Актуальность исследования: Исследование проблем и перспектив развития бюджета как индикатора экономической безопасности региона имеет высокую актуальность для современной экономики. Это связано с необходимостью обеспечения стабильности финансового состояния регионов в условиях изменяющейся экономической ситуации. Данное исследование позволит выявить ключевые проблемы, которые возникают в процессе планирования и исполнения регионального бюджета.
Бюджет – это основной документ, который определяет финансовые возможности государства, региона или муниципалитета. Он содержит данные о получениях и расходах, позволяет оценивать привлеченные ресурсы и способствует планированию и контролю за выполнением государственной политики. Проблемы, связанные с развитием бюджета в регионе, могут проявляться в различных формах. Например, недостаток финансовых ресурсов, иначе дефицит бюджета, может создавать проблемы с выполнением важных социальных программ и инфраструктурных проектов, а также обуславливать снижение уровня жизни в регионе.
Альтернативой кризисным ситуациям является развитие бюджета, который ориентирован на долгосрочную стратегию. Перспективные проекты и инвестиции, которые могут способствовать технологическому прогрессу и стимулировать экономический рост, должны быть включены в бюджет-план на годы вперед. Более того, важно обеспечить эффективное использование финансовых ресурсов, которые выделяются на реализацию программ социальной защиты.
Динамика доходов бюджета ХМАО-Югры за 2018-2021 годы представлена в нижеследующей таблице.
Таблица 1.
Динамика доходов бюджета ХМАО-Югры за 2018-2021
Показатели |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
среднее |
Доход, млн руб |
324 663 |
318 635 |
324 547 |
336 818 |
326165,8 |
Абсолютное отклонение |
- |
-6 028 |
5 912 |
12 271 |
4051,7 |
Коэффициент роста |
- |
0,981 |
1,019 |
1,038 |
1,012 |
Темп роста |
- |
98,1 |
101,9 |
103,8 |
101,2% |
Темп прироста |
- |
-1,9 |
1,9 |
3,8 |
1,2% |
Абсолют.знач.1%-ого прироста |
- |
3 172,6 |
3111,6 |
3229,2 |
3376,4 |
За рассматриваемый период с 2018 по 2021 год доходы бюджета округа увеличились на 12155 млн (на 3,7%). В среднем за год уровень доходов бюджета составляет 326165,8 млн. руб. Максимальный рост доходов наблюдался в 2021 году, их рост составил 12271 млн р. (3,8% от уровня показателя предыдущего года). В 2019 году бюджетные доходы по ХМАО-Югре снизились на 6028 млн, что составило 1,9% снижения. Ежегодно доходы в среднем растут на 4051,7 млн р, что составляет 1,2% ежегодного роста. С каждым процентом доходы в среднем росли на 3376,4 млн. руб.
Рис.1. Структура доходов ХМАО-Югры за 2018-2021 года,
На данном рисунке, мы можем наблюдать доходы по ХМАО-Югре с 2018-2021 года. Большую часть доходов в структуре бюджета составляют налоговые поступления, они составляют примерно 80% от общей суммы бюджета!
Ниже на диаграмме отражены доли каждой из укрупненных составляющих доходов бюджета:
Рис.2. Структура доходов ХМАО-Югры за 2018-2021 года
Как мы видим, большая часть доходов формируется из налоговых поступлений, таких как налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций (НПО) и налог на добавленную стоимость (НДС), так как налоги являются основным источником финансирования государственных расходов, обеспечивают публичные блага, регулируют экономику, осуществляют принцип фискальной справедливости и исправляют рыночные несовершенства. Налоговые доходы в 2019 году уменьшились на 5%, в 2020-2021 выросли на 6%.
Анализ структуры расходов показал, что большая часть денег направляется на финансирование социально-культурной сферы, а именно здравоохранение, образование, социальную политику. Также основным приоритетом государственной политики является поддержка семьи, материнства и детства, куда тоже направляются крупные суммы денег.
Таблица 2.
Динамика расходов ХМАО-Югры за 2018-2021 года
Показатели |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
среднее |
Расход, млн руб |
283 394 |
311 479 |
334 672 |
339 057 |
317 150,5 |
Абсолютное отклонение |
- |
28 085 |
23 193 |
4 385 |
18554,3 |
Коэффициент роста |
- |
1,099 |
1,074 |
1,013 |
1,061 |
Темп роста |
- |
109,9 |
107,4 |
101,3 |
106,1% |
Темп прироста |
- |
9,9 |
7,4 |
1,3 |
6,1% |
Абсолют.знач.1%-ого прироста |
- |
2836,9 |
3134,2 |
3373,07 |
3041,7 |
За рассматриваемый четырехлетний период расходы бюджета увеличились на 55663 млн (на 19,6%). В среднем за год уровень расходов составлял 317 150,5 млн. руб. Максимально расходы увеличились в 2019 году – на 28085 млн. руб. или на 9,9% по сравнению с предыдущим годом. В целом расходы с каждым годом в среднем растут на 6,1%. С каждым процентом расходы в среднем росли на 3041,7 млн р.
В 2018-2019 годах в ХМАО-Югре был профицит, а в 2020-2021 годах ХМАО-Югра испытывала серьезный дефицит денег в бюджете из-за падения цен на нефть и снижения объемов добычи, что привело к значительному снижению доходов бюджета региона и увеличению его долговой нагрузки. Для сокращения расходов регион проводит меры бюджетной консолидации, включая сокращение затрат на социальные программы, культуру и образование. Кроме того, было решено оптимизировать государственный аппарат и регулировать расходы на уровне региональных ведомств. Несмотря на все меры, дефицит денег в ХМАО-Югре остается значительным, и регион нуждается в дополнительных финансовых инвестициях. Подобного рода задачи возникают на регулярной основе, чему способствует крайняя неустойчивость внешней среды.
Рис. 2. Финансовые инструменты регулирования бюджета ХМАО-Югры.
Дефицит и профицит как для государства, так и для регионов одинаково плох. Дефицит денег может привести к негативным последствиям, таким как вынужденная продажа активов, увольнение работников, сокращение производства и рост цен на товары и услуги. В итоге, дефицит денег может привести к экономическому спаду и ухудшению жизненного уровня населения. А профицит может привести к увеличению инфляции, поскольку люди имеют больше денег для траты, а товары и услуги ограничены. Также профицит может создать мотивацию для правительства тратить деньги неэффективно и необоснованно, что может привести к финансовым проблемам.
Задача региональных властей в ближайшее время - увеличить доходы бюджета, привлекая инвестиции в добывающую промышленность и различные социальные проекты, а также сокращать расходы и эффективно использовать бюджетные средства. ХМАО - Югра, как и любой другой округ, нуждается в финансовой независимости и безопасности, чтобы обеспечить стабильное и эффективное функционирование своей экономики и общественных услуг. В этом контексте система мер и гибкое регулирование бюджета играют важную роль.
Система мер позволяет округу определить ключевые показатели и цели, которые необходимо достичь в области финансов. Она позволяет округу принимать решения на основе конкретных данных и метрик, что помогает управлять финансами эффективно и своевременно реагировать на изменения в экономической ситуации.
Гибкое регулирование бюджета позволяет округу быстро и эффективно реагировать на изменения в экономической ситуации. Это означает, что в случае необходимости, округ может быстро перераспределить бюджетные ресурсы для обеспечения приоритетных задач и потребностей.
Вместе система мер и гибкое регулирование бюджета обеспечивают ХМАО - Югра финансовую независимость и безопасность, так как они позволяют округу быстро и эффективно реагировать на экономические изменения и гарантируют, что ресурсы будут использованы оптимально и с учетом приоритетных задач. Это в свою очередь способствует развитию экономики, общественной безопасности и благополучия жителей округа.
Библиографическая ссылка
Довжанская Д.В. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТА, КАК ИНДИКАТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21280 (дата обращения: 16.01.2025).