Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АУДИРОВАНИЕ КАК РЕЦЕПТИВНЫЙ ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Белоусова Е.А. 1
1 Шуйский филиал ИвГУ
1. Баранова О. О некоторых общенаучных умениях аудирования/ О. Баранова // Филология и культура. Philology and culture. – 2021. – № 3. – С.175 - 177. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-obscheuchebnyh-umeniyah-audirovaniya
2. Бижова И. А. Формирование языковой и речевой компетенции на уроках английского языка: учебное пособие. – Омск: Издательский центр КАН, 2020. – 80 с. – ISBN 978-5-907156-58-6
3. Плахова Е. А. Современные методы обучения аудированию в современной школе / Е. А. Плахова, Р. Р. Шихамова; Казанский Федеральный университет. – Казань, 2022. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?edn=isijyg
4. Пугачева С. А. Значимость аудирования в формировании иноязычной коммуникативной компетенции / С. А. Пугачева, Н. В. Хисматулина : Санкт-Петербургский университет МВД России. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 81-83. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43085065
5. Рубцова, Е. В. Аудирование как рецептивный вид речевой деятельности / Е. В. Рубцова, Н. В. Девдариани // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т.10. – № 1 (34). – C. 213-215. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/audirovanie-kak-retseptivnyy-vid-rechevoy-deyatelnosti/viewer
6. Сатторова, Ш. А. Тестирование коммуникативных умений аудирования и чтения / Ш. А. Сатторова // Endless light in science. – 2024. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/testirovanie-kommunikativnyh-umeniy-audirovaniya-i-chteniya
7. Сергеева Н. Н. Иноязычное профессионально-ориентированое аудирование в системе профессионального образования: современные средства и методы: монография/ Н.Н. Сергеева, В. А. Яковлева ; Уральский гос. Пед. университет. – Екатеринбург, 2012. – 184 с. – URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=141311
8. Nazarieh, M. A. Brief History of Listening Comprehension in Second Language Teaching and Learning / M. Nazarieh, Rasmi M. Hasan // Educational Research International. – 2022. – V. 2022, № 1. – URL : https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1155/2022/3894457

В настоящее время при обучении иностранным языкам в качестве основополагающего принят коммуникативно-деятельностный подход к обучению. Это значит, что успешное владение языком подразумевает умение общаться на нем. Так коммуникация включает в себя не только способность говорить, но и слушать. В связи с этим является важным для обучающихся умение воспринимать иноязычную речь на слух. Аудированию, как рецептивному виду речевой деятельности, должно уделяться большое количество внимания при обучении. Однако зачастую совершенствование именно этого навыка отходит на уроках английского языка на второй план.

Ввиду преобладания коммуникативно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам, центральное место занимает обмен информацией.   Коммуникация выступает не только целью, но и средством обучения. Поскольку в любой ситуации общения присутствуют говорящий, пишущий, слушающий и читающий, выделяют следующие виды речевой деятельности: продуктивные и рецептивные. К продуктивным видам речевой деятельности относятся говорение и письмо, в то время как к рецептивным – аудирование и чтение. В устной речи ни один из названых видов речевой деятельности не существует изолированно. Обычно в процессе реального общения происходит взаимодействие партнёров, которое предполагает переход от говорения к слушанию. Несмотря на интегративность и взаимообусловленность всех видов речевой деятельности при рациональном обучении предполагается обязательный учёт их специфичности. Таким образом, различаются четыре отдельных языковых умения: чтение, говорение, письмо и аудирование.

Теперь обратимся к понятию аудирования. Рубцова Е.В. и Девдариани Н. утверждают: «Аудирование – это рецептивный вид речевой деятельности, так как он относится к внутренней форме, впоследствии переходящую в репродукцию невыраженного материала» [5].  Роль аудирования заключается в формировании высказывания для выхода в речь. Так происходит одновременно восприятие языковой формы и понимание речи на слух. М. Назари пишет: «Аудирование – это сознательная и динамичная деятельность, используемая обучающимися для построения собственного понимания посредством познания» [8].

Как связаны аудирование и иные виды речевой деятельности? Аудирование и чтение одновременно связывает между собой принадлежность к рецептивному виду речевой деятельности, то есть они оба относятся к восприятию полученной информации. Разница заключается лишь в каналах получения данной информации, поскольку при помощи слуховых каналов мы воспринимаем услышанное, а с помощью зрительных – увиденное. Аудирование и говорение связаны, потому что результатом обоих видов речевой деятельности является выражение мыслей при помощи изучаемого языка.

Е. А. Бирюкова предложила собственную классификацию видов аудирования [2]. Она выделяет аудирование с извлечением основной информации, с полным пониманием смысла, с выборочным отбором информации, с критической оценкой, а также коммуникативное и обучающее аудирование. При аудировании с извлечением основной информации перед обучающимся встаёт задача понять основную проблематику текста. При аудировании с полным пониманием смысла необходимо максимально точно понять содержание аудиотекста. Аудирование с выборочным отбором информации нацелено на извлечение запрашиваемой информации по тексту.

Как уже было отмечено выше, аудирование и говорение совместно участвуют в построении полноценной коммуникации. Они сменяют друг друга, образуя переход из механизма «приёма» в механизм «выдачи». На том или ином этапе включаются различные мыслительные операции. Баранова О. пишет: «Согласно теории деятельности, речевое общение и реализующие его процессы слушания и говорения позволяют раскрыть психологическое содержание слушания, аналитико-синтетическая обработка поступающего сообщения при слушании обеспечивается операционным механизмом, смысловое восприятие происходит во внутренней речи, а на основе анализа и синтеза принимается решение: прошло ли понимание» [1]. Среди наиболее известных мыслительных процессов во время коммуникации, можно выделить механизмы осмысления, памяти и механизм опережающего отражения. Стоит уделить особое внимание памяти. Существует два основные ее вида: долговременная и оперативная. Сергеева Н.Н. пишет: «Задачей долговременной памяти является сохранение определенных языковых средств, правил, лексико-грамматических схем сочетания слов, необходимых для правильного кодирования и декодирования сообщения» [7].  Кратковременная же память в свою очередь реализуется в процессе производства какого-либо действия.

В современных реалиях формирование навыков аудирования является программной задачей обучения в школе. Важно научить школьников владеть навыками восприятия и понимания информации на слух. Пугачева С. А. и Хисматулина Н. В. пишут: «Повышенное внимание к формированию и развитию навыка восприятия на слух потока иноязычных сообщений может объясняется глобализацией информационного пространства, размытием территориальных границ в повсеместном режиме цифрового взаимодействия и, как следствие, необходимостью решения разнообразных коммуникативных задач» [4]. И действительно, осмысленное восприятие слуховой информации предоставляет реципиентам возможность принять статус активного участника межкультурного общения.

Обучение аудированию нередко сопряжено с различного рода трудностями. Школьники на начальном этапе обучения зачастую воспринимают форму, а не содержание речи. Это значит, что внимание слушателя занимают языковые средства, используемые в речи, а не ее смысловое наполнение. Для того, чтобы преодолеть данные трудности, необходимо включать в занятия специальные подготовительные упражнения, направленные на развитие слуховой памяти, служащие обучению смысловому анализу. Сатторова Ш.А. пишет: «Аудиоматериалы также дифференцируются по степени трудности и служат индикатором сформированности умений аудирования» [6]. Таким образом, текст аудиоматериалов должен быть информативен, иметь познавательную ценность и доступность в смысловом и содержательном плане. Немаловажным фактором становится подстраивание текста под реальные возможности обучающихся. Это значит, что текст необходимо упрощать и обучать по принципу от «простого к сложному», от «конкретного – к абстрактному». 

Зачастую школьники среднего звена не всегда понимают, как нужно трансформировать и кратко излагать текст после прослушивания. Для повышения интереса обучающихся к развитию основных навыков аудирования необходимо применять различные методы. Так коммуникативный метод обеспечивает раскрытие способностей обучающихся путём приобщения к устной форме общения. Е. А. Плахова и Шихамова Р. Р. утверждают: «Освоение слушанию проходит в русле активных и групповых форм обучения с применением следующих техник: «мозговой штурм», сюжетно-ролевые игры, интервью, обсуждение» [3].  Помимо коммуникативного метода в обучении, существует также метод визуализации материала. Он основан на принципе наглядности. Согласно ему, обучающиеся могут рассматривать специальные схемы, ментальные карты, картинки во время прослушивания того или иного текста. Не менее важен и электронный интерактивный метод в обучении аудированию, подразумевающий использование аудио- и видео-блогов, веб-сайтов и онлайн-подкастов.

Таким образом, нельзя недооценивать значимость аудирования, потому что оно служит важнейшей и незаменимой частью коммуникации на иностранном языке. В процессе восприятия речи на слух, осуществляется мыслительный процесс, происходит формирование «внутренней речи», что подчёркивает сложность этого вида речевой деятельности. В обучении аудированию уже разработаны современные методы, которые можно использовать на уроках английского языка.  Время стремительно движется вперед, знания усложняются, а значит и изучение языка становится более всесторонним и многоаспектным.


Библиографическая ссылка

Белоусова Е.А. АУДИРОВАНИЕ КАК РЕЦЕПТИВНЫЙ ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21639 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674