В процессе социализации подросток впервые пытается объединить все то, что он знает о себе из разных социальных ролей, в единый образ «Я», чтобы иметь целостное представление о себе, своем месте в обществе и мире в целом, сформировать приоритетную поведенческую модель. Однако в условиях отсутствия жизненного опыта, подросткам приходится выбирать стиль поведения в социуме, ориентируясь на имеющиеся знания и установки. Наличие значительного количества незнакомых, непредсказуемых ситуаций и отсутствие готового, апробированного их решения нередко побуждает подростков к экспериментированию через совершение поступков и действий с непредсказуемыми последствиями для жизни и здоровья. Такое поведение в психологии получило название «рискованное поведение» [3].
Ряд авторов рассматривают рискованное поведение как неотъемлемую характеристику процесса социализации [3] . Он выделяет в этой связи четыре этиологических фактора: когнитивные навыки, особенности самовосприятия, социальное окружение и ценности, на которые ориентируется человек.
Рискованное поведение может пониматься как особый ответ на желание стать готовым к сверхсоциализации, как опыт, который индивидуум считает необходимым пережить, чтобы найти самого себя.
Существует несколько противоречивых подходов к определению данного феномена в психологии.
По мнению Ю.Г. Фроловой, под рискованным поведением следует понимать те виды поведения, осуществление которых потенциально угрожает здоровью и жизни человека. Целесообразно рассматривать рискованное поведение как спонтанную деятельность по экспериментированию со своими собственными возможностями, как опыт, через который проходит индивидуум, чтобы найти самого себя.
Л. Залунина рассматривает рискованное поведение как «поведение, включающее объективную опасность для физического или психического благополучия индивида», которое может быть весьма разнообразным в зависимости от уровня и типа риска, который допускает окружение (семейное или социальное). По мнению ученого, всякое поведение может быть связано с риском, не будучи обязательно вредным для здоровья, особенно это касается подростков [3].
Таким образом, из всего вышесказанного, очевидно, что рискованное поведение может иметь как конструктивное влияние на развитие подростка, так и приводить к негативным последствиям для его жизни и здоровья. Для того, чтобы разобраться в преимуществах и недостатках данного феномена, рассмотрим причины и факторы его возникновения в подростковом возрасте в рамках социального аспекта данной проблемы.
Социальный аспект изучения рискованного поведения обусловлен противоречивостью общественных представлений о предпочитаемых стратегиях поведения личности. С одной стороны, осуществляется пропаганда здорового образа жизни, разрабатываются и реализуются мероприятия, направленные на поддержание и укрепление здоровья людей всех возрастных групп, в том числе подростков. Однако, с другой стороны, присутствует тенденция к общественному поощрению смелых и решительных поступков, созданию с помощью средств массовой информации образа уверенного молодого человека, преодолевающего любые препятствия на пути достижения поставленной цели через совершение рискованных действий и поступков. Такое рассогласование общественных требований и ожиданий оказывает негативное влияние на формирование у подростков поведенческих моделей. Это происходит потому, что подросток особенно восприимчив к нормам и ценностям сверстников, и, соответственно, стиль его поведения зависит от общественных предпочтений, которые фиксируются и воспроизводятся в поступках и действиях большинства представителей данной возрастной группы [2].
К числу социальных факторов, определяющих возникновение рискованного поведения, зарубежные исследователи относят:
1) социокультурный контекст;
2) поведенческую среду, создаваемую ожиданиями других людей, правилами и нормами общественной жизни;
3) степень воздействия общественных групп, семьи, социальной среды и личностной культуры на модели поведения человека.
Ряд психологов считают, что степень вовлеченности подростков в рискованное поведение определяется уровнем развития самоуважения, чувства компетентности и ощущением принадлежности к стабильной семье и социальной системе: при наличии хорошо развитых вышеперечисленных характеристик подростки реже вовлекаются в рискованное поведение. Согласно данной концепции, к основным факторам, порождающим рискованное поведение, относятся: 1) внутренние факторы, присущие обществу как социальному организму: противоречивость общественных явлений, элементы стихийности, случайности; 2) факторы, связанные с неполнотой информации, сведений об объекте, явлении; 3) факторы, обусловленные воздействием личности на общественную жизнь с целью реализации своих потребностей; 4) факторы, связанные с влиянием научно-технического прогресса на социальную и духовную жизнь.
Ряд концепций, объясняя сущность рискованного поведения подростков, опирается на присущую подростковому возрасту реакцию группирования со сверстниками. Так, например, Р. Браун высказал идею о том, что подростки чаще принимают рискованные решения в групповой ситуации, так как стремятся повысить свой статус в группе сверстников, создать о себе представление как о людях решительных, способных и умеющих рисковать.
Рискованное поведение предоставляет подросткам много возможностей:
- для познания своих возможностей и самоутверждения;
- использования альтернативных по отношению к общепринятым, стандартным, форм поведения, вследствие чего развивается гибкость поведения;
- формирования ответственности за свои поступки;
- развития творческого потенциала.
Из всего вышеизложенного очевидно, что реализация подростками рискованного поведения имеет ряд преимуществ. Прежде всего, это связано с возрастной предопределенностью специфики рискованного поведения. Подросток начинает понимать нормы и ценности общества, постигает сущность системы общественных отношений и тем самым успешнее социализируется.
Однако, наряду с позитивными составляющими, рискованное поведение может привести к негативным последствиям: к серьезным нарушениям здоровья (как результат курения, алкоголизма и наркопотребления), личностной деградации (в результате травматизации) и даже к гибели подростка. Для предупреждения такой ситуации важным является понимание подростком того, что ресурсы подобного поведения небезграничны; рискованное поведение не должно приравниваться «к цене жизни и здоровья» [1]. Использование рискованного поведения должно давать возможности, а не ограничивать их.
От правильного подхода к реализации рискованного поведения во многом зависит перспектива развития личности. Использование рискованного поведения должно расширять творческий потенциал подростка, становиться основой формирования жизненного опыта, способствовать приобретению рациональных приемов преодоления жизненных трудностей. При соблюдении вышеперечисленных условий, рискованное поведение будет способствовать формированию всесторонне развитой личности, самореализованной в системе общественных отношений.