В современном обществе происходит активный процесс внедрения использования информационных ресурсов компьютерных технологий во всех сферах жизни общества, в том числе и в школьном образовании.
При использовании информационных технологий в процессе обучения повышается мотивация учения, стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность коллективной и самостоятельной работы. Компьютерные технологии оказывают также воспитательное воздействие на обучаемого, а в некоторых случаях компьютерные технологии становятся средствами дальнейшей профессиональной деятельности школьника, поскольку необходимость учиться возникает на протяжении всей жизни.
Чтобы понять роль информационных технологий в образовании, необходимо сначала понять, что же представляют собой информационные технологии. В одних случаях можно трактовать это понятие как определённое научное направление, в других – как способ работы с информацией. В определенном смысле все педагогические технологии (которые понимаются как способы) являются информационными, поскольку учебно-воспитательный процесс обязательно проходит в виде обмена информацией между учителем и учеником. Но в современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией [2, с. 116].
Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации школьнику при помощи компьютерной техники. Компьютерная технология может использоваться в школьном обучении в трёх вариантах:
- как вспомогательная компонента обучения (применение компьютеров при изучении отдельных разделов);
- как основная компонента обучения, самая определяющая из используемых в данной технологии частей;
- как целостная компонента, когда всё обучение, включая тестирование, контроль и мониторинг, опираются на применение компьютерных средств [5, с. 33].
Так как компьютерные технологии представляют собой совокупность методов и технических средств, расширяющих знания учащихся и развивающих их возможности по управлению техническими процессами, можно добиться повышения успеваемости при обучении школьников этими методами, применяя их также и в исследовательской деятельности школьников. С помощью компьютерных технологий, учащиеся могут реализовать свои творческие способности в качестве исследователя, программиста, художника, и пр. в виртуальной форме. Педагогический опыт показывает, что исследования учеников по большей мере являются чисто исследовательскими работами, реже – связанными с каким-нибудь исследовательским проектом [4, с. 119].
Если рассматривать разнообразные факторы, которые окружают внедрение компьютерной технологии в сферу образования, наиболее важным звеном является отношение “человек – компьютер”. Глобальность и многоаспектность этой проблемы вынуждают проводить исследования всех многосторонних связей учащихся с компьютером. Однако учителю следует помнить, что компьютер сегодня всего лишь информационный инструмент и один из способов повышения эффективности обучаемости школьников, передача информации при помощи компьютера сама по себе ещё не обеспечивает передачи всех знаний, культуры.
В то же время, современные графические операционные системы внесли в сферу обучения много новых возможностей:
- графические редакторы позволяют при помощи графики улучшать визуально процесс образования (при помощи рисунков, схем, диаграмм, карт, и пр.);
- текстовые редакторы и процессоры позволяют провести достаточно сложную работу с текстами и значительно облегчить выпуск публикаций школьников;
- технологии Action Flash позволяют создать наглядную и простую в обращении компьютерную программу для демонстрации на уроке.
Учитель может составить своё тематическое планирование таким образом, чтобы включить в разделы или темы использование компьютера, мультимедиа и Интернет-технологий. А использование демонстрационных программ значительно повышает интерес учащихся к учебе.
Например, при изучении комбинаторики на внеклассных занятиях по математике, можно использовать программное обеспечение, которое графически и наглядно представляет собой интерактивную модель головоломки «Ханойские башни». При применении такого подхода у учащихся значительно повышается интерес к новому материалу, что влечет за собой улучшение усвояемости материала.
В ходе исследования нами была разработана компьютерное программное обеспечение «Ханойские башни», которое интерактивно позволяет управлять напрямую процессом перестановки колец с одной башни на другую, при этом ведется подсчет расходуемых шагов, что позволяет нескольким школьникам соревноваться в оптимизации решения данной головоломки.
При запуске программы появляется титульное окно программы с кнопкой «Играть», которая запускает игровой процесс.
Рис.1. Главное окно программы «Ханойские башни»
Нажатие на эту кнопку запускает основной игровой процесс, в котором можно видеть 3 башни для колец, над каждой из башен расположены кнопки, позволяющие перекидывать кольца с одной башни на другую. Также в левом верхнем углу можно видеть количество произведенных действий в ходе решения головоломки. Учащимся необходимо перевести кольца с первой башни на вторую (которая помечена стрелкой), используя третью как вспомогательную.
Рис.2. Процесс решения головоломки.
После решения головоломки показывается поздравительное окно с надписью «Вы выиграли!»
Рис.3. Поздравительное окно.
Также обучение школьников на уроках математики при помощи компьютерных программ можно значительно расширить при использовании таких современных возможностей компьютера, как Интернет и мультимедиа, смоделированные микромиры и демонстрации.