Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

STUDYING THE EFFECTIVENESS OF A DIGITAL MULTIMEDIA TRAINING PROGRAM FOR TRAINING 3х3 BASKETBALL REFEREES

Bobrova P.V. 1 Petrov P. K. 1
1 Udmurt State University
The purpose of this article is to study the effectiveness of a digital multimedia training program developed by us for training sports referees in basketball in a 3x3 game in the form of a website prepared on the basis of the CMS WordPress platform. WordPress (Wordpress). To solve this problem, we conducted a pedagogical experiment with 1st year students of the Institute of Physical Culture and Sports of the Udmurt State University, who completed a training course on the rules of 3x3 basketball, including the section module “Competition Rules”. Before being introduced to the training program, students were pre-tested to determine their initial level of knowledge about the rules of 3x3 basketball. Then, after 2 weeks, the students worked independently according to the programs. After familiarizing themselves with the “Competition Rules” module, students passed a final test to study the impact of the developed training program on the quality of mastering the competition rules. To assess the effectiveness, we carried out mathematical and statistical processing of the obtained test results based on the use of Student's t-test for related indicators. The calculation results showed that significant differences were obtained between the initial and final data (t_p = 3.34 at P < 0.05), which indicates that the use of the training program made it possible to significantly increase the level of knowledge and skills of students in refereeing 3x3 basketball competitions.
training program
basketball 3х3
referee training
effectiveness

Актуальность. В современном мире идет быстрое развитие в области физической культуры и спорта, что ведет за собой возникновение все новых и новых видов спорта. Так, приобретя огромную популярность, баскетбол 3х3 вырос от «дворового» вида спорта
до «олимпийского». Все больше и больше турниров проходит именно по баскетболу 3х3, а для того, чтобы эти турниры проходили качественно и на высшем уровне, нужны хорошо обученные судьи.

Большинство специалистов считают, что недостатки в судействе соревнований по баскетболу, прежде всего связаны сравнительно низким уровнем квалификации судей [3,9], однако при этом результат игры напрямую зависит от решения судьи.

Данную проблему изучали следующие авторы: Ахмедзянов Э.Р., Петров П.К., Йосипенко К.А., Хусаинов С.Г. и др. Как указывается в работе [3] именно от уровня сформированности судейской компетентности в итоге во многом зависят результаты соревнований.

В этой связи следует отметить, что для подготовки судей определенную роль в современных условиях развития информационных технологий могут сыграть специально подготовленные цифровые обучающие системы, кроме того, по мнению таких авторов как Фонарев Д.В., Дедловская М.В., Лопатина А.А. и Золотухина И.А. [8] современные информационные технологии сегодня позволят не только готовить судей, но и вести анализ статистических данных. Поэтому разработка и активное использование в подготовке судей по баскетболу в игре 3х3 цифровых мультимедийных обучающих программ позволят значительно повысить уровень их подготовленности, осуществлять тренаж и тестирование.

Решением данной проблемы может стать разработка цифровой мультимедийной обучающей программы для подготовки судей по баскетболу 3х3, которая может повысить качество судейства и увеличит количество самих судей.

Целью исследования является выявление эффективности разработанной обучающей программы в подготовке судей по баскетболу 3х3.

По структуре разработанная программа (Главная страница) выглядит следующим образом (рисунок 1), где представлены два модуля «Обучение» и «Тестирование».

Рис. 1 Главная страница обучающей программы

Изучение возможностей обучающей программы в плане повышения уровня знаний и умений у испытуемых по правилам и судейству соревнований по баскетболу 3х3 происходило на основе проведения педагогического эксперимента, в котором приняли 20 студентов Института физической культуры и спорта. Педагогический эксперимент включал три этапа. На начальном этапе проведено предварительное тестирование с целью получения информации об исходном уровне знаний студентов. После этого проходила формирующая часть эксперимента с использованием цифровой мультимедийной обучающей программы в течение двух недель. В заключение эксперимента проведено итоговое тестирование, связанное с изучением эффективности созданной обучающей программы.

Результаты предварительного тестирования представлены на рисунке 2.

 

Рис.2. Диаграмма результатов проверки уровня теоретических знаний до обучения

Для тестирования использовался 21 вопрос. Для определения уровня знаний испытуемых мы задали следующую шкалу оценивания: «Высокий» (18-21 балл), «Средний» (12-17 баллов), «Низкий» (меньше 12 баллов), если эту шкалу не привязывать к баллам, а к процентоному соотношению, то получается следующая картина: «Высокий» (80-100%), «Средний» (60-79%) и «Низкий» (40-59%).

Уровень тестирования знаний испытуемых до обучения в процентом соотношении представлена на Рисунке 3.

Рис. 3. Круговая диаграмма уровня тестирования знаний испытуемых
до обучения

Как видно из рисунка 3, несмотря на то, что студентами пройден раздел курса спортивных игр «Баскетбол», уровень ихподготовки по правилам и судейству соревнований окзался сравнительно низким. Так, практически ни один студент не показал на этом этапе «Высокий» уровень, 25% студентов оказались на «Среднем» уровне и значительное количество студентов (75%) из общего количества, показали «Низкий» уровень.

После первого тестирования проводилось обучение с использованием обучающей программы в виде веб-сайта в течение 2 недель. После обучения было проведено повторное тестирование.

Реультаты проверки теоретических знаний студентов после обучающей части представлены в виде столбчатой диаграммы на Рисунке 4.

 

Рис.4. Диаграмма результатов проверки уровня теоретических знаний после обучения

По результатам итогового тестирования 1 студент имеет низкий уровень знаний, 4 студента имеют высокий уровень, а оставшиеся – 15 человек имеют средний уровень знаний.

Уровень тестирования знаний испытуемых после обучения в процентом соотношении представлена на Рисунке 5.

Рис. 5. Круговая диаграмма уровня тестирования знаний испытуемых
после обучения

Из рисунка 5 наблюдаем, что после обучения произошел значительный сдвиг по уровню подготовленности студентов. Так, например, среди студентов, отнесенных к категории «Высокий» оказалось 20%, «Средний» - 75% и «Низкий» всего 5%.

Выводы. Как показало проведенное исследование эффективности использования разработанной цифровой обучающей программы в подготовке судей по баскетболу 3х3, различия между показателями предварительного и итогового тестирования оказались достоверными (= 3,34 при Р < 0,05), что дает повод говорить о том, что использование подобной программы оказывает значительное влияние на уровень полученных знаний и умений.