Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE RELEVANCE OF THE INTRODUCTION OF LEAN MANUFACTURING TOOLS IN THE ACTIVITIES OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

1 1
1 OGU
The urgency of introducing lean production tools into the activities of preschool educational institutions (pre-school educational institutions) is emphasized. The experience of implementing lean manufacturing tools in preschool institutions analyzed in the article has shown significant results in optimizing the processes of teaching and raising children, as well as increasing the efficiency of using preschool resources and improving the quality of services provided. Examples of the use of DOW lean manufacturing tools are given: 5S systems, task boards (Kanban), process mapping. The expediency of applying the successful experience of implementing BP tools in the activities of MDOAU «Kindergarten № 157» in Orenburg is substantiated.
lean manufacturing
lean manufacturing tools
preschool educational institution
lean technologies
kindergarten
application experience

Бережливые технологии традиционно применяются на промышленных предприятиях и способствуют повышению производительности труда, снижению себестоимости и улучшению качества продукции [1]. Известно [2 – 5], что принципы бережливого производства (БП) активно перенимают ведущие отрасли экономики, все чаще инструменты БП находят применение в социальной сфере, становясь необходимой частью современного образования [6].

Бережливое управление – это концепция менеджмента, основанная на постоянном стремлении к выявлению и устранению всех видов потерь, возникающих в процессе деятельности организации [7].

Бережливые технологии, инструменты БП нашли достаточно широкое применение в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) [8] и рассматриваются как набор инновационных методов, направленных на достижение следующих целей, характерных для БП:

- создание системы непрерывного улучшения, способствующей устойчивому развитию ДОУ;

- повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в ДОУ;

- сокращение различных видов потерь, эффективное использование ресурсов во всех сферах деятельности ДОУ;

- стимулирование развития критического мышления у сотрудников и обучающихся воспитанников ДОУ.

Однако для успешного внедрения бережливого подхода необходимо понимать особенности дошкольной сферы и учитывать потребности детей, родителей и педагогов. Также важно обучить персонал принципам бережливого производства и создать поддерживающую среду для внедрения новых инструментов и методов. Необходимо помнить, что конкретные цели и задачи внедрения могут различаться в зависимости от конкретного учреждения и его потребностей.

ГОСТ Р 56407-2015 «Бережливое производство. Основные методы и инструменты» [9] регламентирует основные методы и инструменты БП, однако дает далеко не исчерпывающий их перечень, которые используются организациями для выявления проблем и достижения значительных результатов в их устранении в кратчайшие сроки.

К основным инструментам БП, чаще всего применяемым в ДОУ, относятся:

– организация рабочего пространства (5S-методология, включающая шаги сортировки, соблюдения порядка, систематической уборки, стандартизации и совершенствования). Инструмент включает пять взаимосвязанных принципов организации рабочего пространства, направленных на мотивацию и вовлечение персонала в процессы улучшения в организации, снижение потерь, повышение безопасности и удобства в работе. Внедрение в ДОУ 5S помогает организовать рабочее пространство, устранить лишние предметы, организовать систему хранения и поддерживать чистоту и порядок. Например, организация рабочего места воспитателя по системе 5S, реализованная в муниципальном бюджетном ДОУ «Детский сад № 30 «Сказка» (Нижегородская область, г. Балахна) [10];

– доска задач (Канбан): инструмент визуализации процесса исполнения задач в рамках структурного подразделения организации, позволяющий выявлять проблемные зоны в работе структурного подразделения и своевременно принимать корректирующие решения управления задач запасами для минимизации избыточного производства и запасов. Использование Канбан в ДОУ [11] имеет достаточно широкое распространение и способствует достижению успеха без сопротивлений со стороны персонала, благодаря исключению потерь времени, управлению узкими местами и снижению вариабельности. Например, для детей можно использовать магнитную доску задач с картинками, на которой представлены пять образовательных областей и девять видов деятельности. Картинки заламинированы, подписаны и приклеены на двухсторонний скотч. Линии приклеены цветной изолентой: пять красных и девять зелёных. Полученное таким образом поле с квадратиками, воспитатель может использовать для выполнения поставленных задач с детьми. Применяется также приклеивание стикеров с нарисованным значком (картинка – задачи);

– принцип нулевой ошибки (Poka-Yoke): метод предотвращения ошибок, благодаря которому действие можно реализовать только одним правильным способом и без появления дефекта. Например, использование табелей унифицированных форм, шаблонов документов, файлового хранилища в системе документационного обеспечения ДОУ;

– визуализация – инструмент БП, позволяющий получать объективную картину жизнедеятельности организации, поддерживать обратную связь и корректировать процессы. Среди наиболее часто используемых способов визуализации в ДОУ используют оконтуривание, цветовую маркировку, разметку, метод дорожных знаков, графические инструкции и другие. На примере МБДОУ «Ясли-сад № 402 г. Донецка», мы можем рассмотреть методы визуализации в работе с детьми дошкольного возраста [12];

– картирование – инструмент БП, позволяющий определить скрытые потери, которые создаются в потоке создания ценности, а также выявить значимую и незначимую работу и на основании этого разработать мероприятия для оптимизации. Например: разработка карты оптимизации утреннего приема детей в МДОАУ «Детский сад № 33 Снежанка» [13].

Анализ возможности внедрения инструментов БП в ДОУ требует изучения текущих процессов и оценки потенциала для оптимизации, с учетом особенностей дошкольной сферы и обеспечения безопасности и здоровья детей.

Всевозрастающий интерес к практическому применению инструментов БП в деятельности ДОУ свидетельствует об актуальности и целесообразности разработки мероприятий на основе внедрения инструментов БП в деятельность ДОУ, в частности, на примере детских садов.

Успех внедрения бережливых технологий на долгую перспективу во многом зависит от грамотного процесса управления и реализованной пошаговой методики разработки и внедрения проектов по усовершенствованию основных, вспомогательных и обеспечивающих процессов.

Анализ источников информации о применении методов БП в ДОУ позволил выделить наиболее часто определяемые цели внедрения инструментов БП и их ожидаемые результаты:

– оптимизация и эффективное использование ресурсов ДОУ (распределение времени и ресурсов, игровых и образовательных материалов, энергии, воды и др.);

– повышение качества услуг, предоставляемых ДОУ за счет устранения потерь и неэффективных процессов, разработки и применения мер по их устранению (улучшение педагогического процесса, создание безопасной и комфортной среды для детей, улучшение системы питания и других аспектов работы ДОУ);

– снижение затрат на материалы, энергию, улучшение использования оборудования и другие эффективные изменения, которые помогут оптимизировать бюджет ДОУ;

– развитие культуры непрерывного улучшения и самоорганизации персонала, вовлечение сотрудников в процесс улучшений, а также улучшение коммуникации внутри учреждения и создание благоприятных условий для развития и обучения детей.

Таким образом, большое количество публикаций о результатах внедрения бережливых технологий подчеркивает актуальность разработки мероприятий по внедрению инструментов БП в деятельность МДОАУ «Детский сад № 157» г. Оренбурга.

Однако, конкретные цели и задачи внедрения инструментов БП могут различаться в зависимости от отдельно взятого ДОУ и его потребностей. Успешному внедрению инструментов БП должен предшествовать анализ и учет особенностей дошкольной сферы, потребности детей, родителей и педагогов ДОУ.