Аксиологический аспект образования в настоящее время имеет особый смысл. Он тесно связан с ценностными ориентациями всех участников образовательного процесса. В связи с тем, что в 2012 изменилась нормативно-правовая база образования (закон «Об образовании в РФ»), стало актуальным его изучение и анализ для выявления тенденций развития современного образования.
По определению, данному в современном словаре по педагогике Рапацевича Е.С., ценность — это любой объект (в т.ч и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта(индивида, группы, слоя, этноса) [2;137]. Ценности могут быть духовными и материальными, они в любом случае закрепляются человеком.
По мнению Клочко В.Е., понятие «ценность» принадлежит к тем многозначным понятиям, которые распространены и в сфере обыденного сознания, и в сфере научного, в частности методологического и философского знания. Именно ценность осознается и переживается личностью как актуальная значимость, как смысл [1;85].
Тот факт, что образование является общечеловеческой ценностью сегодня ни у кого не вызывает сомнения.
И.Я Лернер считает, что образование, четкого определения которого нет, но которое вместе с тем представляет собой явление деятельности по определению и формированию образа человека и его места в мире.
Согласно ФЗ_«Об_образовании_в_Российской Федерации», образование — единый, целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретенных знаний, умений, навыков, ценностных установок в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и профессионального развития человека [4].
В этом законе были выделены принципы регулирования отношений в сфере образования. Это такие принципы как:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недоступность дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности;
4) единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования РФ с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, свободное развитие его способностей;
8) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся;
9) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
10) сочетание государственного и государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования[4].
Из десяти принципов, изложенных в ФЗ «Об образовании», мы выделили пять ценностей, в которых мы наблюдаем, что провозглашаются права каждого ребенка на образование, свободное= развитие личности, возможность развиваться умственно, физически и нравственно. (табл.1)
Таблица 1
Матрица ценностей в ФЗ «Об образовании»
Цели Ценности |
образование |
воспитание |
развитие |
Образование |
Признание приоритетности образования (п.3.1) |
Обеспечение права каждого ребенка на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования |
+ |
Гуманистический характер личности |
+ |
Воспитание бережного отношения к природе и окр. среде, рационального природопользования(ст 3. п.3) |
Свободное развитие личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности(ст.3п.3) |
Индивидуальность |
Право на образование в РФ гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии (ст 5 п.2) |
+ |
Защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства(ст.3 п.4) |
Безопасность |
Обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование |
+ |
Создание условий развития системы образования, защиты прав и интересов участников отношений в сфере образования |
Семья, права и обязанности родителей |
родители(законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательного учреждения |
+ |
Защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением |
На базе МБОУ "СОШ №9" г. Лесосибирска проводилось исследование, в котором участвовали ученики 16-17 лет (выборка 45 человек) 9-11 классов.
Главной целью являлось выявление современной молодежи к получению образования. Для изучения ценностных ориентаций школьника, мы провели методику М.Рокича. Старшеклассникам предлагались 18 терминальных ценностей, которые школьники должны были отметить в иерархичном порядке от наиболее до наименее важной.
Проанализировав все данные, мы разделили 18 ценностей на 6 блоков, таких как сопереживание, образование, личность, благополучие, интересы и гармония. Итак, мы можем с уверенностью сказать, что у большинства учащихся (35%) десятиклассников на первом месте стоит ценность образование (развитие и познание). Второе место разделили благополучие (семейная счастливая жизнь, безопасность, материальный достаток) - 20% учащихся и интересы (творчество и развлечения) -20% детей. На четвертом месте оказалось сопереживание (красота природы, счастье) — 11% десятиклассников. Наименее значимым оказался блок личность (свобода и уверенность) — 9% учащихся. И самое последнее место занимает гармония (здоровье, любовь) — 5%. Необходимо отметить, что изучение ценностных ориентаций имеет большое значение при организации воспитательной работы с учащимися т.к. позволяет выявить уровень сформированности ценностных ориентаций учеников, создать благоприятные педагогические условия для их формирования ценностных, необходимых для гармоничного развития личности, дальнейшего общественного и профессионального становления.
Таким образом, анализируя выделенные ценности в ФЗ «Об образовании в РФ» и результаты опроса по методике М.Рокича, проведенного на учащихся 16-17 лет, можно сделать вывод, что выделенные ценности в основном совпадают и являются важными в жизни детей. Это говорит о том, что важными ценностями для них являются: образование (развитие и познание) -35% , благополучие (семейная счастливая жизнь, безопасность и материальный достаток)- 20% и интересы (творчество и развлечения)-20%.