Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТА, КАК ИНДИКАТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Довжанская Д.В. 1
1 Сургутский государственный университет
В современных экономических условиях, развитие бюджета является одним из основных индикаторов экономической безопасности региона. Нередко возникают проблемы развития бюджета, связанные с нехваткой финансовых ресурсов на различные программы и проекты. Вместе с тем, существуют перспективы улучшения бюджетной политики и совершенствования индикаторов финансовой устойчивости региона. Также важно осуществлять контроль за распределением бюджетных средств и оптимизацией расходов, что поможет увеличить количество ресурсов на реализацию важных программ и проектов в разных сферах.
экономическая безопасность
развитие бюджета
бюджетная политика
дефицит/ профицит бюджета
1. Федеральная служба государственной статистики. Основные характеристики субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Sub_2022.pdf
2. Портал открытых данных Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://data.admhmao.ru/opendata/8601009620-naloghmaoDepfin?recordsPerPage=25&PAGEN_2=1
Дата обращения: 22.03.23
3. Исполнение бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2019 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://depfin.admhmao.ru/upload/iblock/0eb/Byudzhet-dlya-grazhdan-po-ispolneniyu-byudzheta-za-2019-god-_PROEKT_.pdf
Дата обращения: 22.03.23
4. Отчет об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2020 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://depfin.admhmao.ru/upload/iblock/dd4/Doklad-na-Dumu-za-2020-god-.pdf
Дата обращения: 22.03.23
5. РОССТАТ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/

Актуальность исследования: Исследование проблем и перспектив развития бюджета как индикатора экономической безопасности региона имеет высокую актуальность для современной экономики. Это связано с необходимостью обеспечения стабильности финансового состояния регионов в условиях изменяющейся экономической ситуации. Данное исследование позволит выявить ключевые проблемы, которые возникают в процессе планирования и исполнения регионального бюджета.

Бюджет – это основной документ, который определяет финансовые возможности государства, региона или муниципалитета. Он содержит данные о получениях и расходах, позволяет оценивать привлеченные ресурсы и способствует планированию и контролю за выполнением государственной политики. Проблемы, связанные с развитием бюджета в регионе, могут проявляться в различных формах. Например, недостаток финансовых ресурсов, иначе дефицит бюджета, может создавать проблемы с выполнением важных социальных программ и инфраструктурных проектов, а также обуславливать снижение уровня жизни в регионе.

Альтернативой кризисным ситуациям является развитие бюджета, который ориентирован на долгосрочную стратегию. Перспективные проекты и инвестиции, которые могут способствовать технологическому прогрессу и стимулировать экономический рост, должны быть включены в бюджет-план на годы вперед. Более того, важно обеспечить эффективное использование финансовых ресурсов, которые выделяются на реализацию программ социальной защиты.

Динамика доходов бюджета ХМАО-Югры за 2018-2021 годы представлена в нижеследующей таблице.

Таблица 1.

Динамика доходов бюджета ХМАО-Югры за 2018-2021

Показатели

2018

2019

2020

2021

среднее

Доход, млн руб

324 663

318 635

324 547

336 818

326165,8

Абсолютное отклонение

-

-6 028

5 912

12 271

4051,7

Коэффициент роста

-

0,981

1,019

1,038

1,012

Темп роста

-

98,1

101,9

103,8

101,2%

Темп прироста

-

-1,9

1,9

3,8

1,2%

Абсолют.знач.1%-ого прироста

-

3 172,6

3111,6

3229,2

3376,4

За рассматриваемый период с 2018 по 2021 год доходы бюджета округа увеличились на 12155 млн (на 3,7%). В среднем за год уровень доходов бюджета составляет 326165,8 млн. руб. Максимальный рост доходов наблюдался в 2021 году, их рост составил 12271 млн р. (3,8% от уровня показателя предыдущего года). В 2019 году бюджетные доходы по ХМАО-Югре снизились на 6028 млн, что составило 1,9% снижения. Ежегодно доходы в среднем растут на 4051,7 млн р, что составляет 1,2% ежегодного роста. С каждым процентом доходы в среднем росли на 3376,4 млн. руб.

Рис.1. Структура доходов ХМАО-Югры за 2018-2021 года,

На данном рисунке, мы можем наблюдать доходы по ХМАО-Югре с 2018-2021 года. Большую часть доходов в структуре бюджета составляют налоговые поступления, они составляют примерно 80% от общей суммы бюджета!

Ниже на диаграмме отражены доли каждой из укрупненных составляющих доходов бюджета:

Рис.2. Структура доходов ХМАО-Югры за 2018-2021 года

Как мы видим, большая часть доходов формируется из налоговых поступлений, таких как налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций (НПО) и налог на добавленную стоимость (НДС), так как налоги являются основным источником финансирования государственных расходов, обеспечивают публичные блага, регулируют экономику, осуществляют принцип фискальной справедливости и исправляют рыночные несовершенства. Налоговые доходы в 2019 году уменьшились на 5%, в 2020-2021 выросли на 6%.

Анализ структуры расходов показал, что большая часть денег направляется на финансирование социально-культурной сферы, а именно здравоохранение, образование, социальную политику. Также основным приоритетом государственной политики является поддержка семьи, материнства и детства, куда тоже направляются крупные суммы денег.

 

 

Таблица 2.

Динамика расходов ХМАО-Югры за 2018-2021 года

Показатели

2018

2019

2020

2021

среднее

Расход, млн руб

283 394

311 479

334 672

339 057

317 150,5

Абсолютное отклонение

-

28 085

23 193

4 385

18554,3

Коэффициент роста

-

1,099

1,074

1,013

1,061

Темп роста

-

109,9

107,4

101,3

106,1%

Темп прироста

-

9,9

7,4

1,3

6,1%

Абсолют.знач.1%-ого прироста

-

2836,9

3134,2

3373,07

3041,7

За рассматриваемый четырехлетний период расходы бюджета увеличились на 55663 млн (на 19,6%). В среднем за год уровень расходов составлял 317 150,5 млн. руб. Максимально расходы увеличились в 2019 году – на 28085 млн. руб. или на 9,9% по сравнению с предыдущим годом. В целом расходы с каждым годом в среднем растут на 6,1%. С каждым процентом расходы в среднем росли на 3041,7 млн р.

В 2018-2019 годах в ХМАО-Югре был профицит, а в 2020-2021 годах ХМАО-Югра испытывала серьезный дефицит денег в бюджете из-за падения цен на нефть и снижения объемов добычи, что привело к значительному снижению доходов бюджета региона и увеличению его долговой нагрузки. Для сокращения расходов регион проводит меры бюджетной консолидации, включая сокращение затрат на социальные программы, культуру и образование. Кроме того, было решено оптимизировать государственный аппарат и регулировать расходы на уровне региональных ведомств. Несмотря на все меры, дефицит денег в ХМАО-Югре остается значительным, и регион нуждается в дополнительных финансовых инвестициях. Подобного рода задачи возникают на регулярной основе, чему способствует крайняя неустойчивость внешней среды.

Рис. 2. Финансовые инструменты регулирования бюджета ХМАО-Югры.

Дефицит и профицит как для государства, так и для регионов одинаково плох. Дефицит денег может привести к негативным последствиям, таким как вынужденная продажа активов, увольнение работников, сокращение производства и рост цен на товары и услуги. В итоге, дефицит денег может привести к экономическому спаду и ухудшению жизненного уровня населения. А профицит может привести к увеличению инфляции, поскольку люди имеют больше денег для траты, а товары и услуги ограничены. Также профицит может создать мотивацию для правительства тратить деньги неэффективно и необоснованно, что может привести к финансовым проблемам.

Задача региональных властей в ближайшее время - увеличить доходы бюджета, привлекая инвестиции в добывающую промышленность и различные социальные проекты, а также сокращать расходы и эффективно использовать бюджетные средства. ХМАО - Югра, как и любой другой округ, нуждается в финансовой независимости и безопасности, чтобы обеспечить стабильное и эффективное функционирование своей экономики и общественных услуг. В этом контексте система мер и гибкое регулирование бюджета играют важную роль.

Система мер позволяет округу определить ключевые показатели и цели, которые необходимо достичь в области финансов. Она позволяет округу принимать решения на основе конкретных данных и метрик, что помогает управлять финансами эффективно и своевременно реагировать на изменения в экономической ситуации.

Гибкое регулирование бюджета позволяет округу быстро и эффективно реагировать на изменения в экономической ситуации. Это означает, что в случае необходимости, округ может быстро перераспределить бюджетные ресурсы для обеспечения приоритетных задач и потребностей.

Вместе система мер и гибкое регулирование бюджета обеспечивают ХМАО - Югра финансовую независимость и безопасность, так как они позволяют округу быстро и эффективно реагировать на экономические изменения и гарантируют, что ресурсы будут использованы оптимально и с учетом приоритетных задач. Это в свою очередь способствует развитию экономики, общественной безопасности и благополучия жителей округа.


Библиографическая ссылка

Довжанская Д.В. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТА, КАК ИНДИКАТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21280 (дата обращения: 04.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674