Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНЫХ УЗОРОВ НАРОДОВ СЕВЕРА В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Прохорова Е.П. 1
1 СВФУ ПИ
В статье раскрывается актуальность проблемы развития мелкой моторики руки в старшем дошкольном возрасте и возможность использования декоративных узоров народов Севера в качестве средства обусловливающего его развитие. Поскольку развитие моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к обучению в школе, актуальность данной темы не вызывает сомнений. Изучение литературы и наблюдение за процессом в детском саду показало, что можно использовать декоративные узоры северных народов в развитии мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.
мелкая моторика
старший дошкольный возраст
готовность детей к обучению в школе
декоративные узоры народов севера
1. Астафьева, Е.О. Играем, читаем, пишем: Рабочая тетрадь 1, 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / Е.О.Астафьева. – Санкт-Петербург : ОО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2018. - 80 с.
2. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] / С.Е. Большакова. - 2-3 изд., испр. – Москва : Сфера, 2017. - 64 с.
3. Василенко, Н. М. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС / Н. М. Василенко, О. В. Харченко, Е.В. Бабина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 11. - С. 136-138. https://moluch.ru/archive/197/48756/.
4. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст]: учебное пособие / Т.С. Комарова. – Москва : Просвещение. 2015. -256 с.
5. Нартова, И.И. Развиваем мелкую моторику / И. Нартова // Дошкольное воспитание.- 2015. -№4. - С. 83-86.
6. Тихонова, О.И. Декоративное рисование в детском саду / О.И.Тихонова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - С.56-59.
7. Чердонова, А.С. Мелкая моторика как движущая сила развития ребенка / ЧердоноваА.С. Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, посвященной рос. детской психологии.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определяют целевые ориентиры для завершающего этапа дошкольного образования и утверждают, что дети дошкольного возраста должны в полной мере развивать свое воображение, которое реализуется в различных видах деятельности. Именно занятия изобразительным искусством помогают формировать и развивать моторику детей и являются наиболее привычным видом деятельности.

Поскольку развитие моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к обучению в школе, актуальность данной темы не вызывает сомнений.

Изучение литературы и наблюдение за процессом в детском саду показало, что можно использовать декоративные узоры северных народов в развитии мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.

Письмо – сложный навык, связанный с координацией мелкой моторики рук. Умение писать требует согласованной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Подготовка к письму-один из самых сложных этапов в систематическом обучении ребенка. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму.

С другой стороны, дети должны, прежде всего знать и любить родное искусство, в том числе прикладное, особенно декоративные узоры. Они также должны помнить истину, что патриотизм начинается с Родины, с природы и людей своего края. Поэтому в нашей республике ознакомление воспитанников детских садов с якутскими узорами является одним из самых эффективных средств подготовки их руки пальцев к письму.

Требования к уровню готовности руки к письму у детей старшего дошкольного возраста: точность движений; подвижность и гибкость кистей и пальцев; умение отрабатывать формы; рисовать вертикальные, горизонтальные, диагональные и волнистые прямые линии; штриховать в разных направлениях; рисовать простые и сложные узоры на квадратах; раскрашивать картинки; правильно сидеть при письме; уметь правильно держать письменные принадлежности.

Развитие ловкости рук начинается с развития умелости у детей дошкольного возраста. Развитие ловкости руки детей дошкольного возраста- один из самых важных вопросов для тех, кто занимается вопросами развития и воспитания детей дошкольного возраста. Учитывая, что дошкольный возраст – это период, определяющий развитие человека на протяжении всей жизни, развитие ловкости рук считается необходимым условием для того, чтобы человек мог заниматься самыми разными видами деятельности.

Таким образом ,на практике проблема исследования заключается в том, что не до конца разработаны различные формы организации занятий с использованием различных средств. Поэтому мы выбрали тему "Развитие моторики детей с использованием декоративных узоров северных народов".

Одной из важнейших сторон развития детей дошкольного возраста в период подготовки к школе является развитие координации, ловкости движений пальцев рук, поэтому проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию движений и координации пальцев руку детей пяти-шести лет не утратила своей значимости. Средии сследователей этой проблемы можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. М. Кольцову,Е.И.Исенину.

Чем увереннее и изобретательнее движения руки ребенка ,чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, печаткой кистью), чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче проявляются творческие элементы детской психики, тем выше навыки владения рукой ребенка, тем умнее он становится.

Мелкая моторика – скоординированная серия действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, при выполнении тонких и точных движений пальцами рук и конечностей[7].

Мелкая моторика включает в себя координацию и обучение движениям пальцев, кистей и запястий. Они играют важную роль в развитии и совершенствовании навыков письма, рисования, игры с поделками, использования ножниц, вязания, вышивания и других операций, требующих точности и контроля мелких моторных движений. Развитие ловкости на прямую связано с развитием когнитивных навыков детей. Занятия, в которых задействована ловкость, способствуют развитию внимания, концентрации, памяти, мышления, логики и навыков решения проблем. Дети, умеющие контролировать свою мелкую моторику, лучше справляются с более сложными задачами, эффективнее учатся и успешно справляются с требованиями.

. Умение контролировать свои движения, обращать внимание и сосредотачиваться на определенной задаче помогает детям развивать навыки самоконтроля, настойчивость и уверенность в себе .Эти навыки не только полезны в повседневной жизни, но и способствуют лучшей успеваемости в школе и социальной адаптации.

Изучением мелкой моторики занимались такие ученые, как В.М. Бехтерев, А.Р. Лурия, И.П. Павлов, М.М.Кольцова, Л.В. Розина, М.Ф. Фомичева и из регионов С.Е.Захарова Е.Е.Сидорова, Л.Е.Румянцева.

Эти ученые пришли к выводу, что для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста необходимы разнообразные возможности.

Изложение основного материала статьи. Изобразительная деятельность многогранна, учеными рассматривалась как средство определения степени умственного развития, как средство психологопедагогического изучения ребенка. Именно изобразительная деятельность способствует развитию у детей зрительного восприятия и глазомера, тактильного восприятия.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая тесно связана с письмом, речью ребенка, овладением предметными действиями. Физиологи под тонкой моторикой понимают движение мелких мышц кистей рук. Взаимосвязь «рука-глаз» имеет огромное значение, ведь зрение контролирует движение рук [7].

Функция руки оказывает огромное стимулирующее значение на становление речевой функции. Л.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, сотрудники Института физиологии детей и подростков, доказали, что речь дошкольника напрямую зависит от развития сформированности движения пальцев рук [5].

Так, Кольцова М.М. доказала, что движение пальцев рук является тонизирующим фактором для коры больших полушарий, именно тонкая моторика повышает работоспособность головного мозга.

В процессе рисования ребенок использует мелкие движения пальцев, кисти и руки, что способствует развитию моторики и координации движений. Эти движения способствуют развитию мышц и тренировке мелких двигательных навыков. Помимо развития мелкой моторики, рисование также способствует развитию других когнитивных навыков. Визуальное восприятие, концентрация, воображение, понимание цвета и формы - все это навыки, которые развиваются и улучшаются в процессе рисования. Стимулирование развития мелкой моторики через рисование можно начинать с самых ранних лет. Постепенно ребенок будет улучшать свои навыки в контроле линий и движения кисти, а также будет развивать свою фантазию и творческие способности.

Поэтому, рекомендуется активно поощрять детей к рисованию и предоставлять им возможности для творчества и самовыражения через этот важный инструмент развития мелкой моторики.

Особое значение имеет декоративно - прикладное рисование - рисование орнаментов, узоров.Ведь многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.При этом ребенок учится правильно определять направление линий и движенияруки, знакомится с ритмическим, композиционным построением орнаментов, развивает глазомер. Все это имеет непосредственное отношение кподготовке руки к письму.

Знакомя детей с историей и культурой родного края, изучая народные промыслы Якутии, я обратила внимание, что прорисовывание орнаментов, узоров Севера поможет в подготовке руки детей к навыку письма

Во время прорисовывания элементов северных росписей развиваютсяразнообразные действия: координация действий руки и глаза, зрительный контроль за своей работой. Дети учатся сохранять ритм рисунка, высоту прорисовываемых элементов, во время обводки крупных элементов идёт регулирование силы нажима на кисть и развивается точность движений.

Орнамент – это узор из повторяющих одинаковых элементов. Орнаменты различают узорами. Орнаменты с линиями и геометрическими фигурами называют геометрическим (они присутствуют у всех народов). Орнаменты растительных узоров называется ботаническими. В этих узорах люди пытались передать красоту окружающей природы. Если внимательно присмотреться к различным орнаментам у народов Севера – у всех можно увидеть общие мотивы.

При проведении работы учитывалось возрастание сложности предлагаемого материала. Так, непосредственно графическим упражнениям предшествовали упражнения на формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки; упражнения на формирование правильного захвата орудия письма; упражнения по подготовке к технике письма.

Особое внимание уделялось изучению гигиенических правил. Для ребёнка, пишущего левой рукой, гигиенические правила соотносили с левой рукой как ведущей.

Провела занятия по темам: «Якутские узоры», «Шахматный орнамент», «Штриховка», «Рисование по клеточкам», «Узоры чепрака», «Украшение крышки туеска», «Мутовка», «Коврик», «Билэ», «Бастына».

На занятиях мы обучили детей к штриховке прямых линий: сверху-вниз, снизу – вверх, слева-направо, справа-налево, дальше наклонные штрихи, тоже слева - направо и обратно, круговые штрихи – извне во внутрь, изнутри на внешние границы. А только затем – растительные узоры, далее элементы прописных букв. В конце дети сумели начертить прописные буквы. Параллельно дети научились писать печатными буквами.

Далее мы предлагаем описание занятий для более детального знакомство с содержанием обучения на тему: «Использования узоров народа Севера на занятиях в ДОУ»

Тема: Якутские узоры.

Цель: Беседа о якутском декоративно-прикладном искусстве.

Задачи:

1. Уточнить знания детей о народных мастерах и их изделиях.

2. Объяснить значение слов: ысыах, кумыс, чорон, кытыйа, чепрак, хомус, орнамент.

3. Вызвать интерес к народному творчеству.

Подготовка к занятию. Рассматривать с детьми в свободное время иллюстрации из альбомов: «Саха орнаменнара» Б.Ф.Неустроева, «Ремесла предков вчера и сегодня» Е.Е.Аммосовой, он, «Художественные бытовые изделия якутов XVIII- начала XX веков» М.М. Носова, «Тропою северных оленей Н.И. Каплан, «Народное искусство Якутии» М.В. Хабарова. Сходить на экскурсии в краеведческий музей, выставку. Организовать мини-выставку изделий декоративно-прикладного искусства в детском саду, которые можно использовать как наглядные пособия к занятию.

Ход занятия. Воспитатель: Дети, сегодня мы рассмотрим необычную выставку. Внимательно посмотрите, какие красивые вещи окружают нас. После 1-2 мин. восприятия спрашивает:

1. Вы знаете эти предметы?

2. Как они называются?

3. Для чего они используются?

4. Где вы их видели?

5. Как вы думаете, кто их сделал?

Воспитатель: Правильно, смастерили все эти вещи народные умельцы, якутские мастера. Наша Якутия богата талантливыми людьми. В длинные зимние вечера они любят шить, вышивать, вырезать из дерева чороны, кытыйа и другие изделия.

С давних пор начало лета отмечается кумысным праздником ысыах Зеленый наряд ожившей природы, звонкая трель жаворонка влекли к веселью, танцам, пению. Послушайте отрывок песни «Жаворонок» в исполнении Игнатия Слепцова, народного певца. (Звучит пластинка. Воспитатель: Понравилась эта песня? Да, певец прекрасно подражает пению птицы, как бы соревнуется с красивой мелодией, которую поет жаворонок.

Якутские мастера, когда украшают свои изделия, также поют. Посмотрите, как светло и ровно, Похожий на задушевный разговор, По стенкам деревянного чорона бежит и не кончается узор, похожий на шнур, оттого и называется шнуровидным орнаментом. Мастер под ритм песни делает зарубки, точки, черточки, загадочные знаки на чороне. Из чорона пьют кумыс - напиток, изготовленный из кобыльего молока, полезный для здоровья. Он хорошо утоляет жажду в жаркую погоду.

На ысыах приводят коня в праздничном убранстве. Главная часть этого наряда - чепрак (показывает). Чепраки шьют мастерицы. Они вышивают его бисером, серебряными пластинками, цветными нитками. Главный элемент в центре - лировидный орнамент. Он похож на хомус (показывает). Это музыкальный инструмент, на котором может играть каждая якутская девушка (показывает куклу в национальной одежде). Послушайте, как звучит хомус (включает пластинку). В мелодии слышатся то журчание ручейка, то пение жаворонка, то кукушка кукует, извещая окрестность о начале лета. Девушки одеты так же, как наша кукла. (Вызывает ребенка и просит описать платье, жилет.) Да, платье длинное, жилет весь расшитый бисером, а на голове бастынга дивной красоты. Девушки на ысыахе танцуют хоровод - осуохай. Дети, и мы попробуем. Встанем все в круг, возьмемся за руки и приставным шагом, вот так (показывает) потанцуем, а я запою.

Примечание: Если воспитатель не умеет петь, может использовать грамзапись, Или закончить занятие обычным анализом, уточняя, закрепляя, что нового узнали дети. Или обобщением о выставке под названием «Якутские узоры" и сказать о впечатлениях, которая она на них произвела.

Тема: Шахматный орнамент.

Цель занятия:

1. Делить полоску бумаги на глаз на четыре равные части, а полученные квадратики - по диагонали на треугольники.

2. Правильно закрашивать красками.

Подготовка к занятию: Рассматривание шахматного орнамента на ковриках. Деление полоски бумаги на четыре равные части путем сгибания.

Пособия: Изделия с шахматным орнаментом. По две полоски бумаги, акварель, простые карандаши, кисти,

Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает несколько иллюстраций с якутским орнаментом и просит показать шахматный, обращает внимание детей на чередование цветов, симметричность. На полоске бумаги показывает последовательность деления на четыре равные части и объясняет: «На верхней стороне полоски находим середину и ставим точку, находим середину на нижней стороне, ставим точку. Полученные правый и левый прямоугольники таким же способом делим пополам, получаем четыре квадрата, разделив их по диагонали на треугольники. Затем подбираем цвета и закрашиваем", с помощью вопросов сначала закрепляет знание о делении полоски, правила закрашивания красками и предлагает детям приступить к работе. Рассматривая выполненные работы, обращает внимание на деление полоски, сочетание цветов, аккуратность выполнения работы.

Таким образом, занятия с использованием декоративного узора, орнамента народов севера доставляют ребенку удовлетворение, позволяют использовать усвоенные навыки ручной моторики, творческого видения и восприятия, придает ребенку бодрость, радость, удовольствие.

Итак, через удовольствие такая деятельность создает условия для развития творческих способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы.

Наконец, кроме занятий провели выставку прикладного творчества с участием родителей и работников МБДОУ ЦРР «Мичил», с. Майя, Мегино-Кангаласский улус. В выставке народных промыслов были показаны поделки с узорами: «кыбытык» тигии - олбох, скатерть, покрывало и коврики с красивыми узорами, все семьи участвовали с разными поделками из дерева, картона, тальника, березовой коры и т.д. Дети ознакомились с орнаментами: «шахматная мозаика», «шахматный орнамент», сердцевидным элементом орнамента и т.д. Большое участие приняли наши родители и бабушки, помогая своим детям. Они с большим удовольствием приняли участие на выставке прикладного искусства со своими поделками, и с работами детей. Мы очень рады за такое участие и преемственности поколений. Дети играли игру хабылык, который смастерил с узором дед Вани, а хаамыску сделал папа Васи. Дети и родители были очень довольны своей работой, и с поделками, в котором были нарисованы узоры и орнаменты.

Нам очень понравилось заниматься с детьми с использованием узоров народов Севера в развитии мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста и убедились, что такие занятия зарождают интерес к узору и орнаментам.

А также для всех детей мы проводили отдельные якутские подвижные и настольные игры, где материалы украшены якутскими узорами и орнаментами (коробки с камушками, хабылыки, мээрикээн-мутовка, талах ынах, о5ус). Занятия и игры проводились каждый день.

Таким образом, использование декоративного рисования узора народов Севера могут быть полезным средством развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста, а также помочь им развить множество других навыков, которые будут полезными в их будущей жизни.

В целом, использование декоративного рисования узора народов Севера - это уникальный и ценный аспект культуры Якутии, который может быть полезным для детей старшего дошкольного возраста не только как подготовка к обучению, но и как средство развития их умственных, социальных и физических способностей.:

Рекомендация на использования декоративного узора и орнамента народов Севера как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста:

1. Приобщить детей к народному искусству;

2. Реализовать духовные, эстетические и творческие способности;

3. Развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

4. Развивать координацию и тактильные ощущения рук;

5. Проводить занятия с использованием декоративного узора народов севера.

6.Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми в изготовлении поделок из соленого теста.

7. Организовать кружки по обучению детей изодеятельности.

8..Организовать выставки поделок детей и их родителей по рисованию.

Таким образом, использование декоративного узора и орнамента народов Севера - это не только увлекательное занятие для детей старшего дошкольного возраста, но и важное средство развития мелкой моторики рук и помогают детям развивать такие качества, как логическое мышление, память, умение принимать решения, а также обучают социальным навыкам. Важно, чтобы родители и педагоги учитывали этот факт и использовали декоративные узоры и орнаменты народов Севера в своей работе с детьми.

В целом, использовние декоративного узора и орнамента народов Севера являются увлекательным и полезным занятием для детей старшего дошкольного возраста, которые помогают все психические процессы и социальные навыки. Они также являются частью культуры якутского народа и могут помочь детям познакомиться с традициями и историей этого уникального народа. Поэтому, включение декоративного узора и орнамента народов Севера в образовательный процесс и повседневную жизнь детей может оказаться очень полезным и интересным для всех участников.


Библиографическая ссылка

Прохорова Е.П. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНЫХ УЗОРОВ НАРОДОВ СЕВЕРА В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21476 (дата обращения: 26.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674