Понятие «семья» в популярных толковых словарях русского языка В.И. Даля и С.И. Ожегова определяется как «совокупность близких родственников, живущих вместе». Однако, семья не просто совокупность или группа совместно живущих людей. Лихачев Б.Т В «Философии воспитания» отмечает, «родители и дети представляют собой экономическое, юридическое, духовно-нравственное единение, характеризующееся взаимной любовью, честностью, открытостью в отношениях» [3].
Как в отечественной, так и зарубежной науке традиционно признается ведущая роль взрослого в социализации и психическом развитии ребенка. Социальная среда с первых же дней жизни ребенка представлена ему, прежде всего, как система семейного взаимодействия. Именно родители выступают для ребенка единственными носителями социальных отношений и важнейшим опосредующим звеном с внешним миром. Представляя собой сложный узел человеческих взаимоотношений, реализующихся в системе семейного взаимодействия и общения, семья именно в этом качестве оказывается важнейшим фактором повседневного существования и развития личности.
Сегодня, одним из популярных подходов к анализу проблемы межвозрастного взаимодействия в семье является парадигма социального конструкционизма. Она позволяет понимать возрастную идентичность членов семьи не только с позиции их роли в семейной структуре, но и через призму осознания и переживания человеком своей принадлежности к определенной возрастной группе, интерпретации возрастных социальных конструктов, составляющих систему возрастного символизма культуры [1]
Становление возрастной идентичности протекает в контексте повышения социальной осведомленности, знаний о своей и других возрастных группах, формируемых в процессе активного взаимодействия с ними. Соответственно, его течение невозможно отслеживать в отрыве от других контекстов социализации (тендерной, этнической и т.п.), но можно сфокусировать исследовательский интерес именно на нем, обратившись непосредственно к «возрастным переживаниям» человека.
В семье ребенок впервые сталкивается с проблемой возрастных отношений с людьми во взаимодействии с различными поколениями, получает первые модели возрастно-специфического поведения. Именно в пространстве семьи человек особенно интенсивно включен в проблематику возрастных отношений, задаваемую поколенной структурой семьи [4]. Трудность исследования возрастных отношений в семье заключается в том, что во внутрисемейном взаимодействии поколенная идентичность во многом вплетена в ролевую («мать», «отец», «ребенок», «дед», «бабушка» и др.), и для обыденного сознания неотделима от нее [3].
Одной из наиболее ярких сфер возрастной социализации в семье являются внутрисемейные нормы, задающие основные векторы поведения всех членов семьи. Их конкретное содержание отражает представления семьи об аскриптивных возрастных свойствах, типичных «возрастных дисплеях», которые в силу своей «социальной нормативности» являются мощными регуляторами поведения человека.
Обращение к возрасту в этом контексте не обязательно вербализуется, но может присутствовать в «свернутом» виде. Особенно очевидно это проявляется в различных формах материализации возрастно-социализирующего воздействия, таких как, например, способ оформления пространства для того или иного члена семьи, использование различных форм обращений в его адрес, выбор подарков и др.
Особую роль играют семейные события, имеющие «инициирующий» смысл, то есть фиксирующие изменения возрастного статуса членов семьи [5]. По сути, речь может идти о том, что семья - одно из основных пространств взросления и старения. Важно отметить, что современное гуманитарное знание отказывается от традиционного рассмотрения взросления и старения как «обобществления» и «разобществления», что позволяет рассматривать конструирование возрастной идентичности как непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека[2].
В силу своей значимости возрастные отношения в семье могут становиться фактором невротизации личности, что происходит, прежде всего, в ситуации противоречивых социализирующих воздействий (например, когда человек не имеет устойчивого возрастного статуса во внутрисемейном взаимодействии, что позволяет ему в одних ситуациях становиться «еще маленьким», а в других - «уже взрослым»). В итоге, возникающие пробелы в возрастных представлениях могут заполняться различными стихийно возникшими возрастными метками, в том числе девиантным поведением, которое сегодня рассматривается многими учеными и психологами-практиками, помимо прочего, и как результат нарушения возрастных отношений.
Именно поэтому одним из важных направлений психолого-педагогического сопровождения семьи сегодня является создание условий для оптимизации межвозрастного взаимодействия, способствующей формированию конструктивной возрастной идентичности всех ее членов. Независимо от выбранной формы (индивидуальная, групповая, семейная) такая работа должна способствовать решению следующих задач: создание условий для осознания содержания возрастных стереотипов и их роли в регуляции межвозрастного взаимодействия в семье; создание условий для анализа значение межвозрастного внутрисемейного взаимодействия, осознания его ресурсного значения для всех поколений семьи; создание условий для формирования позитивной возрастной идентичности членов семьи, осознания своего возраста как личностного ресурса.