Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Гайфуллина А.З. 1 Гарягдыев Ш.А. 1 Хусаинова А.А. 2 Комеков А.Н. 2
1 ФГБОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
2 ФГБОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет
В последние годы в образовании появилось такое понятие как «гибридное обучение». Оно отличается от смешанного обучения. В данной статье рассматривается применение гибридного обучения обучающихся во время карантина в средних образовательных учреждениях, вынужденных учиться дистанционно. В статье приведены формулировки гибридного обучения, его отличительные особенности и примеры использования в практике преподавания. Выделены методические особенности гибридного обучения. Анкетирование учителей выявило плюсы и минусы гибридного обучения. По результатам исследования были выделены методические рекомендации для учителей по применению гибридного обучения при обучении. Гибридное обучение - технология будущего, которая будет с нами теперь всегда. Цель исследования: изучить лучшие практики и стратегии гибридного обучения. Задачи исследования: проанализировать данные различных источников по гибридному обучению; обозначить методические особенности к организации и проектированию гибридного обучения; выявить положительные и отрицательные стороны гибридного обучения; составить методические рекомендации для учителей. Научная новизна заключается в применении гибридного обучения во время вынужденного карантина или иных случаях. Гибридное обучение является еще довольно молодой технологией, которой предстоит развиваться. Методы исследования: анализ теоретического материала, количественные методы исследования в виде анкетирования учителей и обучающихся, разработка и внедрение мультимедийных учебных материалов. Выводы и рекомендации: гибридное обучение устраняет барьеры и делает образование доступным для любого человека, имеющего смартфон или ПК с подключением к Интернету. Для школ, университетов и частных преподавателей действительно важны возможности, которые предоставляют технологии видеоконференцсвязи, так как они обеспечивают инновационный опыт обучения, независимо от того, где находятся обучающиеся и какое устройство используют. В гибридном формате педагогам требуются дополнительные инструменты — программы, платформы, приложения. Материалы и полученные результаты исследования могут быть использованы на практике педагогами различных школ.
гибридное обучение
смешанное обучение
цифровые технологии
электронные сервисы
дистанционное обучение
1. Воскрекасенко О.А., Мендова Н.С. Использование дистанционного обучения в высшей школе: преимущества и недостатки // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 9. С. 111-115.
2. Зорина, Т. Г. Луцевич, Л. В. Корнеевец, Т. Г. Кравченко, А. А. Оськин, Д. А. Генезис смешанного обучения как инновационной формы университетского образования http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/73464
3. Зубренкова О.А., Лисенкова Е.В., Зубенко Д.П., Косс Е.А. Информационные технологии как необходимый элемент организации учебного процесса образовательных учреждений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 172-175.
4. Иванова Е.А., Алексеев А.Н. Критерии компетентности преподавателей при смешанном обучении студентов машиностроительных специальностей // Информационные технологии и средства обучения. 2017. Т. 60. № 4. С. 166-180.
5. Кравченко М.А., Кравченко О.В. Онлайн-курсы: революция в образовании или успешная pr-кампания? //Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. № 2. С. 9-13.
6. Манокин М.А., Шенкман Е.А. Синхронный и асинхронный форматы онлайн-обучения в контексте теории коммуникации / М.А. Манокин, Е.А. Шенкман. — Текст: непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2021. — Т. 1, № 2 (75). — С. 23–37
7.. Марголис А.А. Что смешивает смешанное обучение? // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 3. С. 5-19.
8. Остапенко А.С. Гибридное обучение: новые возможности при обучении иностранному языку в школе // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Т. 3. № 1. С. 270-279.
9. Рудинский И.Д., Давыдов А.В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения / И.Д. Рудинский, А.В. Давыдов // Вестник науки и образования Северо-Запада России. — 2021. — Т.7, №1. — С. 1 — 9
10. Фролов С.В., Фролова Н.Х. Внедрение смешанного обучения в ряд университетов Нижнего Новгорода: компаративный подход // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 1. С. 165-170.
11. Abdraimova E.T., Shoibekova A.Zh., Zhorabaev K.B. Immersive technologies in a higher school in the modern digital reality // Евразийский союз ученых. 2020. № 10-1 (79). С. 49-52.
12. Bonk C. J. The handbook of blended learning environments: global perspectives, local designs / C. J. Bonk, C. R Graham. San Francisco: Jossey-Bass/ Pfeifer, 2006.

Введение. После 2020 года в наш лексикон прочно вошло словосочетание «дистанционное обучение»: школьники, студенты, преподаватели из-за пандемии коронавируса были отправлены по домам, а вся учеба переместилась на онлайн-платформы. С сентября 2021 года многие ВУЗы России ввели гибридную форму обучения, а также многие Вузы самостоятельно разработали комплекс материалов и оснастили всем необходимым оборудованием свои аудитории: камерами с высоким разрешением и качественными микрофонами, передающими звук без помех; интерактивной доской и планшетами для каждого студента. Также был назначен специальный сотрудник, к обязанностям которого относилось оказание технической помощи преподавателю при проведении онлайн-занятия, что дает возможность преподавателю целиком сконцентрироваться на обучении. В реальности не во всех учебных заведениях есть все необходимое оборудование для гибридного обучения. Мы убедились на практике в том, что провести эффективно гибридное обучение можно и с минимальным техническим оснащением. В настоящее время есть множество приложений (Zoom, Discord, Teams...), которые дают возможность учителям мыслить и вести свои занятия иначе, благодаря инструментам видеоконференций, чата, общения и обмена документами [9].

В результате нашего небольшого исследования были выявлены ряд противоречий, свидетельствующих:

а) об умении рационального использования гибридного обучения и правильного применения для образовательного процесса электронных образовательных ресурсов;

б) о востребованности в последнее время гибридного обучения обучающихся и недостаток методических материалов в данной области знаний;

в) о том, что роль самостоятельной работы в разы возрастает и очевидной становится потребность в умении своей самоорганизации познавательной деятельности;

г) о том, что роль учителя в образовательном процессе теперь меняется из-за уменьшения роли традиционного обучения и увеличения роли онлайн взаимодействия с обучающимися.

Цель исследования: изучить лучшие практики и стратегии гибридного обучения в школе.

Объект исследования: специфика гибридного обучения.

Предмет исследования: формы использования гибридного обучения в школе.

Гипотеза исследования: эффективность использования гибридного обучения значительно повысится, если будут:

- определены ключевые потребности участников образовательного процесса в использовании электронных образовательных ресурсов;

- выявлены организационно-педагогические условия эффективного применения гибридного обучения;

- сформирован перечень рекомендаций к необходимому уровню педагогической ИКТ-компетентности преподавателей в условиях гибридного обучения;

- обозначены и структурированы основные элементы системы гибридного обучения;

В соответствии с целью, поставленной в работе, а также объектом, предметом и выдвинутой гипотезой, были сформулированы следующие задачи исследования:

1) проанализировать данные различных источников по гибридному обучению;

2) обозначить методические особенности к организации и проектированию гибридного обучения;

3) выявить положительные и отрицательные стороны гибридного обучения;

4) составить методические рекомендации для учителей по использованию гибридного обучения.

Научная новизна заключается в применении гибридного обучения во время вынужденного карантина в школе и иных случаях. Гибридное обучение является еще довольно молодой технологией, которой предстоит развиваться.

Теоретический анализ литературы. Рассмотрим содержание терминов «смешанное обучение», «гибридное обучение». Изначально термин «смешанное обучение» не имел чёткого определения. В литературе одновременно использовались несколько близких по смыслу терминов: «смешанное обучение» (blended learning), «гибридное обучение» (hybrid learning), а также «наставление через технологии» (technology-mediatedin struction), «веб-расширенное обучение» (web-enhancedin struction) и «обучение в смешанном режиме» (mixed-modein struction). Но ситуация изменилась в 2006 году с выходом «Справочника смешанного обучения». Именно в нём было дано чёткое определение смешанного обучения как комбинации обучения лицом к лицу с обучением, управляемым компьютером. В докладе «Определение смешанного обучения» оно определяется, как «диапазон возможностей, представленных путём объединения интернета и электронных средств массовой информации, с формами, требующими физического соприсутствия в классе преподавателя и учащихся» [2, с. 180].

Теоретический анализ научных статей и методических материалов последних лет показал, чтогибридное обучение одними исследователями рассматривается как образовательный подход, при котором традиционные уроки с учителем совмещаются с дистанционными. Другие ученые понимают под гибридным обучением такую форму организации обучения, когда во время занятия одни обучающиеся находятся непосредственно в классе, другие онлайн. При этом обучении учителю приходиться больше тратить времени на подготовку. При офлайн обучении контактировать приходиться с большим количеством обучающихся, чем при онлайн обучении, при котором по каким-либо причинам на дистанте находятся некоторые ученики.

Проанализировав различные источники, пришли к выводу, что смешанное и гибридное обучение – это разные модели обучения, которые имеют сходства и различия. Среди различий можно отметить то, что в смешанном обучении акцент направлен в основном на работу в классе, а в гибридном обучении образование становится общедоступным с более широким использованием электронных средств обучения. Гибридное обучение представляет собой сочетание традиционной системы обучения с инновационными информационными технологиями. Мы согласны с Манокиным М.А. и Шенкман Е.А, что если неправильно спроектировать и применить гибридное обучение, то это создаст снижение качества знаний и всем участникам учебного процесса будет некомфортно [6].

Выделяют четыре основные характеристики гибридного обучения [5]:

1) одновременное существование старых и новых технологий;

2) направленность на современную образовательную среду;

3) замена устаревшей части традиционного образовательного процесса инновационными методами и технологиями;

4) повышение эффективности освоения материала.

Опытно-экспериментальной базой исследования является МБОУ «Гимназия №122 имени Ж. А. Зайцевой» Московского района города Казани.

Методика исследования. Сначала определились с целью, задачами, гипотезой, проблемой исследования, затем провели сбор, анализ и систематизацию различной литературы по проблеме исследования. На этом этапе была решена первая задача исследования.

На следующем этапе для решения второй и третьей задач необходимо было разработать учебный материал, который делился можно было использовать при офлайн-обучении и онлайн-обучении, а также его адаптировать с помощью современных технологий в ходе образовательного процесса под интересы детей. Необходимость осваивать новые навыки заставляет педагогов выходить из зоны комфорта, требует времени и энергии, которых и так не хватает. Много времени потребовалось для перевода учебного материала в цифровой формат, подбора цифровых инструментов, так как планировалось обучение не ограничивать обычными презентациями. Определились с группами обучающихся и форматами проводимых занятий.

Во время пика сезонных заболеваний, когда в классе больше половины детей заболевают ОРВИ, классы закрывают на карантин и отправляют учиться дистанционно. Гибридное обучение велось в синхронном формате через онлайн-платформы «Открытая школа», «ЯКласс» в 5а, 5б, 6а, 7в, 9в, 11в классах, которые были отправлены на дистант по модели учитель в классе, обучающиеся – дома. Уроки проводились по обычному расписанию. Учителя вынуждены были работать несколько уроков дистанционно, а затем снова в обычном режиме. На платформах есть готовый материал ко всем урокам школьной программы с 5 по 11 класс. Материал можно использовать как для базового, так и для профильного уровня обучения. Видеоконтент состоит из рисованных анимационных и различных схем и формул. В каждом уроке разработаны различные виды заданий. Это и тренажеры, и интерактивные задания, и тренажеры, и вопросы с открытым ответом, и вопросы на сопоставление, и симуляторы. Также можно готовить обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ, так как доступны специально разработанные тесты Exzamer. Задавать урок или какое-либо задание можно на определенное время, за которое все обучающиеся класса его выполняют. Очень удобна статистика выполнения заданий. Также учителю видна статистика прохождения самого урока.

В итоге обучение учителями этих классов велось через чередование традиционного и онлайн-обучения с помощью образовательной платформы «Открытая школа», онлайн-платформы «ЯКласс» и платформы ZOOM согласно разработанному тематическому плану.

Выявлены положительные стороны гибридного обучения:

- расписание и режим обучения становятся для обучающегося мобильными;

- появляется возможность чередовать форматы, что дает больше возможности обучаться, так как не ограничиваются обучающиеся в доступе к информации, то есть гибридное обучение можно вести и в асинхронном формате. Гибридное обучение строится на личностно-ориентированном потребностях детей.

- процесс обучения становится персонализированным, то есть возрастает возможность свободы выбора. Учиться можно дистанционно, находясь далеко от учителя, и асинхронно, то есть когда удобно обучающемуся. Изучаемый материал можно пересматривать несколько раз и в удобном для ученика темпе и режиме. Персонализированное обучение хорошо тогда, когда школьники длительное время отсутствуют из-за соревнований или находящихся на надомном обучении. Такое обучение развивает самостоятельность школьников, регулятивные и личностные качества, умение достигать поставленной цели, выстраивать пути достижения учебных целей, а также учитывать собственные образовательные потребности, интересы и способности.

- Обучение становится относительно безопасным, так как дает возможность продолжать обучение и во время карантина в школах при сезонных заболеваниях.

- Родители получают возможность следить за обучением их ребенка, так как могут смотреть вместе со своим чадом трансляции дистанционных уроков, также оценивать преподавание и высказывать свое предпочтение тем или иным образовательным платформам и инструментам.

Среди отрицательных сторон было отмечено, что:

- не у всех учителей и обучающихся есть необходимое техническое оборудование, то есть некоторые функции платформы «Открытая школа» работали только с компьютера;

- одной из проблем дистанционного обучения является удержание внимания обучающихся на расстоянии, поэтому виртуальное общение должно быть интерактивным и увлекательным;

- недостаточная сформированность ИКТ навыков у обучающихся и учителей.

После того как классы вернулись к традиционным занятиям после карантина, провели анкетирование среди учителей. В опросе приняли участие 26 учителей-предметников гимназии. Были получены следующие результаты.

1. Какую платформу вы использовали при проведении занятий? Шесть учителей (23%) пользовались платформой «Открытая школа» и 20 учителей (77%) обучение проводило через ZOOM. Также два учителя совмещали обучение через ZOOM и онлайн-платформу «ЯКласс».

2. Какие методические особенности к организации обучения можете отметить?

Среди методических особенностей к организации обучения восемь (30,7%) учителей указали на интерактивные доски, четыре (15,4%) респондента на документ-сервисы, шесть (23%) на сервисы визуализации, восемь (30,7%) - на тренажеры и симуляторы платформы «Открытая школа».

3. С какими трудностями столкнулись при обучении?

80% учителей отметили трудности в организации работы с сетевыми сервисами;

40% отметили совместное создание чертежей, диаграмм, моделей;

25% указали на изменение или удаление чужих записей в общем документе;

30% указали на способы обратной связи с обучающимися.

Результаты контрольных и проверочных работ показали, что классы, которые обучались в гибридном формате по качеству и успеваемости не уступают тем классам, которые учились традиционно. Считаем, что применение гибридной технологии в обучении во время вынужденных дистантов является успешным для нашей гимназии.

Анкета была предложена и детям, которые обучались через гибридную технологию. Всего в опросе приняли участие 120 школьников.

1. Какое обучение вам понравилось больше: традиционное или дистанционное через образовательные платформы?

2. На уроках каких предметов учителя предлагали совместную работу в виде интерактивного задания?

3. С какими проблемами вы столкнулись?

Предпочтение дистанционному обучение отдали 62% опрошенных школьников. Проанализировав ответы на второй вопрос, сделали вывод, что 50% учителей используют в своей работе различные интерактивные сервисы. Групповую работу в основном проводили учителя математики, русского языка, физики, английского языка, химии и биологии. Среди проблем, отмеченных обучающимися, были отмечены проблемы с интернетом, с заданиями онлайн-платформы «Открытая школа», не хватка установленного времени на выполнение заданий. Обучающимся понравилось то, что можно видеть статистику по выполненным заданиям на онлайн-платформе «Открытая школа».

По четвертой задаче были составлены рекомендации для учителей по применению гибридного обучения в учебном процессе.

1. К занятию необходимо готовиться заранее и проверять оборудование на исключение технических проблем, то есть проверять как работает камера, есть ли звук. Лучше проверять подключение и работу всей техники заранее до начала занятия или урока.

2. Рекомендуем привлекать технического помощника из числа обучающихся, так как в этом случае будет перераспределение организационно-технической нагрузки и ученики смогут помогать в курировании чатов или смогут следить за вопросами, которые отправляют отдельные обучающиеся. Можно привлекать в качестве ассистентов обучающихся старших классов или своих коллег, чтобы они могли помогать в возникающих технических вопросах.

3. Чётко донесите до обучающихся цели и задачи урока. Видеть перед собой конкретную образовательную цель важно, для более эффективного обучения школьников. Тем более у обучающихся должно быть понимание, что это такое же обучение, как и традиционное. Учителям важно продумывать различные варианты заданий, в том числе и, если случится так, что связь прервется., так как интернет может работать стабильно не всегда. И заранее обсудить с обучающимися, чем они могут заняться в такой ситуации.

4. Уроки в дистанционном формате вести с включёнными камерами, для того чтобы все дети были вовлечены в учебную деятельность. Больше использовать электронные версии учебников или интерактивные учебники. Также для командной, групповой и индивидуальной работы лучше использовать виртуальные доски.

5. Вовлекайте обучающихся в активное участие. Используйте различные технологии, но акцент делайте на системно-деятельностный метод. Рекомендуем пользоваться методом «Я обращение» и внимательно относиться к ответам, поощрять участие в обсуждениях по теме урока.

Заключение. Гибридное обучение является результатом «открытого сочетания учебных мероприятий, предлагаемых в присутствии, в режиме реального времени и на расстоянии, в синхронном или асинхронном режиме, поэтому оно должно найти правильный баланс между различными видами деятельности, из которых оно состоит [6]. Для комфортной и эффективной работы в гибридном формате необходимы: хорошие навыки работы с online-платформами и владение информационной грамотностью; способы обратной связи с обучающимися; цифровые ресурсы, которые легко адаптировать к обучению. Для школ, университетов и частных преподавателей действительно важны возможности, которые предоставляют технологии видеоконференцсвязи, так как они обеспечивают инновационный опыт обучения для обучающихся, независимо от того, где они находятся и какое устройство используют.

Таким образом, новые инновационные модели, дополняющие устоявшиеся традиционные технологии, дают новый импульс развитию системы образования, они более эффективны, доступны, индивидуализированы и, вероятно, со временем будут доминировать в сфере образования.


Библиографическая ссылка

Гайфуллина А.З., Гарягдыев Ш.А., Хусаинова А.А., Комеков А.Н. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21327 (дата обращения: 04.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674