратимся к расчету показателей. Рассчитать необходимо естественный и фактический уровни безработицы. В качестве естественного уровня взято среднее значение регистрируемого уровня безработицы за 2005-2014 года (табл. 1).
Естественный уровень безработицы равен: (8,6+7,4+6,2+6,6+9,7+8,9+8,1+7,1+6,0+6,2)/10 = 7,48
Фактический уровень безработицы (за 2014 год) рассчитывается как частное численности безработных к общей численности рабочей силы (занятые + безработные). Данные о рабочей силе в Кемеровской области смотри в табл.3.
Таблица 3. Экономически активное население Кемеровской области в 2005-2014 гг.
Год |
Занятые |
Безработные |
Год |
Занятые |
Безработные |
2005 |
1342,5 |
127,0 |
2010 |
1290,3 |
125,9 |
2006 |
1348,3 |
107,2 |
2011 |
1300,1 |
113,9 |
2007 |
1350,5 |
89,6 |
2012 |
1302,6 |
98,9 |
2008 |
1350,0 |
95,2 |
2013 |
1338,3 |
85,3 |
2009 |
1285,4 |
138,6 |
2014 |
1322,6 |
88,0 |
Фактический уровень безработицы равен: 88/(88+1322,6)*100% = 6,24.
Фактический уровень безработицы не превышает естественный, следовательно, снижение объема ВВП объясняется не ростом безработицы, а иными факторами. Это достаточно важный вывод, он наводит на мысль, что программа по содействию занятости в регионе работает, однако ее одной недостаточно для эффективного управления экономикой области, и следует подкреплять существующие меры дополнительными.
Для подтверждения выявленных нами фактов построим кривую Филлипса. Эта кривая выражает зависимость между уровнем инфляции и уровнем безработицы. Предполагается, что повышение безработицы уменьшает уровень инфляции, поскольку сокращаются расходы на заработную плату. [1]
Кривая Филлипса (по материалам в табл. 4.) представлена на рис.3.
Таблица 4. Индекс потребительских цен (уровень инфляции) в Кемеровской области в 2005-2014 годах.
Год |
Уровень инфляции |
Год |
Уровень инфляции |
2005 |
110,5 |
2010 |
107,9 |
2006 |
108,2 |
2011 |
106,5 |
2007 |
110,8 |
2012 |
107,5 |
2008 |
112,2 |
2013 |
106,7 |
2009 |
107,7 |
2014 |
111,9 |
Рис.3. Кривая Филлипса по данным кемеровской области.
Кривая Филлипса подтверждает эмпирическую обратную зависимость между уровнем инфляции и уровнем безработицы. Это подтверждает наш вывод о том, что падение ВРП Кемеровской области не связано с ростом безработицы. Скорее всего, основная причина снижения дохода в регионе — ухудшение общей экономической ситуации в РФ в последнее время. Следовательно, для преодоления падения регионального дохода, необходимо не только содействие занятости, но и другие меры.
Рекомендации по повышению эффективности управления занятостью в Кемеровской области. Если оценить управление занятостью Кемеровской области с точки зрения эффективности, легко убедится, что оно весьма эффективно: задачи, поставленные перед руководством области, выполняются надлежащим образом в надлежащие сроки. Уровень безработицы снижается, хотя еще не сравнился со средним по стране.
Тем не менее, по итогам исследования руководству Кемеровской области можно дать следующие рекомендации в сфере повышения эффективности управления занятостью:
— Необходимо продолжить программу по содействию занятости, рассчитанную на 2014-2016 года и разработать подобную программу на более долгосрочную перспективу.
— Предоставление новых рабочих мест за счет развития новых отраслей экономики. В качестве таковых можно предложить: развитие особого экстремального вида спорта: спуска на горных лыжах в нижнем белье. Пока это направление не слишком развито, но оно набирает популярность, в частности, спуск на лыжах в бикини в апреле 2015-ого года уже попал в Книгу Рекордов Гиннеса, так что перспективы довольно обнадеживающие; развитие науки на базе существующих в Кемеровской области исследовательских центров. Возможно, это позволит по-новому взглянуть на ресурсный потенциал региона, найти новые пути использования угольного запаса Кузбасса.
— Создание в регионе оффшорной зоны для привлечения капитала и трудоустройства специалистов в области банковского дела, страхования, и так далее.
Однако стоит отметить, что безработица — далеко не самая важная проблема региона. Она не приносит значимых потерь ВРП области. Основная причина убытков в том, что угледобыча в настоящее время не является приоритетной отраслью. Следовательно, для улучшения общего социально-экономического положения в регионе необходимо введение мер государственного регулирования не только в сфере занятости.
Заключение. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
— В начале исследования были сформулированы необходимые в дальнейшем понятия: эффективное управление, рынок труда, занятость и безработица. Также рассмотрена проблема необходимости повышения эффективности управления занятостью на современном этапе развития инновационной экономики.
— В ходе исследования были выявлены значимые особенности Кемеровской области, такие, как: основа экономики региона — угледобыча; безработица в области превышает средний по РФ уровень, однако не является критической; в регионе действует государственная программа по поддержке занятости населения.
— В ходе расчета и анализа социально-экономических показателей Кемеровской области, было выяснено, что: ВРП региона в последнее время снижается; снижение ВРП связано не с ростом безработицы, а, в первую очередь, с отраслевой спецификой области; в регионе подтверждается эмпирически выявленная обратная зависимость между уровнями инфляции и безработицы.
— В конце исследования были сформулированы рекомендации для руководства области по повышению эффективности управления занятостью.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, выполнены, следовательно, его цель достигнута.