Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

AXIOLOGICAL ASPECTS OF NORMATIVE – LEGAL SUPPORT CUSTODY AND GUARDIANSHIP IN MODERN RUSSIA

Kozlova Yu.A. 1 Kolokolnikoa Z.U. 2
1 Lesosibirskiy Pedagogical Institute - a branch of the Siberian Federal University
2 Lesosibirskiy Pedagogical Institute - a branch of the Siberian Federal University
Axiological aspects of regulatory support custody and guardianship in modern Russia Kozlova Yu.A. Lesosibirskiy Pedagogical Institute, a branch of the Siberian Federal University, Lesosibirsk, Krasnoyarsk Krai (662,547 st. Victory d.42), e-mail: [email protected] This article describes the axiological aspects of regulatory support custody and guardianship in modern Russia. Highlighted the essence of concepts axiology and value, were also presented kinds of classifications values. Analyzed legal document "Law on guardianship." Identified and addressed axiological aspects of regulatory support custody and guardianship, on which was drawn up value-oriented with the matrix. In a study on students LPI-branch SFU Faculty of Pedagogy and Psychology was held technique M.Rokicha value orientations. As a result of the analysis were identified the most significant value to the students.
axiology
values
axiological aspects
В настоящее время  обеспечение благополучия и защиты детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Особое внимание уделяется как социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и  вопросам осуществления опеки и попечительства. Известно, что с этой целью принимаются различные государственные меры по охране интересов этой группы детей, а также обеспечению прав российских граждан в сфере усыновления (удочерения), опеки и попечительства над детьми, поощрения приемных семей. Закон об опеке и попечительстве представляет собой первый в истории России нормативный акт федерального уровня, содержащий унифицированные межотраслевые нормы об опеке и попечительстве. История опеки и попечительства в России насчитывает не одну сотню лет. На Руси первое летописное упоминание об опеке относится к 879 г. Оно выглядело следующим образом: «Умерши Рюрикови, предаст княжение Олгови от рода ему суща, вдав ему сын своей на руця Игоря, бысть бо дщетеси вельми» (Рюрик назначал опекуном сыну своему родственника) [2]. Изучение аксиологических аспектов этого правового документа имеет ценное научное, нравственное и практическое значение. Благодаря анализу документа мы можем выделить социокультурные, духовно-нравственные ценности и также идеалы отечественной государственной политики в области семьи и поддержки детей-сирот и детства в целом. Отсюда следует, что для проведения анализа правового документа "Закон об опеке и попечительстве" в нашей работе, необходимо выделить сущность  таких понятий как аксиология и ценность.

Опираясь на словарь иностранных слов под редакцией Комлева Н.Г. , мы видим, что аксиология (от гр. axia ценность и logos - учение, слово) – это философское учение о ценностях и об оценках в этике, которое исследует, в частности, смысл человеческой жизни [1]. Мир ценностей сложный и многогранный, способный оказывать влияние на деятельность человека, и применяемые им решения. Виды ценностей разнообразны и неоднородны, в аксиологии представлены различные варианты их классификации.

Г. Риккерт, один из родоначальников аксиологии, разделял все ценности на шесть классов: логические (в научных достижениях), эстетические (в произведениях искусства), мистические (в культах), религиозные, нравственные, личностные. Один из многих  философов ХХ в.  Г. Мюнстерберг предложил различать два типа ценностей: жизненные (любовь, счастье) и культурные (поэзию, музыку), а в каждом из этих типов логические, эстетические, этические и метафизические ценности. Немецкий философ ХХ в. М. Шелер выстраивал ценности в следующую иерархию: на низшей ее ступени находились ценности чувственные («приятное»), над ними - жизненные, или витальные («благородное»), еще выше - духовные, в том числе эстетические («прекрасное»), морально-правовые («справедливое»), гносеологические («истинное»), а на верхней ступени - религиозные («святое»).

В своей книге «Аксиология культуры», Г. Выжлецов выделяет четыре класса ценностей: 1) духовные (в религии, нравственности, искусстве), 2) социальные (политические, правовые, моральные), 3) экономические и 4) материальные  [3].

Рассмотрев понятия «аксиология» и «ценность» мы  видим, что эти два понятия взаимосвязаны. Итак, мы можем преступить к главной задачи данного исследования. При завершении анализа правового документа нами была составлена следующая ценностно-орентированная матрица ( табл 1).

 Таблица 1.

Матрица ценностей, отраженных в «Законе об опеке и попечительстве»

Цели/Ценности

Воспитание

Образование

Развитие

Здоровье

 

 

"деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным или опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг"

Защита прав и интересов

"Защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении под ними опеки или попечительства и граждан находящихся под опекой и попечительством"

"Ответственность органов опеки и попечительства. Вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий (бездействия) органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению."

 

 

Свобода выбора

 

"Свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем  своих обязанностей"

 

Материальные ценности

 

 

"Подопечные а также  опекуны или попечители имеют право на установление для них законодательством РФ и законодательством субъектов РФ виды государственной поддержки"

В представленной выше матрице нами были выделены следующие аксиологические аспекты нормативно-правового сопровождения опеки и попечительства которые включают в себя такие системы ценностей как семья, здоровье, защита прав и интересов человека, материальные ценности. Семья как одна из составляющих жизни человека всегда занимала одно из главных мест среди ценностей жизни. Под семейными ценностями как правило принято считать совокупность представлений о семье, которые в свою очередь влияют на выбор семейных целей, способов устройства жизнедеятельности и взаимоотношения людей. Здоровье так же занимает далеко не последнее место среди ценностей человечества, ведь это источник полноценной жизни для каждого человека. Здоровье - это гармоничное сочетание полного  физического, духовного, психологического и социального благополучия. Одним из неотъемлемых признаков современного гражданского общества является институт защиты нарушенных прав. Под материальными ценностями понимаются ценности состоящие в вещественной форме, в виде личного имущества, предметов.

В ходе исследования перед нами встала задача по выявлению ценностных ориентаций студентов-сирот по методике М.Рокича среди студентов ЛПИ-филиала СФУ факультета педагогики и психологии (выборка составила 20 человек). Студентом предлагалось 18 терминальных ценностей: интересная работа, уверенность в себе, развитие, познание, жизненная мудрость, любовь, свобода, счастливая семейная жизнь, продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил, способностей), материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное призвание, счастье других, творчество, красота природы и искусства, развлечения, здоровье, активная деятельная жизнь. Данные ценности они должны были выстроить в иерархическом порядке от наиболее до наименее значимой для них. Анализируя полученные результаты, мы разделили 18 ценностей на 6 блоков: Профессиональная жизнь, Образование, Семейная жизнь, Общественная активность, Увлечения, Физическая активность.  В результате проведения опроса нами было выявлено что Физическая активность (здоровье, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь) как одна из главных ценностей была выбрана 43% опрошенных, Семейная жизнь (любовь, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь) - 33,2%, Образование (развитие, познание, жизненная мудрость) - 10%,  оказались на равных позициях такие ценности как Увлечение (творчество, красота природы и искусства, развитие), Общественная активность (наличие хороших и верных друзей, общественное призвание, счастье других) и Профессиональная жизнь (интересная работа, уверенность в себе, свобода) - 4,6%.

Таким образом, анализируя выделенные нами ценности в «Законе об опеке и попечительстве» и ценностями указанными в обработанной методике М.Рокича проведенную на студентах ЛПИ-филиала СФУ факультета педагогики и психологии, мы можем сделать вывод, что выделенные ценности в основном совпадают. Это свидетельствует о том, что для студентов наиболее важными ценностями являются физическая активность (здоровье, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь), семейная жизнь (любовь, счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность) и образование (развитие, познание и жизненная мудрость).