Если
обыденный разговор мы уподобим нижнему этажу, а различные виды беседы-
следующим этажам или ступеням здания, называемого устной речью, то своеобразным его завершением нужно считать
публичное выступление, издавна называемое ораторским искусством.
В основе ораторского искусства лежит
красноречие - умение говорить красиво, увлекательно, «глаголом жечь сердца людей». Это умение
возникло у народа задолго до появления профессиональных ораторов. Красноречие
зародилось еще в те далекие времена, когда люди, не знавшие грамоты, не имевшие
в своем распоряжении живописное слово, создавали устную словесность: песни, былины, частушки, сказки. С тех пор и
то сего времени наш народ ценит метко сказанное слово и презирает краснобайство
и пустословие.
С развитием цивилизации на основе
стихийного красноречия возникало ораторское искусство, которое приобретало
разные формы, но преследовало общую цель - убедить массы слушателей в правоте
оратора или той организации, которую он
представляет. Этому искусству придавалось огромное значение, была составлена
даже система правил красноречия, вылившаяся впоследствии в науку Риторику. [4]
Вы еще неоднократно с этим
столкнетесь. Для того, чтобы выступить блестяще, предлагаем ознакомиться с некоторыми нехитрыми правилами
оратора, зная которые, Вы будете объектом подражания среди коллег.
« Первое отличие мастерской речи от речи просто правильной заключается в ее
активности, в ее творческом характере»- Г.О.Винокур, профессор языковед.[4]
- Для того, чтобы убедить людей в
правоте своих взглядов, говорящему самому надо верить в них, и , конечно,
хорошо знать предмет совей речи. А как иначе? Запомните, нельзя отстаивать
позицию, в которой вы сами не до конца уверены! В конце концов, слушатели почувствуют
это , и их интерес к Вам пропадет. Необходимо так же учитывать, что самые
крепкие знания и твердые убеждения могут оставить равнодушными слушателей, если
оратор не сумеет облечь их в ясную и
впечатляющую форму. Иными словами, он должен в совершенстве владеть языком.
- Всякое публичное выступление - речь,
безусловно, литературная, нормированная как в области лексики, так и
грамматики. Вместе с тем это речь перед
слушателями со всеми особенностями устной речи: мимикой, жестами, интонациями,
модуляциями голоса. Благодаря риторическим вопросам, полно и правильно
построенным предложениям ,
подкрепленным жестами, мимикой и
позой, Вам удастся эмоционально воздействовать на слушателей, вовлечь их в
раздумья и переживания говорящего. А не в этом ли цель оратора...?
Отдельное внимание хочется уделить
невербальным средствам общения- это несловесные, неязыковые средства, которые
несут информацию в процессе общения. К ним относятся , помимо мимики, жестов и
поз, взгляд, дистанция, осанка, походка, манипуляция с предметами и т.д.[5]
- Логическое ударение даёт возможность
интонационно выделить нужное, главное, на что аудитории следует обратить особое
внимание.
- Паузы отделяют одну мысль от другой; благодаря ним Вы даете слушателям
возможность воспринять и обдумать информацию, их внимание активизируется. [3]
- Удачно выбранный темп речи - союзник говорящего. Произносите основные мысли
медленно, не торопясь. Второстепенный материал, напротив, читайте ровным, более
быстрым тоном. Излишняя торопливость приводит к тому, что слушатели постепенно
перестают следить за сказанным, так как не успевают воспринять его.
- Умелое повышение и понижение голоса помогают говорящему подчеркнуть свое
отношение к предмету высказывания, выразить свои чувства. А слушателю -
адекватно понять чувства и отношения автора
речи. Не допускайте крайностей(!): монотонная речь усыпляет, излишне
эмоциональная - утомляет.
- Дикция играет одну из главных ролей -
произносите слова ясно и отчетливо. Неряшливое, невнятное произношение
заставляет напрягать слух и внимание, что может вскоре стать утомительным для
публики.
- Дыхание. Да-да, важно уметь правильно дышать! Делайте вдох в определенных
местах, говорите на выдохе. Вдох должен совпадать с естественными паузами между
предложениями, словами. Неправильно распределенное дыхание режет слух,
правильного дыхания не замечают. [1]
Поза и жесты должны быть открытыми и
направлены к слушателям - ни в коем случае не скрещивайте руки и ноги. Не
допускайте потирание ладоней, поглаживание себя по голове - это означает
довольство собой. А кому будет приятно слушать самовлюбленного оратора?
Расправьте плечи, поднимите голову. Ни в коем случае не держите руки в карманах-
этот жест интерпретируется как
неуверенность в себе- но и не ставьте их на пояс , если не хотите показать
агрессию. Будьте аккуратны: одни и те же жесты по-разному интерпретируются в
различных странах. Европейское «ОК» в
Тунисе обозначает «я тебя убью». [1]
- Особое внимание хочется уделить взгляду. Чтобы создать благоприятную
атмосферу для социального восприятия, направьте взгляд на «треугольник»,
вершинами которого являются два глаза и кончик носа. Хотите построить хорошие
отношения с человеком? 60-70% времени общения встречайтесь с его взглядом! Не
смотрите в глаза слишком пристально, дабы не оказывать давление.
- Если Вы хотите, чтобы люди чувствовали себя уютно в Вашем обществе,
соблюдайте золотое правило: «Держи дистанцию!» Расстояние, которого стоит
придерживаться, выступая перед большой группой людей, -более 3,6 м.
Хотите понравиться - искренне улыбайтесь!
[5]
Если язык оратора прост и ясен,
содержит понятные или разъясненные специальные термины, а образные средства
придают речи живость, такое выступление обогащает слушателя новыми знаниями и доставляет ни с чем не
сравнимое эстетическое удовольствие. Не зря А.П.Чехов писал, что люди,
равнодушные к ораторскому искусству, лишают себя «одного из высших и
благороднейших наслаждений, доступных человеку».[4]