Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROBLEMS AND PROSPECTS OF BUDGET DEVELOPMENT AS AN INDICATOR OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

Dovzhanskaya D.V. 1
1 Surgut State University
In modern economic conditions, the development of the budget is one of the main indicators of the economic security of the region. Budget development problems often arise due to the lack of financial resources for various programs and projects. At the same time, there are prospects for improving the budget policy and improving the indicators of financial stability of the region. It is also important to monitor the allocation of budget funds and optimize expenditures, which will help increase the amount of resources for the implementation of important programs and projects in various fields.
economic security
budget development
fiscal policy
budget deficit/surplus

Актуальность исследования: Исследование проблем и перспектив развития бюджета как индикатора экономической безопасности региона имеет высокую актуальность для современной экономики. Это связано с необходимостью обеспечения стабильности финансового состояния регионов в условиях изменяющейся экономической ситуации. Данное исследование позволит выявить ключевые проблемы, которые возникают в процессе планирования и исполнения регионального бюджета.

Бюджет – это основной документ, который определяет финансовые возможности государства, региона или муниципалитета. Он содержит данные о получениях и расходах, позволяет оценивать привлеченные ресурсы и способствует планированию и контролю за выполнением государственной политики. Проблемы, связанные с развитием бюджета в регионе, могут проявляться в различных формах. Например, недостаток финансовых ресурсов, иначе дефицит бюджета, может создавать проблемы с выполнением важных социальных программ и инфраструктурных проектов, а также обуславливать снижение уровня жизни в регионе.

Альтернативой кризисным ситуациям является развитие бюджета, который ориентирован на долгосрочную стратегию. Перспективные проекты и инвестиции, которые могут способствовать технологическому прогрессу и стимулировать экономический рост, должны быть включены в бюджет-план на годы вперед. Более того, важно обеспечить эффективное использование финансовых ресурсов, которые выделяются на реализацию программ социальной защиты.

Динамика доходов бюджета ХМАО-Югры за 2018-2021 годы представлена в нижеследующей таблице.

Таблица 1.

Динамика доходов бюджета ХМАО-Югры за 2018-2021

Показатели

2018

2019

2020

2021

среднее

Доход, млн руб

324 663

318 635

324 547

336 818

326165,8

Абсолютное отклонение

-

-6 028

5 912

12 271

4051,7

Коэффициент роста

-

0,981

1,019

1,038

1,012

Темп роста

-

98,1

101,9

103,8

101,2%

Темп прироста

-

-1,9

1,9

3,8

1,2%

Абсолют.знач.1%-ого прироста

-

3 172,6

3111,6

3229,2

3376,4

За рассматриваемый период с 2018 по 2021 год доходы бюджета округа увеличились на 12155 млн (на 3,7%). В среднем за год уровень доходов бюджета составляет 326165,8 млн. руб. Максимальный рост доходов наблюдался в 2021 году, их рост составил 12271 млн р. (3,8% от уровня показателя предыдущего года). В 2019 году бюджетные доходы по ХМАО-Югре снизились на 6028 млн, что составило 1,9% снижения. Ежегодно доходы в среднем растут на 4051,7 млн р, что составляет 1,2% ежегодного роста. С каждым процентом доходы в среднем росли на 3376,4 млн. руб.

Рис.1. Структура доходов ХМАО-Югры за 2018-2021 года,

На данном рисунке, мы можем наблюдать доходы по ХМАО-Югре с 2018-2021 года. Большую часть доходов в структуре бюджета составляют налоговые поступления, они составляют примерно 80% от общей суммы бюджета!

Ниже на диаграмме отражены доли каждой из укрупненных составляющих доходов бюджета:

Рис.2. Структура доходов ХМАО-Югры за 2018-2021 года

Как мы видим, большая часть доходов формируется из налоговых поступлений, таких как налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций (НПО) и налог на добавленную стоимость (НДС), так как налоги являются основным источником финансирования государственных расходов, обеспечивают публичные блага, регулируют экономику, осуществляют принцип фискальной справедливости и исправляют рыночные несовершенства. Налоговые доходы в 2019 году уменьшились на 5%, в 2020-2021 выросли на 6%.

Анализ структуры расходов показал, что большая часть денег направляется на финансирование социально-культурной сферы, а именно здравоохранение, образование, социальную политику. Также основным приоритетом государственной политики является поддержка семьи, материнства и детства, куда тоже направляются крупные суммы денег.

 

 

Таблица 2.

Динамика расходов ХМАО-Югры за 2018-2021 года

Показатели

2018

2019

2020

2021

среднее

Расход, млн руб

283 394

311 479

334 672

339 057

317 150,5

Абсолютное отклонение

-

28 085

23 193

4 385

18554,3

Коэффициент роста

-

1,099

1,074

1,013

1,061

Темп роста

-

109,9

107,4

101,3

106,1%

Темп прироста

-

9,9

7,4

1,3

6,1%

Абсолют.знач.1%-ого прироста

-

2836,9

3134,2

3373,07

3041,7

За рассматриваемый четырехлетний период расходы бюджета увеличились на 55663 млн (на 19,6%). В среднем за год уровень расходов составлял 317 150,5 млн. руб. Максимально расходы увеличились в 2019 году – на 28085 млн. руб. или на 9,9% по сравнению с предыдущим годом. В целом расходы с каждым годом в среднем растут на 6,1%. С каждым процентом расходы в среднем росли на 3041,7 млн р.

В 2018-2019 годах в ХМАО-Югре был профицит, а в 2020-2021 годах ХМАО-Югра испытывала серьезный дефицит денег в бюджете из-за падения цен на нефть и снижения объемов добычи, что привело к значительному снижению доходов бюджета региона и увеличению его долговой нагрузки. Для сокращения расходов регион проводит меры бюджетной консолидации, включая сокращение затрат на социальные программы, культуру и образование. Кроме того, было решено оптимизировать государственный аппарат и регулировать расходы на уровне региональных ведомств. Несмотря на все меры, дефицит денег в ХМАО-Югре остается значительным, и регион нуждается в дополнительных финансовых инвестициях. Подобного рода задачи возникают на регулярной основе, чему способствует крайняя неустойчивость внешней среды.

Рис. 2. Финансовые инструменты регулирования бюджета ХМАО-Югры.

Дефицит и профицит как для государства, так и для регионов одинаково плох. Дефицит денег может привести к негативным последствиям, таким как вынужденная продажа активов, увольнение работников, сокращение производства и рост цен на товары и услуги. В итоге, дефицит денег может привести к экономическому спаду и ухудшению жизненного уровня населения. А профицит может привести к увеличению инфляции, поскольку люди имеют больше денег для траты, а товары и услуги ограничены. Также профицит может создать мотивацию для правительства тратить деньги неэффективно и необоснованно, что может привести к финансовым проблемам.

Задача региональных властей в ближайшее время - увеличить доходы бюджета, привлекая инвестиции в добывающую промышленность и различные социальные проекты, а также сокращать расходы и эффективно использовать бюджетные средства. ХМАО - Югра, как и любой другой округ, нуждается в финансовой независимости и безопасности, чтобы обеспечить стабильное и эффективное функционирование своей экономики и общественных услуг. В этом контексте система мер и гибкое регулирование бюджета играют важную роль.

Система мер позволяет округу определить ключевые показатели и цели, которые необходимо достичь в области финансов. Она позволяет округу принимать решения на основе конкретных данных и метрик, что помогает управлять финансами эффективно и своевременно реагировать на изменения в экономической ситуации.

Гибкое регулирование бюджета позволяет округу быстро и эффективно реагировать на изменения в экономической ситуации. Это означает, что в случае необходимости, округ может быстро перераспределить бюджетные ресурсы для обеспечения приоритетных задач и потребностей.

Вместе система мер и гибкое регулирование бюджета обеспечивают ХМАО - Югра финансовую независимость и безопасность, так как они позволяют округу быстро и эффективно реагировать на экономические изменения и гарантируют, что ресурсы будут использованы оптимально и с учетом приоритетных задач. Это в свою очередь способствует развитию экономики, общественной безопасности и благополучия жителей округа.