Бережливые технологии традиционно применяются на промышленных предприятиях и способствуют повышению производительности труда, снижению себестоимости и улучшению качества продукции [1]. Известно [2 – 5], что принципы бережливого производства (БП) активно перенимают ведущие отрасли экономики, все чаще инструменты БП находят применение в социальной сфере, становясь необходимой частью современного образования [6].
Бережливое управление – это концепция менеджмента, основанная на постоянном стремлении к выявлению и устранению всех видов потерь, возникающих в процессе деятельности организации [7].
Бережливые технологии, инструменты БП нашли достаточно широкое применение в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) [8] и рассматриваются как набор инновационных методов, направленных на достижение следующих целей, характерных для БП:
- создание системы непрерывного улучшения, способствующей устойчивому развитию ДОУ;
- повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в ДОУ;
- сокращение различных видов потерь, эффективное использование ресурсов во всех сферах деятельности ДОУ;
- стимулирование развития критического мышления у сотрудников и обучающихся воспитанников ДОУ.
Однако для успешного внедрения бережливого подхода необходимо понимать особенности дошкольной сферы и учитывать потребности детей, родителей и педагогов. Также важно обучить персонал принципам бережливого производства и создать поддерживающую среду для внедрения новых инструментов и методов. Необходимо помнить, что конкретные цели и задачи внедрения могут различаться в зависимости от конкретного учреждения и его потребностей.
ГОСТ Р 56407-2015 «Бережливое производство. Основные методы и инструменты» [9] регламентирует основные методы и инструменты БП, однако дает далеко не исчерпывающий их перечень, которые используются организациями для выявления проблем и достижения значительных результатов в их устранении в кратчайшие сроки.
К основным инструментам БП, чаще всего применяемым в ДОУ, относятся:
– организация рабочего пространства (5S-методология, включающая шаги сортировки, соблюдения порядка, систематической уборки, стандартизации и совершенствования). Инструмент включает пять взаимосвязанных принципов организации рабочего пространства, направленных на мотивацию и вовлечение персонала в процессы улучшения в организации, снижение потерь, повышение безопасности и удобства в работе. Внедрение в ДОУ 5S помогает организовать рабочее пространство, устранить лишние предметы, организовать систему хранения и поддерживать чистоту и порядок. Например, организация рабочего места воспитателя по системе 5S, реализованная в муниципальном бюджетном ДОУ «Детский сад № 30 «Сказка» (Нижегородская область, г. Балахна) [10];
– доска задач (Канбан): инструмент визуализации процесса исполнения задач в рамках структурного подразделения организации, позволяющий выявлять проблемные зоны в работе структурного подразделения и своевременно принимать корректирующие решения управления задач запасами для минимизации избыточного производства и запасов. Использование Канбан в ДОУ [11] имеет достаточно широкое распространение и способствует достижению успеха без сопротивлений со стороны персонала, благодаря исключению потерь времени, управлению узкими местами и снижению вариабельности. Например, для детей можно использовать магнитную доску задач с картинками, на которой представлены пять образовательных областей и девять видов деятельности. Картинки заламинированы, подписаны и приклеены на двухсторонний скотч. Линии приклеены цветной изолентой: пять красных и девять зелёных. Полученное таким образом поле с квадратиками, воспитатель может использовать для выполнения поставленных задач с детьми. Применяется также приклеивание стикеров с нарисованным значком (картинка – задачи);
– принцип нулевой ошибки (Poka-Yoke): метод предотвращения ошибок, благодаря которому действие можно реализовать только одним правильным способом и без появления дефекта. Например, использование табелей унифицированных форм, шаблонов документов, файлового хранилища в системе документационного обеспечения ДОУ;
– визуализация – инструмент БП, позволяющий получать объективную картину жизнедеятельности организации, поддерживать обратную связь и корректировать процессы. Среди наиболее часто используемых способов визуализации в ДОУ используют оконтуривание, цветовую маркировку, разметку, метод дорожных знаков, графические инструкции и другие. На примере МБДОУ «Ясли-сад № 402 г. Донецка», мы можем рассмотреть методы визуализации в работе с детьми дошкольного возраста [12];
– картирование – инструмент БП, позволяющий определить скрытые потери, которые создаются в потоке создания ценности, а также выявить значимую и незначимую работу и на основании этого разработать мероприятия для оптимизации. Например: разработка карты оптимизации утреннего приема детей в МДОАУ «Детский сад № 33 Снежанка» [13].
Анализ возможности внедрения инструментов БП в ДОУ требует изучения текущих процессов и оценки потенциала для оптимизации, с учетом особенностей дошкольной сферы и обеспечения безопасности и здоровья детей.
Всевозрастающий интерес к практическому применению инструментов БП в деятельности ДОУ свидетельствует об актуальности и целесообразности разработки мероприятий на основе внедрения инструментов БП в деятельность ДОУ, в частности, на примере детских садов.
Успех внедрения бережливых технологий на долгую перспективу во многом зависит от грамотного процесса управления и реализованной пошаговой методики разработки и внедрения проектов по усовершенствованию основных, вспомогательных и обеспечивающих процессов.
Анализ источников информации о применении методов БП в ДОУ позволил выделить наиболее часто определяемые цели внедрения инструментов БП и их ожидаемые результаты:
– оптимизация и эффективное использование ресурсов ДОУ (распределение времени и ресурсов, игровых и образовательных материалов, энергии, воды и др.);
– повышение качества услуг, предоставляемых ДОУ за счет устранения потерь и неэффективных процессов, разработки и применения мер по их устранению (улучшение педагогического процесса, создание безопасной и комфортной среды для детей, улучшение системы питания и других аспектов работы ДОУ);
– снижение затрат на материалы, энергию, улучшение использования оборудования и другие эффективные изменения, которые помогут оптимизировать бюджет ДОУ;
– развитие культуры непрерывного улучшения и самоорганизации персонала, вовлечение сотрудников в процесс улучшений, а также улучшение коммуникации внутри учреждения и создание благоприятных условий для развития и обучения детей.
Таким образом, большое количество публикаций о результатах внедрения бережливых технологий подчеркивает актуальность разработки мероприятий по внедрению инструментов БП в деятельность МДОАУ «Детский сад № 157» г. Оренбурга.
Однако, конкретные цели и задачи внедрения инструментов БП могут различаться в зависимости от отдельно взятого ДОУ и его потребностей. Успешному внедрению инструментов БП должен предшествовать анализ и учет особенностей дошкольной сферы, потребности детей, родителей и педагогов ДОУ.
Библиографическая ссылка
Тимофеева А.Д., Явкина Д.И. АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21450 (дата обращения: 26.12.2024).