Методы исследования в данной статье следующие: Методика Глена Домана, «Педагогика сотрудничества» Шалвы Амонашвили, «Семейная генограмма», «Шкала семейной адаптации и сплоченности», опросы, проведенные в 2015г в МПГУ.
Многие женщины не знают, каково же их главное призвание в жизни. Построить карьеру, заработать много денег, и быть независимой и свободной женщиной? Или же реализовать себя в семейной жизни, родив и воспитав счастливого ребенка?
Ольга Валяева (психолог, автор книг о женственности, семейных взаимоотношений и воспитании детей) знает ответ на этот вопрос: «В первую очередь, призвание женщины в том, чтобы быть матерью».
Что же такое «материнство»?
1. В Библии (священные писания) говорится, что «Материнство - это важнейшая роль, которую Бог определил многим женщинам. Послание к Титу говорит женщинам об их обязанности любить своих детей: «Чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие». Дети - это Божий дар. Каждая женщина, благословленная на материнство, должна отнестись к этому со всей серьезностью и ответственностью. Материнство не может быть рутинным и неприятным».
2. Анатолий Некрасов (современный российский писатель, психолог, автор книг) в своей книге «Материнская любовь» приводит вот такие определения:
«Материнство - это программа, заложенная в человека в момент его создания в виде инстинкта. Программа необходима для рождения и воспитания потомства».
«Материнство - это только один из этапов раскрытия женственности!»
Автор книги считает что в жизни женщины главным является не рождение детей, не материнство, а раскрытие своей сути, высочайших качеств женственности и благодаря этому, - создание Пространства Любви! Всё остальное - это уже следствие.
3. Жанна Цареградская (педагог, воспитатель, психолог-перинатолог, инструктор по материнскому искусству) приводит такое определение «Материнство - это способность женщины выносить, родить и выкормить грудью ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями. Чтобы реализовать эти задачи, женщине необходим материнский инстинкт, на основе которого формируется материнское поведение».
4. По определению Ольги Валяевой «Материнство - это то, что делает нас лучше со всех сторон. И в долгой перспективе это лучшее из возможных вложение своих сил. Да, иногда это трудно и болезненно. Иной раз оно изматывает нас физически и эмоционально. Да, это не только красивые фото и умиление от маленьких пяточек. Но это лучшее, что может случиться с женщиной».
Я согласна со всеми этими определениями, но так же я считаю, что в наше время, современные женщины, отодвинули свою прямую функцию в самый конец. Они зарабатывают деньги, квартиры, машины, дачи. Потом, когда часы тикают все громче, годам к 40 рожают своего первого ребенка. Или вообще не рожают.
У моей бабушки есть пример такой женщины, которая сознательно отказалась от детей. В итоге - сейчас ей 80 лет. Она пытается нянчить чужих внуков, и очень ругается, когда те не называют её бабушкой. Она хочет всех воспитывать, но ее никто не слушает. Она не способна никому служить и терпеть, и за это ее не любят. И она никому не нужна и безмерно одинока. Хотя в свои 30 и 40 - она была уверена, что это правильно. Это объясняется тем, что чем женщина старше, тем сложнее подстроить свой уже привычный ритм жизни под ночные бдения и лишения свободы для ребеночка. Именно поэтому женщинам рекомендуют активно рожать от 20 до 30 лет, потому что дальше это сделать будет сложнее как психологически, так и физиологически. Во всем нужен разумный подход.
Если говорить о подходе к материнству и женственности с точки зрения Анатолия Некрасова, то у меня есть пример одной женщины, которая еще 5 лет назад понятия не имела что такое женственность, в чем предназначение женщины. Тема возвращения к женской сути была для нее камнем преткновения. У нее не ладились отношения с мужем, не получалось находить общий язык с сыном, и не было ощущения счастья в душе. Она, конечно пробовала решать свои проблемы - занялась бизнесом, ребенка отдала на целый день няне, чтобы было время поработать и, как следует, отдохнуть. Но ничего не вышло, счастья не добавилось. Ситуация усугубилась - ребенок стал требовать ежесекундного внимания, быт раздирал в клочья, усталость множилась, любви не прибавилось. И тут она осознала, что отошла от своей женской роли - стремясь зарабатывать больше мужа, стремясь избавиться от ребенка, не занималась порядком в доме. Осознав это она начала учиться быть женщиной заново - ушла из бизнеса, начала создавать уют в доме, поддерживать порядок, начала сама готовить и.. занялась творчеством. Количество любви стало увеличиваться, потому что она раскрыла в себе женственность. И сейчас в их семье царит любовь, полная гармония и счастье.
Роль матери и отца в воспитании ребенка
Мать играет очень важную роль в воспитании ребенка. С мамой ребенок может быть собой, может быть смешным и нелепым, совершать ошибки, просить о помощи. Мама - это тот человек, который дарит ребенку комфорт, спокойствие и безопасность. Когда ребенок напитается этой безопасностью, в будущем, ему будет проще строить отношения с миром - он может оставаться собой в общении с другими людьми, не надевая масок, не боясь насмешек или ошибок.
Матери необходимо понять, что она очень ярко влияет на формирование личности ребенка, а значит:
1) Образ матери формирует ценности ребенка. Это самое важное, потому что ребенок с самого начала своей жизни смотрит на взаимоотношения родителей, и именно с них он делает слепок своей будущей жизни, своих ценностей, привычек. В большей степени с матери, потому что она всегда ближе к ребенку и больше времени проводит с ним. Мама для ребенка доступнее и понятнее.
2) Матери нужно быть любимой своим мужчиной и, обязательно, счастливой, потому что в воспитании девочки, нужно стать такой женщиной, какой она хотела бы видеть свою дочь.
3) В воспитании мальчиков, мать должна стремиться быть такой женщиной, какую бы хотела видеть рядом со своим сыном в будущем.
4) Так же, важнейшим аспектом является то, что нужно и мужу помочь стать таким мужчиной, каким бы она хотела видеть мальчика в будущем. Главное - это любить всем сердцем мужа! А ребенок будет это видеть и чувствовать.
5) Так же одна из важных миссий женщины как матери - это научить ребенка любить. Именно мать учит принимать и отдавать любовь с самого рождения. Мама ухаживает за ребенком, отдает ему свою силу, энергию, время - все это делается с большой любовью. Так ребенок учится принимать любовь. Отдавая, он, еще в самом младенческом возрасте, начинает улыбаться, а затем обниматься, дарить первые слова, комплименты. И все это для того, чтобы мамочка улыбнулась, чтобы она почувствовала еще такое маленькое, но уже очень значимое проявление любви дитя к матери.
Говорить только об участии матери в семейном воспитании было бы несправедливо. Поэтому нужно сказать и роли отца в воспитании ребенка. Первое и главное качество хорошего отца заключается в том, чтобы являть собой прекрасный образец мужчины. Воспитание мужских качеств у мальчика достигается в общении с отцом - мальчик приобретает типично мужские черты характера, учится быть мужчиной. Это дается ему не трудно, ведь дети склонны подражать взрослому. А девочка, когда в ней начинает пробуждаться женственность, начинает формировать свой взгляд на мужчин через отца таким образом - она наблюдает мужчину в домашней жизни, узнает как мужчины относятся к женщинам, являясь свидетелем взаимоотношений мамы и папы. Таким образом, она начинает понемногу понимать природы мужчины, что очень пригодиться ей в будущем для развития отношений с мужским полом.
Говоря о воспитании, необходимо так же выделить различные развивающие и воспитательные методики, среди них наиболее известные такие как:
- 1. Методика Глена Домана - «Воспитываем с рождения».
Глен Доман разработал методику для воспитания и развития самых маленьких детей. Он полагал, что наибольший эффект имеет активное обучение ребёнка и его воспитание до возраста семи лет. Методика рассчитана на способность малыша усваивать очень много информации, которую подают ему по специальной системе - используются карточки с написанными словами и предметами, картинки. Как и все остальные методики, она требует от родителей и педагогов разумного подхода и систематичности в занятиях с малышом. Эта методика вырабатывает у малышей пытливый ум, стимулирует раннее развитие речи, дальнейшее скорочтение.
- 2. «Воспитание каждую минуту».
Философ, педагог, профессор, Леонид Береславский утверждал, что ребенок должен развиваться каждую минуту, каждый день. Ежедневно он может научиться новому, и взрослые люди вокруг должны предоставлять малышу такую возможность. Примерно с полуторагодовалого возраста необходимо развивать внимание, память, мелкую моторику у малыша. С трех лет у ребёнка можно развивать логику, пространственное мышление. Эта методика не считается революционной, но такой взгляд на комплексное развитие детей раннего возраста в педагогике возник впервые.
- 3. «Педагогика сотрудничества» в методике Шалвы Амонашвили.
Профессор, доктор психологии, Шалва Александрович Амонашвили основал свою методику воспитания на принципе равного сотрудничества взрослого с детьми. Это - целая система, в основе которой лежит принцип гуманно-личностного подхода ко всем детям в процессе образования. Эта методика пользуется очень большой популярностью, а в своё время произвела фурор в педагогике и детской психологии. Методика Амонашвили была рекомендована министерством Образования ещё в Советском Союзе для применения в школах.
А как влияет родительство на формирование личностей мам и пап?
Продолжая говорить об отцовстве и материнстве, хочется добавить, что родительство так же имеет ряд преимуществ, активно влияющих на формирование личности мужчины и женщины:
1. Работа со своим эгоизмом - когда в жизнь мужчины и женщины приходит ребеночек, приходится жертвовать своими желаниями ради потребностей ребенка.
2. Раскрытие женственности и мужественности. Женщины, когда становятся мамами внезапно начинают любить женские занятия - варить супы, вязать, шить, создавать уют. А мужчины начинают вдруг чувствовать сильную ответственность за семью, свою непоколебимую значимость для ребенка как ориентир мужественности.
3. Раскрытие талантов, особенно у женщин. Они могут вдруг начать рисовать, фотографировать. И у меня есть живой тому пример. Моя бывшая одноклассница, родив ребеночка стала невероятно женственной, начала готовить, создавать уют, и, что самое интересное, у неё ни с того ни с сего появилось вдохновение фотографировать. Случилось это фантастически, кто то подарил ей фотоаппарат на День Рождения и тут понеслось. Талант у нее действительно огромный. И сейчас у нее уже есть портфолио своих работ, многие девушки, семейные пары записываются к ней фотосессии.
Проблемы института материнства и пути их решения
Но наряду с положительными аспектами материнства есть и негативные. За последние 5 лет проявились такие глобальные проблемы института материнства, как:
1. Образовательный и профессиональный уровни женщин значительно повысились, роль женщин во всех сферах жизни общества возросла. В современном мире общественная деятельность способствовала формированию у женщин традиционно мужских качеств: волевых черт личности, твердости, стремления к лидерству, профессиональному самоутверждению, карьерному росту. А ведь это все напрямую противоречит женскому предназначению - женщина должна быть в первую очередь любящей, мягкой, терпеливой, милосердной и счастливой. Такой властный стиль женского поведения, в наше время, стал переноситься в семейные отношения, что привело к доминированию в семье авторитета жены. И как результат поставленной проблемы мы получаем: достижение женщинами экономической независимости, разрушение традиционного семейного уклада жизни, потому что такой расклад занимает много ценного времени у женщины, а время нужно тратить совсем на другое - на проведение времени со своей семьей, на заботу и внимание, уделенное своему мужу и детям. А мужские качества и дела нужно оставить своим мужьям, ведь недаром говорят что женщина, должна быть замужем. За мужем. За крепкой мужской спиной, чтобы он делал всю мужскую работу, а ты, в свою очередь посвящала все свое время семье. А где сейчас находишься ты - замужем или за мужем?
2. По статистике в течение первых пяти лет треть семей распадается. Но в то же время увеличивается число гражданских браков. Это способствовало тому, что престиж материнства падает, забываются функции мужчин. Ниже приведена статистика разводов в России за последние 5 лет:
Федеральная служба государственной статистики
|
Таким образом, исходя из данных, можно сделать вывод, что количество зарегистрированных браков в течение пяти лет практически держится на одном уровне, только в 2011 году наблюдается скачок в сто тысяч.
Для того, чтобы предотвратить распад семьи, необходимо во время использовать методику «Семейная генограмма», которая диагностирует коммуникации в семье , взаимоотношения между ее членами и выявляет причины возникновения сложной жизненной ситуации в семье. Возможно также использование «Шкалы семейной адаптации и сплоченности» - данная методика позволяет быстро, эффективно и достоверно оценить процессы, происходящие в семейной системе, и наметить мишень психотерапевтического вмешательства. Данные методики, проведенные на начальном этапе развития конфликтных ситуаций, помогут определить истинную причину сложившихся недопониманий в семье, в следствие чего причина конфликта может быть успешна разрешена.
3. Серьезные изменения претерпело ценностное отношение к материнству в обществе. Ребенок теперь расценивается как «роскошь», а не как необходимая часть полноценной семьи. Все чаще женщины не решаются стать матерями во второй и третий раз по причине экономических затруднений, сложностей с трудоустройством, личной неблагоустроенности. Таким образом, переоценка традиционного материнства выражает особенности современной культуры, которая мотивирует женщин достигать больше каких-либо потребительских высот, преследуя эгоистические цели, вместо того, чтобы действовать согласно естественным потребностям, согласно природе. И, как результат, мы получаем: отсутствие мотивации к материнству, увеличение эгоизма матери, демографический кризис и изменение приоритета ценностей. Все это тесно взаимосвязано между собой.
На данную проблему было проведено исследование. В опросе, проводимом в октябре 2015 года, на базе Московского Педагогического Государственного Университета, участвовало 300 студенток всех факультетов вуза. Интересен тот факт, что все респондентки высказали желание иметь ребенка (детей), но больше половины (а именно 78%) студенток отметили, что не готовы жертвовать собой, своим личным временем и комфортом, удовольствиями ради детей. Более того, эти же девушки указали, что, по их мнению, самовыражение личностей супругов важнее родительских обязанностей.
Как результат всех вышеперечисленных проблем мы получаем: снижение репродуктивных установок, низкий престиж материнства и отцовства, направленность выбора супругов на бездетную семью, малодетность, создание таких форм семьи как гражданский брак, гостевая семья и др., распространенность девиантных форм материнского поведения.
Конечно же, нельзя оставлять данные проблемы и пускать их на самотек. Вот что я хочу предложить для изменения ситуации к лучшему:
1. Необходимо осуществлять просвещение молодежи по вопросам супружеских взаимоотношений, воспитания детей.
2. Повысить уровень личной ответственности молодежи готовности к родительству.
3. Разработать и внедрить единую концепцию разносторонней помощи семьям, попавшим в трудные жизненные ситуации.
4. Поиск эффективных путей решения жилищных проблем.
5. Осуществление помощи малообеспеченным и многодетным семьям.
6. Обеспечение детскими образовательными, развивающими и развлекательными учреждениями.
7. Внедрение гибкого графика работы для матерей с маленькими детьми.
Данные решения будут способствовать активному улучшению сложившихся проблем института материнства.
Давайте развивать в себе женственность! А остальное - приложится.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется сказать о том, что в наше время женщины действительно сталкиваются со всеми вышеуказанными проблемами, и количество таких женщин все растет. Они берут на себя непосильную для женской природы ношу - строят карьеру, зарабатывают деньги, становятся независимыми и свободными.. и в это же время рожают детей, а потом не знают как со всеми навалившимися делами справиться. В этой статье я привела примеры таких женщин, и, как видно из приведенных сложившихся ситуаций, решение проблем у всех женщин одно - начать раскрывать в себе женственность, действовать по-женски, создать вокруг себя пространство Любви. А всё остальное получится как следствие!
И в заключении нужно добавить, что:
1) Несмотря на все трудности, материнство может быть и даже должно быть радостным, потому что в самом процессе много радости и легкости;
2) Материнство - это очень ответственная и важная миссия. Этому миру не нужны женщины-юристы или строители, инженеры. Он голодает по материнскому теплу, которое мы всеми этими рабочими буднями уничтожили.
3) Материнство меняет все. А главное - оно меняет наше сердце. Если позволить этому произойти, вы сможете узнать себя намного глубже.
4) Материнство - самая нужная профессия в наше время. Только профессионалов очень мало. Как и тех, кто хотел бы стать матерью.
Мать дает своим детям очень многое - свою кровь, свою родовую силу, родовую память. Свой образ, свою любовь, свои ценности, пример жизни, пример отношений к себе и другим. Поэтому было бы неосмотрительно говорить о том, что быть мамой это просто. Что это ерунда. Что с этим справится любая. Родить может практически любая. А стать матерью - далеко не каждая. Особенно в этом мире. Мире, которому так нужны Матери.