По-разному рассматривается понятие «логистика» в зарубежной и отечественной литературе. Большинство исследователей сходятся на том, что происхождение слова восходит к древней Греции, где «логистика» (англ. – logistics) обозначала «счетное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».
Можно проследить две основные исторические трактовки термина, кото- рые дошли до наших дней. Первая связана с развитием логистики как военной науки. Здесь логистика определяется как практическое искусство управления войсками и включает широкий круг вопросов, связанных с планированием и управлением материально – техническим снабжением армии, определением места дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т.п.
Вторая трактовка связывает логистику с математической логикой. Этот термин использовался в работах немецкого математика Г. Лейбница (1646 – 1716).
Наиболее известным определением, цитируемым большинством зарубежных университетских учебников, является определение логистики, данное CLM в 1985 г.: «Логистика есть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей» [1].
Развитие транспортной сети, повлекшее усиление торговых связей между государствами всего мира, а также прогрессирующие процессы глобализации, выводят на первый план такое направление в логистике, как международная логистика.
Международная логистика – это особая область теоретических и практических знаний, деловых навыков, эффективных действий профессиональных специалистов, ориентированных на организацию, технологию и технику оптимизации, управления и контроля взаимосвязанных потоков, обслуживающих международный обмен материальными потоками, интеллектуальными продуктами, инновациями и услугами во времени и пространстве.
Особенность международной логистики заключается в том, что производитель и потребитель продукции находятся в разных государствах и поэтому логистическая цепь поставок формируется с учетом прохождения государственных границ и таможен.
Логистику принято разделять на закупочную, производственную, распределительную, транспортную, информационную. Выделяют также складскую логистику и логистику запасов. Однако такое разделение логистики на функциональные области скорее условное, так как эти области являются частями единого целого и составляют взаимосвязанные звенья логистической цепи.
Закупочная логистика. Назначение закупочной логистики состоит в координации и интеграции видов логистической деятельности с маркетинговой и коммерческой деятельностью при обеспечении компании предметами снабжения для доставки целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов. Осуществление снабжения (закупок) – одна из важнейших функций в каждой фирме. Ее значение можно рассматривать в двух аспектах: тактическом (оперативном) и стратегическом.
Осуществление снабжения в тактическом (оперативном) плане – это ежедневные операции, связанные с закупками и направленные на исключение проблем, связанных с отсутствием необходимого предмета снабжения материального ресурса (МР) или готовой продукции (ГП).
Отсутствие требуемого количества продукции, отвечающего стандартам качества, несвоевременная доставка товара могут доставить неудобства конечному потребителю продукции или услуги. Это столь очевидно, что отсутствие претензий, в частности, может служить показателем и хорошего снабжения.
Стратегическая сторона снабжения – это все процессы управления закупками и взаимоотношениями с поставщиками, связи и взаимодействия с другими отделами компании, потребностями и запросами конечных потребителей, а также планирование и разработка новых закупочных схем и методов и т.п.
Производственная логистика. Производственная логистика в соответствии с товарной политикой предприятия обеспечивает непрерывность производственных процессов предприятия, осуществляя их бесперебойную загрузку сырьем, материалами, комплектующими и их хранение; оптимизацию внутри производственных процессов в соответствии с принципами организации производства (непрерывности, ритмичности, прямоточности и др.).
Распределительная (маркетинговая) логистика. Распределительная логистика представляет собой комплекс стратегических, организационных, финансовых и других мер, тесно связанных между собой в гибкую систему управления материальными и другими потоками в процессе их продвижения на внутреннем и внешнем рынках в соответствии с маркетинговой стратегией компании. Распределительная логистика отвечает за то, чтобы товар был там, где он востребован, в нужном количестве, в оговоренное время и надлежащего качества, в надежной упаковке, способной выдерживать перевозки, перевалки и хранение при промежуточном складировании и т.д.
Транспортная логистика. Роль транспортировки настолько велика, что отдельно выделяют транспортную логистику. Внешняя (в логистических каналах снабжения – сбыт) и внутренняя (внутрипроизводственная, технологическая) транспортировка. Нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и с оптимальными затратами. Потребители транспортных услуг выбирают такие виды транспорта и способы транспортировки, которые обеспечивали бы наилучшее качество логистического сервиса.
В структуре логистических затрат транспортные расходы составляют 20 – 40 % и более.
Транспорту принадлежит особая роль в становлении и развитии логистики в нашей стране. Отечественные транспортные и экспедиторские предприятия, участвующие в международных перевозках грузов, первыми на себе почувствовали необходимость внедрения современных логистических технологий транспортировки и грузопереработки: мультимодальных и терминальных систем перевозки грузов, технологий перевозки JIT и от «двери до двери», современных телекоммуникационных систем сопровождения грузоперевозок и т.д.
Складская логистика. Любое предприятие, имеющее склад, а тем более складскую сеть, сталкивается с множеством логистических проблем как стратегического, так и оперативного характера. При этом необходимо помнить, что все задачи в рамках этих проблем тесно связаны между собой и должны рассматриваться в четко определенной последовательности.
Движение через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.
Современный крупный склад – это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями.
Складская логистика обеспечивает хранение, перемещение, консолидацию грузов на складе, организацию системы складирования, маркировку, упаковку, переупаковку, контроль за перемещением грузов на складе, складской документооборот, управление складскими запасами, координацию с логистическими операциями закупочной, производственной, распределительной, транспортной и информационной логистики.
Информационная логистика. Информационная логистика относится к такой области логистики, благодаря которой возможно поддержание взаимосвязи между отдельными звеньями логистической цепи, создание единых баз данных, информационных систем и совершенствование системы товародвижения, позволяющих снижать издержки производства и обращения.
В международной деятельности России преобладает транспортная, закупочная, складская и информационная логистика, а вот производственная и распределительная – в меньшей степени. Такое соотношение функциональных областей можно объяснить тем, что Россия еще недостаточно интегрирована в мировую экономическую систему, в систему мирового хозяйства. В товарной номенклатуре экспорта из России преобладают топливно – энергетические, сырьевые товары, а в импорте в Россию – готовая продукция машиностроения, телекоммуникационное оборудование, машины, промышленные и продовольственные товары.
Таким образом, можно отметить, что международная логистика способствует развитию внешнеэкономической деятельности предприятий, оптимизирует закупочные, транспортные, складские и другие процессы.