Современные общества различаются по степени разнообразия и несходства внутри себя: языковые, половые, религиозные различия, профессиональные предпочтения, различие в образе жизни и др. Положительность разнообразия культур состоит в более качественном решении проблем и превалирующем творческом подходе, отрицательность проявляется в меньшем уровне сплоченности, конфликтах и противостоянии из-за территориальных, национальных, расовых и пр. разногласий [1].. Барьерами, которые снижают эффективность интеракций, являются различия когнитивных схем, используемых представителями разных культур и наиболее ярко дифференциация моделей восприятия проявляется при столкновении с иным мировоззрением, мироощущением и т.п.
Предпосылкой межкультурных взаимодействий является первичный контакт культур, который имеет шансы на переход к продолжительной коммуникации, что предполагает расширение поля взаимодействия - от уровня индивидуальных, межличностных контактов к контактам на уровне семьи, рода, локальной культуры в целом. Значения конкретной культуры оформлены в моральных принципах, требованиях и ожиданиях, традициях, способах и стереотипах восприятия мира. Определенные формы социального поведения значимы во всех культурах, поскольку представители всех культур их могут различать - это типология как совокупность взаимосвязанных категорий: ассоциативные, объединяющие (оказание помощи, одобрение) и диссоциативные, разъединяющие (агрессия, избегание), субординационные (подчинение, конформизм) и доминирующие (превосходство, распоряжения, приказы), близкие (самораскрытие) и формальные (требования этикета) отношения [4].
Однако контакты носителей порой принципиально различных этнокультурных ценностей и норм поведения, социальных образцов и стереотипов восприятия, знаний и культурно-исторического опыта, установок, представлений имеют как инновационный и динамичный характер развития, так и достаточно проблемный, не всегда адекватный характер, особенно в отношении социального единства.
Основой этнической идентичности является совокупность объективных этнодифференцирующих признаков (маркеров) - общность языка, основных черт материальной и духовной культуры, субъективных характеристик: национальный характер, стереотипы поведения, представления об общем территориальном и историческом происхождении, антропологическое сходство и религия. Диапазон восприятия колеблется от полного отрицания существования иных культур до интеграции («инкультурации» - вхождения, «врастания») в новую, иную культуру, когда ее нормы и ценности, традиции и стандарты поведения, различные атрибуты начинают восприниматься как свои собственные [3]. Чем более негативны и конфликтны отношения между культурами, тем ниже уровень воспринимаемого культурного сходства. Чем больше культурная дистанция, тем непродуктивнее культурные контакты.
Для исследования межэтнической (МЭ) и межкультурной (МК) толерантности была использована методика Г.Л. Бардиер «ВИКТИ» - «Виды и компоненты толерантности-интолерантности» (общее количество респондентов - 150 чел., включающее 70 чел. в возрасте 18-21 года - 1 группа, и 80 чел. в возрасте 30-54 лет - 2 группа, имеющих определенную степень родства). Выдвигалось предположение о том, что сформированность видовых характеристик толерантности на основе идентификации зависит от возраста и межпоколенной коммуникации. В результате обработки данных установлено, что МЭ толерантность развита больше, чем МК: показатели высокого уровня составляют 67% против 38% соответственно, средний уровень зафиксирован у 33% и 62% респондентов, а низкий уровень - не обозначен. При градации по возрасту в рамках рассматриваемых видов значимых различий между 1 и 2 группами не наблюдается (по МЭТ - 70% и 65%, по МКТ - 37% и 39%).
Для более точного и детального подсчета результатов для рассматриваемой выборки уточнены средние показатели значений и распределены по высокому-низкому уровню, после чего стали просматриваться степени сходства и отличий. Если в разновозрастных группах высокий уровень МКТ зафиксирован в обеих группах и указывает на сходство позиций к представителям других культур (56% у юношества и 63% у взрослых людей), то по МЭТ наблюдаются различия взглядов к представителям других этносов (64% у юношества и 46% у взрослых людей), причем соотношение между уровнями (высокий-низкий) у молодых граждан различается практически в 2 раза, у взрослых - превалирует низкий уровень (54% против 46%). При установлении возможных сочетаний между шкалами характерны симптомы равномерного распределения характеристик проявления толерантности.
Пространство культуры есть пространство действий человека, если он активно овладевает культурой, пространство культуры постоянно расширяется. Необходимо развивать культуральную компетентность и межкультурную толерантность на основе знаний о разности и подобии, различии и сходстве, одинаковости и многообразии. Тогда можно говорить о «зрелой» личности, наметить пути соприкосновения культур и оптимизировать социальные контакты.