Кариес зубов - одна из наиболее актуальных проблем современной стоматологии [1]. Распространенность данной патологии для временных зубов у детей 2 лет достигает 27,7%, 3 лет - 57,7%, 4 лет - 64,2%, 5 лет - 78,3%, 6 лет - 85,4%, при интенсивности 0,9, 2,8, 3,2, 4,8, 5,2 соответственно. Те же показатели для постоянных зубов в 6 лет составляют 22,0% и 0,3, в 12 лет - 73,0% и 2,51 [3,4]. Но до сих пор не найдено действенных средств для эффективной профилактики самых распространенных заболеваний полости рта - кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта. Данная проблема продолжает оставаться одной из важнейших и актуальных в практической стоматологии. Поэтому становится все более ясным, что единственным способом борьбы с основными стоматологическими заболеваниями в настоящее время, является первичная профилактика [2].
Вопросы организации и проведения стоматологического просвещения и гигиенического воспитания детей младшего школьного возраста остаются актуальными на сегодняшний день.
Сегодня ярко выражено отсутствие стоматологической просвещенности детей и их родителей об основных стоматологических заболеваниях и уходе за полостью рта. Вследствие этого, показатели интенсивности кариеса зубов увеличиваются и ухудшается уровень гигиены полости рта у детского населения. Правильная чистка зубов является одним из главных средств профилактики кариеса, поэтому необходимо уделять особое внимание оценке уровня знаний и навыков по гигиене полости рта детей и их родителей [5].
Кроме того, отсутствие системного подхода к проведению стоматологического просвещения и гигиенического воспитания детей младшего школьного возраста, отсутствие эффективной профилактической стоматологической программы в школах делает организацию стоматологического просвещения неэффективной.
Цель. Повысить уровень стоматологической грамотности среди детей младшего школьного возраста и их родителей, по сравнению с исходным до 80%. Мотивировать к уходу за полостью рта и посещению детьми врача-стоматолога.
Также нашей целью было наметить тенденцию к уменьшению интенсивности кариеса зубов у детей младшего школьного возраста.
Материалы и методы. Нами были обследованы следующие группы детей младшего школьного возраста (возраст от 6 до 9 лет):
Первая группа - ГБУЗ ПК ГСП №3 детское отделение (10 детей)
Вторая группа - КГАУ «Центр комплексной реабилитации инвалидов» (10 детей)
Третья группа - Детское отделение хирургического стационара стоматологической клиники ГБОУ ВПО ПГМУ имени академика Е.А Вагнера Минздрава России (10 детей)
Четвертая группа - ГБУЗ ПК ГДКБ № 15 (10 детей)
Во всех группах обследования была проведена оценка исходного уровня интенсивности кариеса зубов с помощью стоматологического обследования и с использованием дополнительных методов обследования.
В результате стоматологического обследования исходный уровень показал следующие значения.
В первой группе индекс OHIS = 3,0; индекс PMA = 25% (легкая степень тяжести); индекс КПУ + кп = 7.
Во второй группе индекс OHIS = 3,8; индекс PMA = 36% (средняя степень тяжести); индекс КПУ + кп = 5.
В третьей группе индекс OHIS = 4,0; индекс PMA = 41% (средняя степень тяжести); индекс КПУ + кп = 6.
В четвертой группе индекс OHIS = 2,6; индекс PMA = 35% (средняя степень тяжести); индекс КПУ + кп = 8.
Также для родителей детей было проведено анкетирование на определение уровня знаний стоматологической грамотности. В результате анкетирование показало, что у 85 % родителей определяется низкий уровень стоматологической просвещенности об основных стоматологических заболеваниях, отсутствуют знания о том, как нужно правильно ухаживать за полостью рта и как правильно чистить зубы.
Вследствие этого на кафедре детской стоматологии и ортодонтии ПГМУ была разработана методика стоматологического просвещения в виде дневника для санитарно-гигиенического обследования и воспитания детей начальных классов общеобразовательных учреждений «Путешествие в Зубландию» (удостоверение на рационализаторское предложение №2686 от 8.12.2015 г.) и профилактический стоматологический фильм «Приключения мышонка Переса».
Дневник является наглядным учебным пособием по уходу за полостью рта. В дневнике представлены памятки, демонстрирующие правила здоровья и ухода за полостью рта, стихотворения, обучающие чистке зубов и правилам здорового питания, наглядные картинки с изображениями средств и предметов гигиены по уходу за полостью рта.
В дневник также включен календарь, позволяющий контролировать выполнение чистки зубов два раза в день, задания, позволяющие закрепить полученные в ходе уроков здоровья знания, а также раскраска на тему здорового питания и ухода за полостью рта. Дети с помощью дневника смогут дополнительно обучаться дома, выполняя домашние
задания из дневника.
Дневник и фильм облегчают работу стоматолога при проведении стоматологического просвещения, делают ее доступнее и понятнее для детей начальных классов, позволяют контролировать усвоение полученных знаний и навыков.
Данная профилактическая стоматологическая программа была внедрена в группы обследования, и в дальнейшем был проведен повторный осмотр.
Результаты. При повторном осмотре, который был проведен спустя 4 месяца, были определены следующие показатели:
В первой группе индекс OHIS = 0,6; индекс PMA = 25% (легкая степень тяжести).
Во второй группе индекс OHIS = 1,2; индекс PMA = 14% (средняя степень тяжести).
В третьей группе индекс OHIS = 1,6; индекс PMA = 21% (средняя степень тяжести).
В четвертой группе индекс OHIS = 1,3; индекс PMA = 18% (средняя степень тяжести).
Также было проведено повторное анкетирование среди родителей. По его результатам, родители стали лучше ориентироваться в основных стоматологических заболеваниях, узнали, как нужно правильно ухаживать за полостью рта. Также они стали принимать активное участие в воспитании стоматологического здоровья своих детей.
Выводы. Таким образом у родителей улучшились и закрепились знания по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний, а у детей улучшился и закрепился навык чистки зубов, улучшились знания в области гигиены полости рта. А также появилась мотивация к посещению врача-стоматолога и интерес к здоровью своих зубов.