Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE INDIVIDUAL RESULTS OF EDUCATIONAL PREVENTIVE DENTAL PROGRAM FOR CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE "JOURNEY TO TEETH LAND"

Aleksandrova L.I. 1 Yudina A.A. 1 Shestakova L.L. 1
1 Perm State Medical University
Today there is the lack of dental education of children and their parents about oral health. In this regard, the Department of pediatric dentistry and orthodontics of PSMU performs the work, which main purpose is to raise the level of dental literacy among children of primary school age and their parents. We have selected and surveyed the groups of primary school children and conducted a questionnaire survey among parents. There has been developed the diary for hygienic education and the preventive dental film. As a result, parents improved and consolidated the knowledge on the prevention of major dental diseases, and children improved and consolidated their skill of teeth cleaning, improved their knowledge of oral hygiene and the motivation to visit dentist appeared.
prevention of major dental diseases.
preventive dental film
diary for sanitary-hygienic education
dental literacy
preventive dental program
Dental education
Актуальность.

Кариес зубов - одна из наиболее актуальных проблем современной стоматологии [1]. Распространенность данной патологии для временных зубов у детей 2 лет достигает 27,7%, 3 лет - 57,7%, 4 лет - 64,2%, 5 лет - 78,3%, 6 лет - 85,4%, при интенсивности 0,9, 2,8, 3,2, 4,8, 5,2 соответственно. Те же показатели для постоянных зубов в 6 лет составляют 22,0% и 0,3, в 12 лет - 73,0% и 2,51 [3,4]. Но до сих пор не найдено действенных средств для эффективной профилактики самых распространенных заболеваний полости рта - кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта. Данная проблема продолжает оставаться одной из важнейших и актуальных в практической стоматологии. Поэтому становится все более ясным, что единственным способом борьбы с основными стоматологическими заболеваниями в настоящее время, является первичная профилактика [2].

Вопросы организации и проведения стоматологического просвещения и гигиенического воспитания детей младшего школьного возраста остаются актуальными на сегодняшний день.

Сегодня ярко выражено отсутствие стоматологической просвещенности детей и их родителей об основных стоматологических заболеваниях и уходе за полостью рта. Вследствие этого, показатели интенсивности кариеса зубов увеличиваются и ухудшается уровень гигиены полости рта у детского населения. Правильная чистка зубов является одним из главных средств профилактики кариеса, поэтому необходимо уделять особое внимание оценке уровня знаний и навыков по гигиене полости рта детей и их родителей [5].

Кроме того, отсутствие системного подхода к проведению стоматологического просвещения и гигиенического воспитания детей младшего школьного возраста, отсутствие эффективной профилактической стоматологической программы в школах делает организацию стоматологического просвещения неэффективной.

Цель. Повысить уровень стоматологической грамотности среди детей младшего школьного возраста и их родителей, по сравнению с исходным до 80%. Мотивировать к уходу за полостью рта и посещению детьми врача-стоматолога.

Также нашей целью было наметить тенденцию к уменьшению интенсивности кариеса зубов у детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы. Нами были обследованы следующие группы детей младшего школьного возраста (возраст от 6 до 9 лет):

Первая группа - ГБУЗ ПК ГСП №3 детское отделение (10 детей)

Вторая группа - КГАУ «Центр комплексной реабилитации инвалидов» (10 детей)

Третья группа - Детское отделение хирургического стационара стоматологической клиники ГБОУ ВПО ПГМУ имени академика Е.А Вагнера Минздрава России (10 детей)

Четвертая группа - ГБУЗ ПК ГДКБ № 15 (10 детей)

Во всех группах обследования была проведена оценка исходного уровня интенсивности кариеса зубов с помощью стоматологического обследования и с использованием дополнительных методов обследования.

В результате стоматологического обследования исходный уровень показал следующие значения.

В первой группе индекс OHIS = 3,0; индекс PMA = 25% (легкая степень тяжести); индекс КПУ + кп = 7.

Во второй группе индекс OHIS = 3,8; индекс PMA = 36% (средняя степень тяжести); индекс КПУ + кп = 5.

В третьей группе индекс OHIS = 4,0; индекс PMA = 41% (средняя степень тяжести); индекс КПУ + кп = 6.

В четвертой группе индекс OHIS = 2,6; индекс PMA = 35% (средняя степень тяжести); индекс КПУ + кп = 8.

Также для родителей детей было проведено анкетирование на определение уровня знаний стоматологической грамотности. В результате анкетирование показало, что у 85 % родителей определяется низкий уровень стоматологической просвещенности об основных стоматологических заболеваниях, отсутствуют знания о том, как нужно правильно ухаживать за полостью рта и как правильно чистить зубы.

Вследствие этого на кафедре детской стоматологии и ортодонтии ПГМУ была разработана методика стоматологического просвещения в виде дневника для санитарно-гигиенического обследования и воспитания детей начальных классов общеобразовательных учреждений «Путешествие в Зубландию» (удостоверение на рационализаторское предложение №2686 от 8.12.2015 г.) и профилактический стоматологический фильм «Приключения мышонка Переса».

Дневник является наглядным учебным пособием по уходу за полостью рта. В дневнике представлены памятки, демонстрирующие правила здоровья и ухода за полостью рта, стихотворения, обучающие чистке зубов и правилам здорового питания, наглядные картинки с изображениями средств и предметов гигиены по уходу за полостью рта.

В дневник также включен календарь, позволяющий контролировать выполнение чистки зубов два раза в день, задания, позволяющие закрепить полученные в ходе уроков здоровья знания, а также раскраска на тему здорового питания и ухода за полостью рта. Дети с помощью дневника смогут дополнительно обучаться дома, выполняя домашние

задания из дневника.

Дневник и фильм облегчают работу стоматолога при проведении стоматологического просвещения, делают ее доступнее и понятнее для детей начальных классов, позволяют контролировать усвоение полученных знаний и навыков.

Данная профилактическая стоматологическая программа была внедрена в группы обследования, и в дальнейшем был проведен  повторный осмотр.

Результаты. При повторном осмотре, который был проведен спустя 4 месяца, были определены следующие показатели:

В первой группе индекс OHIS = 0,6; индекс PMA = 25% (легкая степень тяжести).

Во второй группе индекс OHIS = 1,2; индекс PMA = 14% (средняя степень тяжести).

В третьей группе индекс OHIS = 1,6; индекс PMA = 21% (средняя степень тяжести).

В четвертой группе индекс OHIS = 1,3; индекс PMA = 18% (средняя степень тяжести).

Также было проведено повторное анкетирование среди родителей. По его результатам, родители стали лучше ориентироваться в основных стоматологических заболеваниях, узнали, как нужно правильно ухаживать за полостью рта. Также они стали принимать активное участие в воспитании стоматологического здоровья своих детей.

Выводы. Таким образом у родителей улучшились и закрепились знания по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний, а у детей улучшился и закрепился навык чистки зубов, улучшились знания в области гигиены полости рта. А также появилась мотивация к посещению врача-стоматолога и интерес к здоровью своих зубов.