Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНЫМ УМЕНИЯМ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА (НА ПРИМЕРЕ 9 КЛАССА МБОУ «ЛИЦЕЙ №1» Г. МУРОМА)

Ибраимов А.С. 1
1 ФГБОУ ВО Муромский институт (филиал) «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
В данной статье в качестве одного из способов повышения эффективности процесса обучения монологической речи рассматривается технология использование проблемной наглядности. Дается определение данной технологии и указываются достоинства ее применения. Материалы, предполагающие использование рассматриваемой технологии, применяются в ходе опытного обучения. Обучение умениям монологической речи проводилось как по пути «сверху», так и по пути «снизу». Путь «сверху» включал 3 урока и завершился выступлением учащихся с монологом, который был подготовлен с опорой на элемент технологии, подготовленный учителем. Путь «снизу» также включал 3 урока и завершился выступлением учащихся с монологическим высказыванием, которое было составлено с опорой на элемент технологии, подготовленный учащимися самостоятельно. До и после проведения опытного обучения учащиеся выполняли задание, требующее подготовить монолог. В качестве задания использовался материал устной части ОГЭ по английскому языку. Полученные результаты были подвергнуты математической обработке и на основе сравнительного анализа среднего показателя коэффициента успешности и количества учащихся с определенным уровнем сформированности умений монологической речи был сделан вывод об (не)эффективности применения технологии использования проблемной наглядности.
иноязычная коммуникативная компетенция
монологическая речь
технология использования проблемной наглядности
опоры
логико-смысловые карты проблемы
1. Шамов А. Н. Технологии обучения лексической стороне иноязычной речи [Электронный ресурс]: монография / А. Н. Шамов. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2016. – 230 с.
2. Шамов А. Н. Лексическая сторона иноязычной речи и технологии обучения ей // Иностранные языки в школе. – 2018. – №9. – С. 2-11.
3. Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку: Учебное пособие / Под ред. И. П. Лысаковой. – М.: Владос, 2004. – 270 с.
4. Кауфман К. И., Кауфман М. Ю. Английский язык: Счастливый английский.ру / Happy English.ru: Учеб. англ. яз. для 9 кл. общеобразоват. учрежд. – Обнинск: Титул, 2007. – 256 с.: ил.
5. Демонстрационный вариант КИМ ОГЭ 2023 г. по английскому языку (устная часть) – 9 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-11.

Введение Социальный заказ к обучению иностранному языку проявляется в его цели, а именно – формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Неотъемлемой частью иноязычной коммуникативной компетенции является речевая компетенция, в состав которой входят умения монологической речи. Согласно теории, обучение монологической речи предполагает использование опор, способствующих реализации учащимися речевой интенции. С учетом изложенного можно предположить, что современные учебно-методические комплексы не позволяют осуществлять обучение монологической речи в полной мере. Использование учебно-методического комплекса в процессе обучения монологической речи предлагается дополнить средствами, предлагаемыми технологией использования проблемной наглядности.

Цель исследования Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и проверке на практике изменения уровня качества обучения путем применения технологии использования проблемной наглядности.

Материал и методы исследования Материал исследования представляет процесс обучения учащихся монологической речи на среднем этапе обучения иностранному языку. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ методической, педагогической, психологической литературы; нормативно-правовых источников); эмпирические (наблюдение, опытное обучение); диагностические (проведение предметных срезов); статистические (методы измерения и математической обработки полученных данных, количественный и качественный анализ результатов исследования).

Результаты исследования и их обсуждение Технология проблемной наглядности основывается на применении инновационных средств наглядности, в качестве которых могут быть использованы функционально-смысловые таблицы (ФСТ), лексические таблицы (ЛТ), логико-синтаксические схемы (ЛСС) и логико-смысловые карты проблемы (ЛСКП) [1]. Использование технологии проблемной наглядности подразумевает: организацию поисковой активности; стимулирование учебной деятельности; организацию контроля и самоконтроля в обучении [2]. Рассматриваемая технология подразумевает не только одновременное теоретическое и теоретико-практическое изучение языка, но и практическое обучение речи [3].

С позиции развития у школьников иноязычных умений монологической речи был подвергнут анализу учебно-методический комплекс (далее – УМК) под авторством К. И. и М. Ю. Кауфман, предназначенный для проведения уроков английского языка в 9 классе [4].

В процессе анализа УМК была рассмотрена его каждая тема на наличие упражнений, направленных на развитие умений в основных видах монологического высказывания (монолог-повествование, монолог-описание, монолог-рассуждение) и опор (ЛСС, ЛТ, ФСТ, ЛСКП), которые могли бы быть использованы учащимися при реализации технологии проблемной наглядности.

Согласно рисунку 1 можно заметить, что большинство упражнений предполагает составление монолога-повествования, наименьшая часть направлена на подготовку монолога-описания, упражнения на монолог-рассуждение составляют 33 % от общего числа проанализированных упражнений.

При подготовке монолога учащиеся могут использовать в качестве опор в основном логико-синтаксические схемы согласно рисунку 2. В некоторых упражнениях в качестве опор предлагаются лексические таблицы. Применение функционально-смысловых таблицах и логико-смысловых карт проблем не прослеживается.

 

 

Таким образом, в результате анализа УМК была выявлена методическая проблема, а именно: отсутствие использования в данном УМК ЛСКП в качестве опоры для подготовки монологического высказывания. Можно предположить, что внедрение использования ЛСКП в обучение монологической речи позволит повысить эффективность данного процесса.

Подготовленные учебно-методические материалы, предполагавшие использование ЛСКП, были применены в ходе опытного обучения монологической речи, которое проходило у 9 «Б» класса в рамках темы «Взаимоотношения в семье» как по пути «сверху», так и по пути «снизу». На первом уроке «пути сверху» ученики разделились на 5 микрогрупп, читали письма сверстников из США и обозначали проблемы, которые возникали между американскими сверстниками и их родителями. На втором уроке учащиеся с опорой на ЛСКП (рис. 3), разработанную учителем, обсуждали обозначенные проблемы путем выполнения условно-речевых упражнений. На третьем уроке учащиеся выступали с монологическим высказыванием, подготовленным с опорой на ЛСКП.

 

Рисунок 3. ЛСКП

На первом уроке «пути снизу» был обобщен пройденный лексико-грамматический материал посредством выполнения языковых упражнений. На втором уроке учащимся было предложено самостоятельно подготовить ЛСКП. На третьем уроке учащиеся выступали с монологическим высказыванием, подготовленным с опорой на самостоятельно составленную ЛСКП.

Чтобы сделать вывод об (не)эффективности применения рассматриваемой технологии, были проведены предварительный и итоговый срезы приобретаемых умений. С учетом уровня владения учащимися иностранным языком учителем было подготовлено задание, которое требовало от учащихся составить в течение 1,5 минуты монологическое высказывание в контексте изучаемой темы. Затем была осуществлена аудиозапись ответов учащихся с целью оценки подготовленного монолога.

Оценка уровня сформированности умений монологической речи осуществлялась по следующим критериям [5]: «Решение коммуникативной задачи» (К1); «Организация высказывания» (К2); «Языковое оформление высказывания» (К3) и производилась на основе коэффициента успешности (далее – КУ), где показатели от 0,81 до 1 свидетельствуют о высоком уровне сформированности умений, от 0,66 до 0,8 – уровень выше среднего, от 0,5 до 0,65 – средний уровень, показатели ниже 0,5 свидетельствуют о низком уровне сформированности умений. Перевод баллов в показатель КУ осуществлялся с помощью таблицы 1.

Таблица 1. Перевод баллов при оценке монолога в показатель КУ

К1

К2/К3

Итого с учетом всех критериев

Баллы

При оценке монолога

При переводе в КУ

При оценке монолога

При переводе в КУ

При оценке монолога

При переводе в КУ

3

1

2

1

7

1

2

0,67

1

0,5

6

0,86

1

0,33

 

 

5

0,71

 

 

 

 

4

0,57

 

 

 

 

3

0,43

 

 

 

 

2

0,29

 

 

 

 

1

0,14

 

Можно утверждать, что учащиеся не справились с заданием предварительного среза, о чем свидетельствуют низкие показатели КУ (табл. 2) и аналогичный уровень сформированности умений монологической речи (табл. 3).

Таблица 2. Коэффициент успешности (КУ). Предварительный срез

 

 

К1

 

К2

 

К3

Средний индивидуальный КУ по всем критериям

Ксения А.

0

0

0

0

Вера З.

0

0

0

0

Валерия К.

0

0

0

0

Снежана К.

0

0

0,5

0,17

Ксения Т.

0

0

0

0

Никита Ш.

0

0

0

0

Средний КУ по каждому критерию

 

0

 

0

 

0,083

 

Средний КУ класса

0,03

 

Таблица 3. Распределение учащихся 9 «Б» класса в % с учетом уровня сформированности умений монологической речи. Предварительный срез

Уровень сформированности

С учетом К1

С учетом К2

С учетом К3

С учетом всех критериев

высокий

0%

0%

17%

0%

выше среднего

0%

0%

0%

0%

средний

0%

0%

67%

17%

низкий

100%

100%

16%

83%

Можно утверждать, что большинство учащихся справилось с заданием итогового среза, о чем свидетельствуют показатели КУ и уровень сформированности умений монологической речи.

Согласно результатам, полученным по критерию К1, можно заметить, что половине учащихся не удалось набрать пороговый балл. Результаты, достигнутые по критерию К2, подтверждают, что все учащиеся не испытали трудности с особенностями задания, учитываемые данным критерием. По критерию К3 один учащийся не набрал пороговый балл. С учетом всех критериев можно утверждать, что двое учащихся не набрали баллы, которые свидетельствовали бы об успешном выполнении задания. Указанные данные приведены в таблице 4.

Таблица 4. Коэффициент успешности (КУ). Итоговый срез

 

 

К1

 

К2

 

К3

Средний индивидуальный КУ по всем критериям

Ксения А.

0,33

0,5

0,5

0,44

Вера З.

0,67

0,5

0,5

0,56

Вероника К.

0,33

1

0,5

0,61

Снежана К.

0,33

1

0,5

0,61

Ксения Т.

0,67

1

1

0,89

Никита Ш.

0,67

0,5

0

0,39

Средний КУ по каждому критерию

 

0,5

 

0,75

 

0,5

 

Средний КУ класса

0,58

Согласно результатам, полученным ко критерию К1, можно утверждать, что у 50 % учащихся умения монологической речи сформированы на низком уровне. Результаты, достигнутые по критерию К2, подтверждают, что у 50 % учащихся рассматриваемые умения сформированы на высоком уровне, а у другой половины – на среднем. По критерию К3 16% учащихся имеют низкий уровень сформированности умений монологической речи. С учетом всех критериев можно утверждать, что у 33 % учащихся умения монологической речи сформированы на низком уровне. Вышеуказанные данные приведены в таблице 5.

Таблица 5. Распределение учащихся 9 «Б» класса в % с учетом уровня сформированности умений монологической речи. Итоговый срез

Уровень сформированности

С учетом К1

С учетом К2

С учетом К3

С учетом всех критериев

высокий

0%

50%

17%

17%

выше среднего

50%

0%

0%

0%

средний

0%

50%

67%

50%

низкий

50%

0%

16%

33%

Выводы Сравнительный анализ результатов предварительного и итогового срезов показал следующее. Средний показатель КУ по суммарному значению всех критериев относительно результатов предварительного среза составил 0,03, средний показатель по суммарному значению всех критериев относительно результатов итогового среза – 0,58, то есть увеличился в 19 раз (рис. 4). Количество учащихся с высоким уровнем сформированности умений монологической речи выросло на 17%, количество учащихся со средним уровнем сформированности соответствующих умений увеличилось на 50%, а количество учащихся с низким уровнем сформированности умений монологической речи сократилось на 67%.

Таким образом, на основе анализа результатов предварительного и итогового срезов можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась: технология использования проблемной наглядности повысила эффективность процесса обучения монологической речи. Данный результат не был бы получен без использования разработанных учебно-методических материалов, соответствующих выбранной технологии. В дальнейшем применение технологии использования проблемной наглядности при обучении монологической речи может быть дополнено интерактивными методами обучения.


Библиографическая ссылка

Ибраимов А.С. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНЫМ УМЕНИЯМ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА (НА ПРИМЕРЕ 9 КЛАССА МБОУ «ЛИЦЕЙ №1» Г. МУРОМА) // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21326 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674