Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ETHNOREGIONAL COMPETENCE OF TEACHERS

Tsokolaeva K.K. 1 Gogitsaeva O.U. 1
1 North Ossetian State University. K.L.Hetagurova
So far, the problem remains undeveloped requirements for training teachers in the national school system of continuous teacher education with the needs of the regions, and in particular, such aspects as the formation ethnoregional competence. Strategy of modern teacher education is a subjective self-development and the development of the personality of the teacher, able to go beyond regulatory activities, implement innovative processes that contribute to the development of a national school and its integration into a single Russian educational space. This strategy can materialize only when qualitatively different preparation of the teacher-researcher, has the ability to use the innovative potential and the ability to produce guidelines on translation of scientific innovation in mass practice. Practical activities of educational institutions of the Republic of North Ossetia-Alania The possibility of creating a regional system of teacher education as a vital space expanding specialist.
national school
teacher education
ethno-regional competence
educational space.
В настоящее время стали появляться исследования, посвященные системе непрерывного образования в условиях региона с учетом специфики различных типов учебных заведений (Гильманов, В. М. Лопаткин, Совга, В. К. Шаповалов и др.) [3].

Однако до настоящего времени остается проблемой неразработанность требований к подготовке учителя национальной школы в системе непрерывного педагогического образования с учетом потребностей регионов, и, в частности, такого аспекта как формирование этнорегиональной компетентности.

Практическая деятельность образовательных учреждений Республики Северная Осетия-Алания показала возможность создания региональной системы непрерывного педагогического образования как расширяющегося пространства жизнедеятельности специалиста.

Проведенный анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день большинство исследователей компетентность рассматривают как профессиональную грамотность, степень квалификации специалиста, как уровень развития личности и культуры человека.

Этнорегиональная компетентность - уровень сформированности у специалиста системы психических свойств и состояний, в котором выражается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности в национальной школе с учетом особенностей региона и способности (то есть умения и возможности) производить необходимые для этого действия.

Мы считаем, что формирование этнорегиональной компетентности должно строиться на принципе непрерывности, предполагающем единство допрофессионального образования, базового профессионального и последующего профессионального совершенствования [1].

На этапе допрофессионального образования очень важно заложить основу, которая в дальнейшем поможет школьникам лучше сориентироваться и выбрать то направление профессиональной подготовки, которое наиболее соответствует специфике и потребностям региона. Кроме крепкой научной базы в виде естественнонаучных, гуманитарных знаний, это должны быть и этнорегиональные знания (знание истории, культуры, языка, быта родного края, особенностей их развития на современном этапе). Ориентация на педагогическую деятельность, в том числе и в национальных школах, осуществляется в процессе профориентационной работы через профконсультации и профконсилиумы, учебно-производственные комплексы, педагогические классы, Дни открытых дверей в учебных заведениях, Ярмарки профессий, Школы будущих педагогов и т. д.

Успешность профориентационной работы будет определяться достаточным уровнем сформированности профессионального самосознания, наличием интереса к педагогической деятельности в национальной школе, педагогическими способностями, умением ориентироваться в широком выборе педагогических специальностей.

Допрофессиональная подготовка будет эффективной, если использовать тренинги самопознания и общения, технологии активного и проблемно-поискового обучения, стимулировать самостоятельную учебную работу, организовывать работу с психолого-педагогической литературой, знакомство с передовым и новаторским опытом, отражающим достижения лучших учителей региона.

Формирование этнорегиональной компетентности на этапе среднего профессионального образования реализуется через систематизацию знаний современных задач образовательной работы в контексте региональных программ; формирование знаний основ методики и технологии работы педагога в условиях социокультурной среды региона, а также знаний истории, культуры, быта родного края, особенностей их развития на современном этапе.

Особая роль в формировании этнорегиональной компетентности специалистов принадлежит государственным университетам национальных республик, выступающим в качестве интегрирующих элементов образования, науки и культуры в регионе.

Государственные университеты могут выполнять функцию языковой, культурной и духовной консолидации полиэтничного общества, его сплочения в единую социально-политическую общность в том случае, если образовательные программы университетов будут включать различные направления культуротворческого обучения, связанные с определенной этнорегиональной спецификой. При этом высшее образование должно способствовать социализации и универсализации этнических групп региона, включению их в общий контекст российской и мировой культуры. Комплекс федеральных и региональных образовательных дисциплин должен способствовать формированию этнотолерантной личности, обладающей в то же время поликультурным комплексом знаний. Как очень точно отмечает В. К. Шаповалов, университеты призваны быть не просто методическими, но шире - методологическими центрами в области поликультурного образования, должны разработать принципы и пути реализации поликультурности в образовании.

На базе Северо-Осетинского государственного университета в полной мере осуществляется формирование этнорегиональной компетентности у будущих учителей национальных школ по специальностям: «Педагогика и методика начального образования», «Русский язык и литература» (ДС «Иностранный (английский) язык), «Осетинский язык и литература». Широкий спектр основных и дополнительных специальностей позволяет практически полностью удовлетворить образовательные потребности национальных школ Республики Северная Осетия-Алания, а также дает возможность на базе института пройти все ступени непрерывного образования.

Проводимая на базе университета работа по формированию этнорегиональной компетентности студентов позволяет решить следующие задачи:

  • давать достаточные знания о специфике работы в национальной школе;
  • развивать личностные качества, необходимые для работы в национальной школе;
  • давать необходимые знания и формировать практические умения для успешного осуществления педагогической деятельности с учетом национально-психологических особенностей школьников и специфики региона;
  • формировать практическую готовность к творческому использованию передового этнопедагогического опыта обучения и воспитания школьников.

Профессионально-педагогическое становление личности учителя национальной школы осуществляется через учебно-воспитательный процесс вуза, который строится на основе следующих условий:

  • включение в образовательный процесс вуза знаний, отражающих культурное многообразие региона;
  • построение педагогического процесса как системы проблемных ситуаций и задач, связанных со спецификой региона и активизирующих мышление студентов;
  • организация самостоятельной работы студентов в национальной школе для первичной апробации имеющихся знаний и умений в условиях, моделирующих будущую профессиональную деятельность;
  • включение в педагогический процесс упражнений и тренингов, направленных на развитие навыков педагогического общения;
  • организация самостоятельной исследовательской работы студентов.

Для расширения и углубления знаний студентов об особенностях работы в условиях Республики Северная Осетия-Алания как поликультурном регионе - большая роль отводится специальным дисциплинам: «Этнопедагогике», «Этнопсихологии» и «Формированию культуры межнационального общения». После тщательного анализа содержания этих дисциплин были внесены коррективы с учетом особенностей региона. В содержании этих дисциплин студентам даются сведения об этнопедагогических и этнопсихологических особенностях проживающих в Осетии этносов, их культуре, традициях, обычаях, рассматриваются проблемы и перспективы общения людей разных национальностей [2]. Однако, вся сложность заключается в том, что будущие учителя должны быть не только носителями определенных знаний, но и уметь применять их на практике при работе с детьми в моно- и полинациональных образовательных учреждениях, быть свободными от негативных стереотипов и предубеждений. Это достигается системой специальных упражнений, тренингов, практических и творческих заданий, и, прежде всего, большой самостоятельной работой.

Стратегию современного непрерывного педагогического образования составляет субъективное развитие и саморазвитие личности учителя, способного выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы, способствующие развитию национальной школы и ее интеграции в единое российское образовательное пространство. Эта стратегия может воплотиться лишь при качественно иной подготовке учителя-исследователя, обладающего возможностями использовать инновационный потенциал и способность вырабатывать методические рекомендации по переводу научных инноваций в массовую практику. Большие возможности для этой цели представляет определенная система включения студентов в научно-исследовательскую работу.

Большинство тем, разрабатываемых в рамках научно-исследовательской работы, имеют этнорегиональную направленность. Это работы, выполняемые как по заказу предприятий - будущих работодателей, так и исследования, отражающие научные интересы преподавателей и студентов.

Большая роль в формировании этнорегиональной компетентности учителей национальной школы принадлежит самообразованию.

Во многих исследования, посвященных проблемам самообразования, сформулированы принципы, на основе которых учителю целесообразно организовывать свою самообразовательную деятельность [4]:

  • связь самообразования с практической деятельностью педагога;
  • систематичность и последовательность, непрерывный характер, постоянное усложнение содержания и форм самообразования;
  • добровольный характер;
  • сочетание индивидуальной работы по самообразованию с коллективными формами;
  • комплексный подход к отбору содержания и организации изучения;
  • завершенность самообразования на каждом ее этапе; самоконтроль самообразовательной деятельности;
  • соответствие содержания самообразования уровню подготовки педагога, его интересам и склонностям.

Эти же принципы актуальны и для этапа последующего профессионального совершенствования, который осуществляется через курсы повышения квалификации и самостоятельную работу педагогов в данном направлении. И здесь уже многое зависит от желания и потребности самого учителя, поскольку востребованность этнорегиональных знаний, подкрепленных поликультурным сознанием, способна вывести современное образовательное учреждение на новый этап развития как на уровне конкретного региона, так и значительно шире.