Опираясь на словарь иностранных слов под редакцией Комлева Н.Г. , мы видим, что аксиология (от гр. axia ценность и logos - учение, слово) – это философское учение о ценностях и об оценках в этике, которое исследует, в частности, смысл человеческой жизни [1]. Мир ценностей сложный и многогранный, способный оказывать влияние на деятельность человека, и применяемые им решения. Виды ценностей разнообразны и неоднородны, в аксиологии представлены различные варианты их классификации.
Г. Риккерт, один из родоначальников аксиологии, разделял все ценности на шесть классов: логические (в научных достижениях), эстетические (в произведениях искусства), мистические (в культах), религиозные, нравственные, личностные. Один из многих философов ХХ в. Г. Мюнстерберг предложил различать два типа ценностей: жизненные (любовь, счастье) и культурные (поэзию, музыку), а в каждом из этих типов логические, эстетические, этические и метафизические ценности. Немецкий философ ХХ в. М. Шелер выстраивал ценности в следующую иерархию: на низшей ее ступени находились ценности чувственные («приятное»), над ними - жизненные, или витальные («благородное»), еще выше - духовные, в том числе эстетические («прекрасное»), морально-правовые («справедливое»), гносеологические («истинное»), а на верхней ступени - религиозные («святое»).
В своей книге «Аксиология культуры», Г. Выжлецов выделяет четыре класса ценностей: 1) духовные (в религии, нравственности, искусстве), 2) социальные (политические, правовые, моральные), 3) экономические и 4) материальные [3].
Рассмотрев понятия «аксиология» и «ценность» мы видим, что эти два понятия взаимосвязаны. Итак, мы можем преступить к главной задачи данного исследования. При завершении анализа правового документа нами была составлена следующая ценностно-орентированная матрица ( табл 1).
Таблица 1.
Матрица ценностей, отраженных в «Законе об опеке и попечительстве»
Цели/Ценности |
Воспитание |
Образование |
Развитие |
Здоровье |
|
|
"деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным или опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг" |
Защита прав и интересов |
"Защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении под ними опеки или попечительства и граждан находящихся под опекой и попечительством" "Ответственность органов опеки и попечительства. Вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий (бездействия) органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению." |
|
|
Свобода выбора |
|
"Свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей" |
|
Материальные ценности |
|
|
"Подопечные а также опекуны или попечители имеют право на установление для них законодательством РФ и законодательством субъектов РФ виды государственной поддержки" |
В представленной выше матрице нами были выделены следующие аксиологические аспекты нормативно-правового сопровождения опеки и попечительства которые включают в себя такие системы ценностей как семья, здоровье, защита прав и интересов человека, материальные ценности. Семья как одна из составляющих жизни человека всегда занимала одно из главных мест среди ценностей жизни. Под семейными ценностями как правило принято считать совокупность представлений о семье, которые в свою очередь влияют на выбор семейных целей, способов устройства жизнедеятельности и взаимоотношения людей. Здоровье так же занимает далеко не последнее место среди ценностей человечества, ведь это источник полноценной жизни для каждого человека. Здоровье - это гармоничное сочетание полного физического, духовного, психологического и социального благополучия. Одним из неотъемлемых признаков современного гражданского общества является институт защиты нарушенных прав. Под материальными ценностями понимаются ценности состоящие в вещественной форме, в виде личного имущества, предметов.
В ходе исследования перед нами встала задача по выявлению ценностных ориентаций студентов-сирот по методике М.Рокича среди студентов ЛПИ-филиала СФУ факультета педагогики и психологии (выборка составила 20 человек). Студентом предлагалось 18 терминальных ценностей: интересная работа, уверенность в себе, развитие, познание, жизненная мудрость, любовь, свобода, счастливая семейная жизнь, продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил, способностей), материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное призвание, счастье других, творчество, красота природы и искусства, развлечения, здоровье, активная деятельная жизнь. Данные ценности они должны были выстроить в иерархическом порядке от наиболее до наименее значимой для них. Анализируя полученные результаты, мы разделили 18 ценностей на 6 блоков: Профессиональная жизнь, Образование, Семейная жизнь, Общественная активность, Увлечения, Физическая активность. В результате проведения опроса нами было выявлено что Физическая активность (здоровье, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь) как одна из главных ценностей была выбрана 43% опрошенных, Семейная жизнь (любовь, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь) - 33,2%, Образование (развитие, познание, жизненная мудрость) - 10%, оказались на равных позициях такие ценности как Увлечение (творчество, красота природы и искусства, развитие), Общественная активность (наличие хороших и верных друзей, общественное призвание, счастье других) и Профессиональная жизнь (интересная работа, уверенность в себе, свобода) - 4,6%.
Таким образом, анализируя выделенные нами ценности в «Законе об опеке и попечительстве» и ценностями указанными в обработанной методике М.Рокича проведенную на студентах ЛПИ-филиала СФУ факультета педагогики и психологии, мы можем сделать вывод, что выделенные ценности в основном совпадают. Это свидетельствует о том, что для студентов наиболее важными ценностями являются физическая активность (здоровье, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь), семейная жизнь (любовь, счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность) и образование (развитие, познание и жизненная мудрость).