Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

APPLICATION OF THE TECHNOLOGY OF USING PROBLEMATIC VISUALIZATION IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE SKILLS OF A MONOLOGUE IN A SECONDARY SCHOOL (BY THE EXAMPLE OF THE 9th GRADE "LYCEUM №1" IN MUROM)

Ibraimov A.S. 1
1 Murom Institute (branch) "Vladimir State University named after Alexader Grigoryevich and Nickolay Grigoryevich Stoletovs"
In this article, as one of the ways to increase the efficiency of the process of teaching monologue skills in a foreign language, the technology of using problematic visualization is considered. The definition of this technology is given and the advantages of its application are indicated. Materials involving the use of the technology under consideration were applied during the experimental learning. Teaching the foreign language skills of a monologue was carried out both along the path "from above" and along the path "from below". The way "from above" included 3 lessons and ended with the performance of the students with a monologue, which was prepared based on an element of the technology prepared by the teacher. The path "from below" also included 3 lessons and ended with the performance of students with a monologue, which was worked out based on the element of the technology prepared by students on their own. Before and after the experimental learning, students completed a task that required them to prepare a monologue. As a task, the material of the oral part of the state exam in English was used. The obtained results underwent mathematical processing and, based on a comparative analysis of the average success rate and the number of students with a certain level of formation of the foreign language skills of a monologue, a conclusion was made about the (in)efficiency of using the problematic visualization technology.
foreign language communicative competence
monologue
technology of using problematic visualization
supportive stuff
logical-thinking cards of the problem

Введение Социальный заказ к обучению иностранному языку проявляется в его цели, а именно – формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Неотъемлемой частью иноязычной коммуникативной компетенции является речевая компетенция, в состав которой входят умения монологической речи. Согласно теории, обучение монологической речи предполагает использование опор, способствующих реализации учащимися речевой интенции. С учетом изложенного можно предположить, что современные учебно-методические комплексы не позволяют осуществлять обучение монологической речи в полной мере. Использование учебно-методического комплекса в процессе обучения монологической речи предлагается дополнить средствами, предлагаемыми технологией использования проблемной наглядности.

Цель исследования Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и проверке на практике изменения уровня качества обучения путем применения технологии использования проблемной наглядности.

Материал и методы исследования Материал исследования представляет процесс обучения учащихся монологической речи на среднем этапе обучения иностранному языку. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ методической, педагогической, психологической литературы; нормативно-правовых источников); эмпирические (наблюдение, опытное обучение); диагностические (проведение предметных срезов); статистические (методы измерения и математической обработки полученных данных, количественный и качественный анализ результатов исследования).

Результаты исследования и их обсуждение Технология проблемной наглядности основывается на применении инновационных средств наглядности, в качестве которых могут быть использованы функционально-смысловые таблицы (ФСТ), лексические таблицы (ЛТ), логико-синтаксические схемы (ЛСС) и логико-смысловые карты проблемы (ЛСКП) [1]. Использование технологии проблемной наглядности подразумевает: организацию поисковой активности; стимулирование учебной деятельности; организацию контроля и самоконтроля в обучении [2]. Рассматриваемая технология подразумевает не только одновременное теоретическое и теоретико-практическое изучение языка, но и практическое обучение речи [3].

С позиции развития у школьников иноязычных умений монологической речи был подвергнут анализу учебно-методический комплекс (далее – УМК) под авторством К. И. и М. Ю. Кауфман, предназначенный для проведения уроков английского языка в 9 классе [4].

В процессе анализа УМК была рассмотрена его каждая тема на наличие упражнений, направленных на развитие умений в основных видах монологического высказывания (монолог-повествование, монолог-описание, монолог-рассуждение) и опор (ЛСС, ЛТ, ФСТ, ЛСКП), которые могли бы быть использованы учащимися при реализации технологии проблемной наглядности.

Согласно рисунку 1 можно заметить, что большинство упражнений предполагает составление монолога-повествования, наименьшая часть направлена на подготовку монолога-описания, упражнения на монолог-рассуждение составляют 33 % от общего числа проанализированных упражнений.

При подготовке монолога учащиеся могут использовать в качестве опор в основном логико-синтаксические схемы согласно рисунку 2. В некоторых упражнениях в качестве опор предлагаются лексические таблицы. Применение функционально-смысловых таблицах и логико-смысловых карт проблем не прослеживается.

 

 

Таким образом, в результате анализа УМК была выявлена методическая проблема, а именно: отсутствие использования в данном УМК ЛСКП в качестве опоры для подготовки монологического высказывания. Можно предположить, что внедрение использования ЛСКП в обучение монологической речи позволит повысить эффективность данного процесса.

Подготовленные учебно-методические материалы, предполагавшие использование ЛСКП, были применены в ходе опытного обучения монологической речи, которое проходило у 9 «Б» класса в рамках темы «Взаимоотношения в семье» как по пути «сверху», так и по пути «снизу». На первом уроке «пути сверху» ученики разделились на 5 микрогрупп, читали письма сверстников из США и обозначали проблемы, которые возникали между американскими сверстниками и их родителями. На втором уроке учащиеся с опорой на ЛСКП (рис. 3), разработанную учителем, обсуждали обозначенные проблемы путем выполнения условно-речевых упражнений. На третьем уроке учащиеся выступали с монологическим высказыванием, подготовленным с опорой на ЛСКП.

 

Рисунок 3. ЛСКП

На первом уроке «пути снизу» был обобщен пройденный лексико-грамматический материал посредством выполнения языковых упражнений. На втором уроке учащимся было предложено самостоятельно подготовить ЛСКП. На третьем уроке учащиеся выступали с монологическим высказыванием, подготовленным с опорой на самостоятельно составленную ЛСКП.

Чтобы сделать вывод об (не)эффективности применения рассматриваемой технологии, были проведены предварительный и итоговый срезы приобретаемых умений. С учетом уровня владения учащимися иностранным языком учителем было подготовлено задание, которое требовало от учащихся составить в течение 1,5 минуты монологическое высказывание в контексте изучаемой темы. Затем была осуществлена аудиозапись ответов учащихся с целью оценки подготовленного монолога.

Оценка уровня сформированности умений монологической речи осуществлялась по следующим критериям [5]: «Решение коммуникативной задачи» (К1); «Организация высказывания» (К2); «Языковое оформление высказывания» (К3) и производилась на основе коэффициента успешности (далее – КУ), где показатели от 0,81 до 1 свидетельствуют о высоком уровне сформированности умений, от 0,66 до 0,8 – уровень выше среднего, от 0,5 до 0,65 – средний уровень, показатели ниже 0,5 свидетельствуют о низком уровне сформированности умений. Перевод баллов в показатель КУ осуществлялся с помощью таблицы 1.

Таблица 1. Перевод баллов при оценке монолога в показатель КУ

К1

К2/К3

Итого с учетом всех критериев

Баллы

При оценке монолога

При переводе в КУ

При оценке монолога

При переводе в КУ

При оценке монолога

При переводе в КУ

3

1

2

1

7

1

2

0,67

1

0,5

6

0,86

1

0,33

 

 

5

0,71

 

 

 

 

4

0,57

 

 

 

 

3

0,43

 

 

 

 

2

0,29

 

 

 

 

1

0,14

 

Можно утверждать, что учащиеся не справились с заданием предварительного среза, о чем свидетельствуют низкие показатели КУ (табл. 2) и аналогичный уровень сформированности умений монологической речи (табл. 3).

Таблица 2. Коэффициент успешности (КУ). Предварительный срез

 

 

К1

 

К2

 

К3

Средний индивидуальный КУ по всем критериям

Ксения А.

0

0

0

0

Вера З.

0

0

0

0

Валерия К.

0

0

0

0

Снежана К.

0

0

0,5

0,17

Ксения Т.

0

0

0

0

Никита Ш.

0

0

0

0

Средний КУ по каждому критерию

 

0

 

0

 

0,083

 

Средний КУ класса

0,03

 

Таблица 3. Распределение учащихся 9 «Б» класса в % с учетом уровня сформированности умений монологической речи. Предварительный срез

Уровень сформированности

С учетом К1

С учетом К2

С учетом К3

С учетом всех критериев

высокий

0%

0%

17%

0%

выше среднего

0%

0%

0%

0%

средний

0%

0%

67%

17%

низкий

100%

100%

16%

83%

Можно утверждать, что большинство учащихся справилось с заданием итогового среза, о чем свидетельствуют показатели КУ и уровень сформированности умений монологической речи.

Согласно результатам, полученным по критерию К1, можно заметить, что половине учащихся не удалось набрать пороговый балл. Результаты, достигнутые по критерию К2, подтверждают, что все учащиеся не испытали трудности с особенностями задания, учитываемые данным критерием. По критерию К3 один учащийся не набрал пороговый балл. С учетом всех критериев можно утверждать, что двое учащихся не набрали баллы, которые свидетельствовали бы об успешном выполнении задания. Указанные данные приведены в таблице 4.

Таблица 4. Коэффициент успешности (КУ). Итоговый срез

 

 

К1

 

К2

 

К3

Средний индивидуальный КУ по всем критериям

Ксения А.

0,33

0,5

0,5

0,44

Вера З.

0,67

0,5

0,5

0,56

Вероника К.

0,33

1

0,5

0,61

Снежана К.

0,33

1

0,5

0,61

Ксения Т.

0,67

1

1

0,89

Никита Ш.

0,67

0,5

0

0,39

Средний КУ по каждому критерию

 

0,5

 

0,75

 

0,5

 

Средний КУ класса

0,58

Согласно результатам, полученным ко критерию К1, можно утверждать, что у 50 % учащихся умения монологической речи сформированы на низком уровне. Результаты, достигнутые по критерию К2, подтверждают, что у 50 % учащихся рассматриваемые умения сформированы на высоком уровне, а у другой половины – на среднем. По критерию К3 16% учащихся имеют низкий уровень сформированности умений монологической речи. С учетом всех критериев можно утверждать, что у 33 % учащихся умения монологической речи сформированы на низком уровне. Вышеуказанные данные приведены в таблице 5.

Таблица 5. Распределение учащихся 9 «Б» класса в % с учетом уровня сформированности умений монологической речи. Итоговый срез

Уровень сформированности

С учетом К1

С учетом К2

С учетом К3

С учетом всех критериев

высокий

0%

50%

17%

17%

выше среднего

50%

0%

0%

0%

средний

0%

50%

67%

50%

низкий

50%

0%

16%

33%

Выводы Сравнительный анализ результатов предварительного и итогового срезов показал следующее. Средний показатель КУ по суммарному значению всех критериев относительно результатов предварительного среза составил 0,03, средний показатель по суммарному значению всех критериев относительно результатов итогового среза – 0,58, то есть увеличился в 19 раз (рис. 4). Количество учащихся с высоким уровнем сформированности умений монологической речи выросло на 17%, количество учащихся со средним уровнем сформированности соответствующих умений увеличилось на 50%, а количество учащихся с низким уровнем сформированности умений монологической речи сократилось на 67%.

Таким образом, на основе анализа результатов предварительного и итогового срезов можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась: технология использования проблемной наглядности повысила эффективность процесса обучения монологической речи. Данный результат не был бы получен без использования разработанных учебно-методических материалов, соответствующих выбранной технологии. В дальнейшем применение технологии использования проблемной наглядности при обучении монологической речи может быть дополнено интерактивными методами обучения.