Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Тимофеева А.Д. 1 Явкина Д.И. 1
1 ОГУ
Подчеркнута актуальность внедрения инструментов бережливого производства в деятельность дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Проанализированный в статье опыт внедрения инструментов бережливого производства в ДОУ показал значительные результаты в оптимизации процессов обучения и воспитания детей, а также повышения эффективности использования ресурсов ДОУ и улучшению качества предоставляемых услуг. Приведены примеры использования ДОУ инструментов бережливого производства: системы 5S, доски задач (Канбан), картирования процессов. Обоснована целесообразность применения успешного опыта внедрения инструментов БП в деятельность МДОАУ «Детский сад № 157» г. Оренбурга.
бережливое производство
инструменты бережливого производства
дошкольное образовательное учреждение
бережливые технологии
детский сад
опыт применения
1 Антипенко Т.Б., Попова О.С. Применение бережливых технологий в коррекционно развивающей деятельности образовательной организации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://beliro.ru/assets/resourcefile/2820/sbornik-berezhltvyij-menedzhment.pdf – 20.01.2024.
2 Бережливое производство: 8 эффективных инструментов и примеры удачного внедрения системы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://арит.рф/news/berezhlivoe-proizvodstvo-8-jeffektivnyh-instrumentov-i-primery-udachnogo-vnedrenija-sistemy/ – 20.01.2024.
3 Юркив Н.Н. Бережливость по-русски / Н.Н. Юркив // Методы менеджмента качества. – 2010. – № 1. – С. 61 – 62.
4 Крючкова А.А. Бережливое производство в социальном обслуживании / А.А. Крючкова // Молодой ученый. – 2023. – № 35 (482) – С. 44 – 47.
5 Антонова И.И., Антонов С.А., Ахмадеева Г.Ч. Особенности внедрения бережливого производства в социальных учреждениях // Актуальные проблемы экономики и права. – 2014. – № 1 (29) – С. 84 – 87.
6 Бережливое производство в МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки: методические рекомендации / Авт.-сост.: Т.Г. Харитонова, Е.С. Филенко. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2023. – 118 с.
7 Бережливое производство (LEAN PRODUCTION) | ГОСТ Р 56404: о подходе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.iksystems.ru/info/articles/ustoychivoe-razvitie/berezhlivoe-proizvodstvo-lean-production-gost-r-56404-o-podkhode/ – 20.01.2024.
8 Петрова И.В. Внедрение бережливых технологий в деятельность детского сада – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/vospitatelnaya-rabota/2023/04/06/berezhlivye-tehnologii-v-dou-avtorskaya-statya – 20.01.2024.
9 ГОСТ Р 56407-2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты. Введ. 2015-06-02. – Москва, Стандартинформ, 2020. – 15 с.
10 Новосельцева О.М. Система 5S в организации рабочего места воспитателя МБДОУ – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2023/03/12/sistema-5s-v-organizatsii-rabochego-mesta-vospitatelya-mbdou – 20.01.2024.
11 Басиашвили Ю.А. Доска задач (канбан) – инструмент бережливого управления – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/9167 – 20.01.2024.
12 Симакова Н.М. Методы визуализации в работе с детьми дошкольного возраста – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/metody-vizualizatsii-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo.html – 20.01.2024.
13 Немухина А. Картирование как инструмент бережливых технологий – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/kartirovanie-kak-instrument-berezhlivyh-tehnologii.html – 20.01.2024.

Бережливые технологии традиционно применяются на промышленных предприятиях и способствуют повышению производительности труда, снижению себестоимости и улучшению качества продукции [1]. Известно [2 – 5], что принципы бережливого производства (БП) активно перенимают ведущие отрасли экономики, все чаще инструменты БП находят применение в социальной сфере, становясь необходимой частью современного образования [6].

Бережливое управление – это концепция менеджмента, основанная на постоянном стремлении к выявлению и устранению всех видов потерь, возникающих в процессе деятельности организации [7].

Бережливые технологии, инструменты БП нашли достаточно широкое применение в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) [8] и рассматриваются как набор инновационных методов, направленных на достижение следующих целей, характерных для БП:

- создание системы непрерывного улучшения, способствующей устойчивому развитию ДОУ;

- повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в ДОУ;

- сокращение различных видов потерь, эффективное использование ресурсов во всех сферах деятельности ДОУ;

- стимулирование развития критического мышления у сотрудников и обучающихся воспитанников ДОУ.

Однако для успешного внедрения бережливого подхода необходимо понимать особенности дошкольной сферы и учитывать потребности детей, родителей и педагогов. Также важно обучить персонал принципам бережливого производства и создать поддерживающую среду для внедрения новых инструментов и методов. Необходимо помнить, что конкретные цели и задачи внедрения могут различаться в зависимости от конкретного учреждения и его потребностей.

ГОСТ Р 56407-2015 «Бережливое производство. Основные методы и инструменты» [9] регламентирует основные методы и инструменты БП, однако дает далеко не исчерпывающий их перечень, которые используются организациями для выявления проблем и достижения значительных результатов в их устранении в кратчайшие сроки.

К основным инструментам БП, чаще всего применяемым в ДОУ, относятся:

– организация рабочего пространства (5S-методология, включающая шаги сортировки, соблюдения порядка, систематической уборки, стандартизации и совершенствования). Инструмент включает пять взаимосвязанных принципов организации рабочего пространства, направленных на мотивацию и вовлечение персонала в процессы улучшения в организации, снижение потерь, повышение безопасности и удобства в работе. Внедрение в ДОУ 5S помогает организовать рабочее пространство, устранить лишние предметы, организовать систему хранения и поддерживать чистоту и порядок. Например, организация рабочего места воспитателя по системе 5S, реализованная в муниципальном бюджетном ДОУ «Детский сад № 30 «Сказка» (Нижегородская область, г. Балахна) [10];

– доска задач (Канбан): инструмент визуализации процесса исполнения задач в рамках структурного подразделения организации, позволяющий выявлять проблемные зоны в работе структурного подразделения и своевременно принимать корректирующие решения управления задач запасами для минимизации избыточного производства и запасов. Использование Канбан в ДОУ [11] имеет достаточно широкое распространение и способствует достижению успеха без сопротивлений со стороны персонала, благодаря исключению потерь времени, управлению узкими местами и снижению вариабельности. Например, для детей можно использовать магнитную доску задач с картинками, на которой представлены пять образовательных областей и девять видов деятельности. Картинки заламинированы, подписаны и приклеены на двухсторонний скотч. Линии приклеены цветной изолентой: пять красных и девять зелёных. Полученное таким образом поле с квадратиками, воспитатель может использовать для выполнения поставленных задач с детьми. Применяется также приклеивание стикеров с нарисованным значком (картинка – задачи);

– принцип нулевой ошибки (Poka-Yoke): метод предотвращения ошибок, благодаря которому действие можно реализовать только одним правильным способом и без появления дефекта. Например, использование табелей унифицированных форм, шаблонов документов, файлового хранилища в системе документационного обеспечения ДОУ;

– визуализация – инструмент БП, позволяющий получать объективную картину жизнедеятельности организации, поддерживать обратную связь и корректировать процессы. Среди наиболее часто используемых способов визуализации в ДОУ используют оконтуривание, цветовую маркировку, разметку, метод дорожных знаков, графические инструкции и другие. На примере МБДОУ «Ясли-сад № 402 г. Донецка», мы можем рассмотреть методы визуализации в работе с детьми дошкольного возраста [12];

– картирование – инструмент БП, позволяющий определить скрытые потери, которые создаются в потоке создания ценности, а также выявить значимую и незначимую работу и на основании этого разработать мероприятия для оптимизации. Например: разработка карты оптимизации утреннего приема детей в МДОАУ «Детский сад № 33 Снежанка» [13].

Анализ возможности внедрения инструментов БП в ДОУ требует изучения текущих процессов и оценки потенциала для оптимизации, с учетом особенностей дошкольной сферы и обеспечения безопасности и здоровья детей.

Всевозрастающий интерес к практическому применению инструментов БП в деятельности ДОУ свидетельствует об актуальности и целесообразности разработки мероприятий на основе внедрения инструментов БП в деятельность ДОУ, в частности, на примере детских садов.

Успех внедрения бережливых технологий на долгую перспективу во многом зависит от грамотного процесса управления и реализованной пошаговой методики разработки и внедрения проектов по усовершенствованию основных, вспомогательных и обеспечивающих процессов.

Анализ источников информации о применении методов БП в ДОУ позволил выделить наиболее часто определяемые цели внедрения инструментов БП и их ожидаемые результаты:

– оптимизация и эффективное использование ресурсов ДОУ (распределение времени и ресурсов, игровых и образовательных материалов, энергии, воды и др.);

– повышение качества услуг, предоставляемых ДОУ за счет устранения потерь и неэффективных процессов, разработки и применения мер по их устранению (улучшение педагогического процесса, создание безопасной и комфортной среды для детей, улучшение системы питания и других аспектов работы ДОУ);

– снижение затрат на материалы, энергию, улучшение использования оборудования и другие эффективные изменения, которые помогут оптимизировать бюджет ДОУ;

– развитие культуры непрерывного улучшения и самоорганизации персонала, вовлечение сотрудников в процесс улучшений, а также улучшение коммуникации внутри учреждения и создание благоприятных условий для развития и обучения детей.

Таким образом, большое количество публикаций о результатах внедрения бережливых технологий подчеркивает актуальность разработки мероприятий по внедрению инструментов БП в деятельность МДОАУ «Детский сад № 157» г. Оренбурга.

Однако, конкретные цели и задачи внедрения инструментов БП могут различаться в зависимости от отдельно взятого ДОУ и его потребностей. Успешному внедрению инструментов БП должен предшествовать анализ и учет особенностей дошкольной сферы, потребности детей, родителей и педагогов ДОУ.


Библиографическая ссылка

Тимофеева А.Д., Явкина Д.И. АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21450 (дата обращения: 15.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674