Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦИФРОВОЙ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СУДЕЙ ПО БАСКЕТБОЛУ 3Х3

Боброва П.В. 1 Петров П. К. 1
1 ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет
Целью данной статьи является изучение эффективности, разработанной нами цифровой мультимедийной обучающей программы для подготовки судей по спорту по баскетболу в игре 3х3 в форме веб-сайта, подготовленной на основе платформы CMS WordPress. WordPress (Вордпресс). Чтобы решить эту задачу, мы проводили педагогический эксперимент с учащимися 1 курса Института физической культуры и спорта Удмуртской государственного университета, которые прошли курс обучения по правилам баскетбола 3х3, в том числе раздел модуль «Правила соревнований». Перед ознакомлением с обучающей программой студенты были предварительно протестированы, чтобы выяснить исходный уровень знаний о правилах баскетбола 3х3. Затем через 2 недели студенты работали самостоятельно по программам. После ознакомления с модулем «Правила соревнований» студенты прошли итоговую проверку, чтобы изучить влияние разработанной программы обучения на качество освоения правил соревнований. Для оценки эффективности нами проведена математико-статистическая обработка полученных результатов тестирования на основе использования t-критерия Стьюдента для связанных показателей. Результаты расчетов показали, что между исходными и конечными данными получены достоверные различия (t_p = 3,34 при Р < 0,05), что свидетельствует о том, что использование обучающей программы позволило значительно повысить уровень знаний и умений студентов по судейству соревнований по баскетболе 3х3.
программа тренировок
баскетбол 3х3
подготовка судей
эффективность
1. Ахмедзянов Э. Р. Совершенствование процесса подготовки и проведения соревнований по восточным единоборствам с использованием информационных и коммуникационных технологий / Э. Р. Ахмедзянов // Конвергенция в сфере научной деятельности: проблемы, возможности, перспективы : Материалы Всероссийской научной конференции, Ижевск, 11 декабря 2018 года / Ответственный редактор А.М. Макаров. – Ижевск: Издательский центр " Удмуртский университет", 2018. – С. 382-386. – EDN YQWGOD.
2.Йосипенко К. А. Формирование у студентов вуза физической культуры профессиональных умений судейства соревнований по баскетболу на основе информационно-деятельностного подхода / Е. А. Широбакина, К. А Йосипенко // Теория и практика физической культуры.
3.Кулалаев П.Н. Теория ошибочных решений в футболе // Теория и практика физической культуры. 2006. № 7. С. 30-32.
4. Петров П. К. Современные цифровые образовательные технологии в реализации профессионального стандарта «Спортивный судья» / П. К. Петров, Э. Р. Ахмедзянов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т.5. No1. С.58–67.
5.Петров П. К. Возможности и проблемы цифровой трансформации физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта/ П. К. Петров // Вестник Удмуртского университета. Серия философия. Психология. Педагогика. 2023 Т. 33. Вып. 2. С. 162–173.
6. Петров П. К. Формирование судейской компетентности по спорту у студентов физкультурных вузов с использованием мультимедийных обучающих программ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1.
7. Фесенко М.С. Технико-тактическая подготовка в баскетболе 3х3 на основе применения информационных технологий: дис., канд. пед. наук. Москва, 2021. 136 с.
8.Фонарев Д.В., Дедловская М.В., Лопатина А.А., Золотухина И.А. Предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в баскетболе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2023. № 6. - С. 438-442. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-ispolzovaniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-basketbole/viewer
9.Хусаинов С.Г. Актуальные вопросы подготовки профессиональных арбитров в футболе // Теория и практика футбола. 2001. № 1. С. 21-23.;
10. РФБ : [веб-сайт] / Общероссийская общественная организация «Российская Федерация Баскетбола». – Москва, 1991–2019. – URL: https://russiabasket.ru/
11. Вордпресс [Электронный ресурс] / URL: https://ru.wordpress.org/about/

Актуальность. В современном мире идет быстрое развитие в области физической культуры и спорта, что ведет за собой возникновение все новых и новых видов спорта. Так, приобретя огромную популярность, баскетбол 3х3 вырос от «дворового» вида спорта
до «олимпийского». Все больше и больше турниров проходит именно по баскетболу 3х3, а для того, чтобы эти турниры проходили качественно и на высшем уровне, нужны хорошо обученные судьи.

Большинство специалистов считают, что недостатки в судействе соревнований по баскетболу, прежде всего связаны сравнительно низким уровнем квалификации судей [3,9], однако при этом результат игры напрямую зависит от решения судьи.

Данную проблему изучали следующие авторы: Ахмедзянов Э.Р., Петров П.К., Йосипенко К.А., Хусаинов С.Г. и др. Как указывается в работе [3] именно от уровня сформированности судейской компетентности в итоге во многом зависят результаты соревнований.

В этой связи следует отметить, что для подготовки судей определенную роль в современных условиях развития информационных технологий могут сыграть специально подготовленные цифровые обучающие системы, кроме того, по мнению таких авторов как Фонарев Д.В., Дедловская М.В., Лопатина А.А. и Золотухина И.А. [8] современные информационные технологии сегодня позволят не только готовить судей, но и вести анализ статистических данных. Поэтому разработка и активное использование в подготовке судей по баскетболу в игре 3х3 цифровых мультимедийных обучающих программ позволят значительно повысить уровень их подготовленности, осуществлять тренаж и тестирование.

Решением данной проблемы может стать разработка цифровой мультимедийной обучающей программы для подготовки судей по баскетболу 3х3, которая может повысить качество судейства и увеличит количество самих судей.

Целью исследования является выявление эффективности разработанной обучающей программы в подготовке судей по баскетболу 3х3.

По структуре разработанная программа (Главная страница) выглядит следующим образом (рисунок 1), где представлены два модуля «Обучение» и «Тестирование».

Рис. 1 Главная страница обучающей программы

Изучение возможностей обучающей программы в плане повышения уровня знаний и умений у испытуемых по правилам и судейству соревнований по баскетболу 3х3 происходило на основе проведения педагогического эксперимента, в котором приняли 20 студентов Института физической культуры и спорта. Педагогический эксперимент включал три этапа. На начальном этапе проведено предварительное тестирование с целью получения информации об исходном уровне знаний студентов. После этого проходила формирующая часть эксперимента с использованием цифровой мультимедийной обучающей программы в течение двух недель. В заключение эксперимента проведено итоговое тестирование, связанное с изучением эффективности созданной обучающей программы.

Результаты предварительного тестирования представлены на рисунке 2.

 

Рис.2. Диаграмма результатов проверки уровня теоретических знаний до обучения

Для тестирования использовался 21 вопрос. Для определения уровня знаний испытуемых мы задали следующую шкалу оценивания: «Высокий» (18-21 балл), «Средний» (12-17 баллов), «Низкий» (меньше 12 баллов), если эту шкалу не привязывать к баллам, а к процентоному соотношению, то получается следующая картина: «Высокий» (80-100%), «Средний» (60-79%) и «Низкий» (40-59%).

Уровень тестирования знаний испытуемых до обучения в процентом соотношении представлена на Рисунке 3.

Рис. 3. Круговая диаграмма уровня тестирования знаний испытуемых
до обучения

Как видно из рисунка 3, несмотря на то, что студентами пройден раздел курса спортивных игр «Баскетбол», уровень ихподготовки по правилам и судейству соревнований окзался сравнительно низким. Так, практически ни один студент не показал на этом этапе «Высокий» уровень, 25% студентов оказались на «Среднем» уровне и значительное количество студентов (75%) из общего количества, показали «Низкий» уровень.

После первого тестирования проводилось обучение с использованием обучающей программы в виде веб-сайта в течение 2 недель. После обучения было проведено повторное тестирование.

Реультаты проверки теоретических знаний студентов после обучающей части представлены в виде столбчатой диаграммы на Рисунке 4.

 

Рис.4. Диаграмма результатов проверки уровня теоретических знаний после обучения

По результатам итогового тестирования 1 студент имеет низкий уровень знаний, 4 студента имеют высокий уровень, а оставшиеся – 15 человек имеют средний уровень знаний.

Уровень тестирования знаний испытуемых после обучения в процентом соотношении представлена на Рисунке 5.

Рис. 5. Круговая диаграмма уровня тестирования знаний испытуемых
после обучения

Из рисунка 5 наблюдаем, что после обучения произошел значительный сдвиг по уровню подготовленности студентов. Так, например, среди студентов, отнесенных к категории «Высокий» оказалось 20%, «Средний» - 75% и «Низкий» всего 5%.

Выводы. Как показало проведенное исследование эффективности использования разработанной цифровой обучающей программы в подготовке судей по баскетболу 3х3, различия между показателями предварительного и итогового тестирования оказались достоверными (= 3,34 при Р < 0,05), что дает повод говорить о том, что использование подобной программы оказывает значительное влияние на уровень полученных знаний и умений.


Библиографическая ссылка

Боброва П.В., Петров П. К. ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦИФРОВОЙ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СУДЕЙ ПО БАСКЕТБОЛУ 3Х3 // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21609 (дата обращения: 26.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674