В то же время можно нарисовать совершенно другую картину этих явлений. В то время как количественные показатели (например, количество встреч, связанных с обороной, и кадровых военных обменов) увеличились в 1990-е годы, они также иногда сокращались за этот период. Затем, после повтора цикла в первое десятилетие ХХ века, отношения осталась на прежнем уровне, не показывая признаков резкого изменения до настоящего. Здесь свою роль играет сравнительная перспектива. Япония провела больше масштабных программ укрепления безопасности с Австралией, чем, например, с Южной Кореей. [4, с. 259; 5, с. 311; 6, с. 267; 7, с. 306]. Кроме того, с точки зрения качества, отношения безопасности между Японией и Южной Кореей вряд ли можно назвать сотрудничеством или партнерством. Под эгидой руководства США, две страны неохотно участвуют в трехстороннем сотрудничестве, ограничивая свои обязательства по соответствующему двустороннему сотрудничеству с США. Хотя Япония и Южная Корея часто обещали ужесточение двустороннего сотрудничества под влиянием США и в присутствии северокорейской угрозы, их обещания редко осуществлялись в реальности. Например, во время угроз со стороны Северной Кореи, Южная Корея часто отождествляет Японию с другой скрытой угрозой, в то время как Япония также не скрывает своего недоверия к южнокорейскому правительству и СМИ. В целом, можно сказать, что сотрудничество в области безопасности между Японией и Южной Кореей, так и остается на низком уровне, показывая определенную степень количественного улучшения, но очень низкий качественный прогресс в период после окончания холодной войны.
При объяснении этих, казалось бы, противоречивых явлений, невозможно составить удовлетворительный ответ, не принимая во внимание исторические сложившиеся проблемы двух стран. Чтобы в полной мере понять, как развиваются события между Японией и Южной Кореей с 1990, важно ответить на следующие вопросы: Что было необходимым условием для количественного прогресса? Что привело к стагнации в сфере безопасности между Японией и Южной Кореей? По мере того как мы ищем ответы на эти вопросы, мы сталкиваемся с множеством национальных факторов, или историческими конфликтами и их реальными и предполагаемые проявлениями. Таким образом, можно утверждать, что в некоторых случаях, факторы идентичности влияют на сотрудничество в сфере безопасности больше, чем внешние стратегические факторы. Детальное изучение точек соприкосновения и исторических конфликтов Японии и Южной Кореи, и как следствие неустойчивость и общий упадок отношений в сфере безопасности, помогают подчеркнуть роль идентификационных факторов во взаимосвязи с внешними стратегическими факторами.
И ученые, и политики предложили целый ряд факторов для исследования слабого взаимодействия в сфере безопасности между Японией и Южной Кореей, так как предыдущая нормализация их дипломатических отношений в 1965 году охватила лишь часть их двустороннего взаимодействия. Затяжное недоверие между двумя странами не так сильно повлияло на отношения в сфере безопасности. Можно сделать вывод, что ключевым фактором является конфликт идентичности, который проявился через многочисленные дипломатические споры по ряду исторических вопросов. Проблема истории, стала более серьезной с момента демократизации Южной Кореи в конце 1980-х годов и критически влияет на характер отношений в сфере безопасности Японии и Южной Кореи. Он остается неустойчив и в целом колеблется на низком уровне в весь период после окончания Холодной войны.
Нельзя отрицать, что северокорейская военная угроза является постоянным фактором воздействия в регионе. Динамика глобального соперничества между США и Китаем, а также усиление регионального соперничества между Китаем и Японией, подчеркивает важность сотрудничества между Японией и Южной Кореей. Тем не менее, в последнее время обострение отношений в связи с исторической проблемой между двумя наиболее вероятными партнерами по безопасности в Восточной Азии означает, что такая же картина будет продолжаться и в будущем.
Итак, можно сделать вывод, что консолидация кооперативного поведения Японии и Южной Кореи будет иметь решающее значение в поддержании более эффективной системы коллективной безопасности под руководством США в Восточной Азии, обеспечивая тем самым стабильность в регионе. Таким образом, лица, принимающие решения в США и лидеры Японии и Южной Кореи должны сосредоточиться на последовательном взаимодействии и усилении отношении, чтобы Япония и Южной Корея смогли вырваться из рамок исторической проблемы и сформировать новую основу для взаимного доверия. Только это и станет толчком для расширения повторяющегося в периоды кризисов трехстороннего сотрудничества, а также может стать первым шагом на пути к подлинному многостороннему сотрудничеству в Восточной Азии, который является способом для достижения мирной среды безопасности в регионе и за его пределами.