Общение – сложный, многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности, который связан с выбором стратегии взаимодействия, восприятием и пониманием людьми друг друга [6].
Полноправно общением можно называть процесс, в котором одномоментно происходит: обмен информацией, взаимодействие, понимание, познание других людей, переживания эмоций, что характеризует общение как взаимную деятельность [3].
Общения включает в себя и разделяет личностное общение как «субъект – субъект», и «субъект – объект» как профессиональное взаимодействие, направленное на предметный мир.
С.Л.Братченко и С.А.Рябченко при анализе стиля педагогического общения используют четырёхкомпонентную структуру общения,в которой выделяют личностный,эмоциональный,когнитивный и зависимый от них поведенческий компоненты общения[1].
Стиль общения – как способ, при помощи которого человек выстраивает свои отношения с другими, в деятельности. Стиль является личностным образованием, он увязывает в единое целое личностные и индивидуальные свойства. Индивидуальный стиль, в процессе деятельности, помогает человеку опереться на его сильные стороны. [4]
Эффективность мышления и деятельности помогает развивать способность к распознаванию эмоций. Умение понимать последовательность перехода одной эмоции в другую, сохранять или изменять свое эмоциональное состояние и эмоции другого человека является одним из компонентов продуктивной коммуникации.
Эмоции в нашей жизни играют положительную и отрицательную роль, что служит стимулом для развития человека, в обосновании его внешних и внутренних условий. Эмоциональные барьеры в общении снижают реализацию духовно-психического потенциала индивида [2]. Положения современных концепций позволяют заключить, что функция эмоции состоит в ее оценки значимости происходящего. Эмоции направлены на закрепление и актуализацию индивидуального опыта человека. Именно эмоции представляют собой меру целостности мироощущения индивида.
Межличностное взаимодействие требует эмоционального отклика и сознательной регуляции. Эмоциональные свойства характеризуют индивидуальные особенности эмоционального реагирования типичные для конкретного человека.
В межличностном взаимодействии основное внимание уделяется эмоциональной составляющей сообщения. Способность к различению и анализу собственных состояний и состояний собеседника, помогает человеку сохранять устойчивую психологическую позицию. Управление эмоциями, дает возможность качественному восприятию информации. Способность выразительно проявлять эмоции, быть гибким к различному эмоциональному взаимодействию с другими, способствует сближению на эмоциональном уровне, расширяет возможности продуктивного взаимодействия, деятельности и развития личности.
Эмоциональные барьеры оказывают влияние на эффективность в общении, препятствуют адекватному обмену информации между партнерами, что является препятствием на пути к достижению цели. Человек способен выявлять барьеры, мешающие межличностному общению, повышая тем самым качество взаимопонимания и социального взаимодействия [2].
Барьеры возникают по объективным и субъективным причинам, имеют отношения к личностным характеристикам человека, имеют характер социального воздействия на личность, обладают функцией стабилизации психических процессов, формирует потенциал развития личности, стимулируют раскрытие ресурса. [5]. Барьеры зависят от личных свойств индивида, ситуации, в которой развивается общение ее участников.
Цель нашей работы – исследовать направленность в общении у педагогов с детьми с расстройством аутистического спектра. В исследовании приняли участие 18 педагогов работающими с детьми с аутистическим спектром. Для эмпирического исследования были выбраны следующие методы и методики: направленности личности в общении НЛО – А, С.Л. Братченко; диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева; диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко. В исследовании принимали участие 18 педагогов работающими с детьми с аутистическим спектром.
Результаты исследования и их обсуждение
Методика направленности в общении позволила определить количественный показатель выборов респондентов (таблица 1).
Таблица 1 – Результаты диагностики направленности в общении у педагогов
Выраженная направленность в общении |
кол-во респондентов |
альтероцентрическая |
1 |
авторитарная |
0 |
индифферентная |
7 |
конформная |
7 |
манипулятивная |
3 |
7 выборов индифферентной направленности, 7 выборов конформной направленности в общении, 3 выбора манипулятивной направленности, 1 выбор альтероцентрической направленности и 0 выборов авторитарной направленности личности у педагогов. Наибольшее число выборов указало индифферентную и конформную направленность.
Результаты диагностики мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях определило присутствие всех трех видов мотивационных ориентаций в межличностном взаимодействии у каждого респондента (таблица 2).
Таблица 2 – Результат диагностики мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях у педагогов
Шкалы: |
Значения шкал |
Количество респондентов |
1 – ориентация на принятие партнера |
высокое |
14 |
среднее |
4 |
|
низкое |
0 |
|
2 – ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера |
высокое |
15 |
среднее |
3 |
|
низкое |
0 |
|
3 – ориентация на достижение компромисса |
высокое |
8 |
среднее |
10 |
|
низкое |
0 |
|
4 – абсолютная гармоничность коммуникативных ориентаций |
высокое |
12 |
среднее |
6 |
|
низкое |
0 |
Результаты имеют средний и высокий показатель мотивации, как по отдельным шкалам, так и по общему показателю характеризующего абсолютную гармоничность коммуникативных ориентаций, при этом отсутствуют выборы низкого уровня коммуникативных ориентаций.
Результаты по диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении представлены в Таблице 3.
Таблица 3 – Результат диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении у педагогов
Наименование шкал |
Количество респондентов |
Неискренность в ответах |
0 |
Эмоции обычно не мешают вам общаться с партнерами |
2 |
Есть некоторые эмоциональные проблемы в общении |
8 |
Эмоции в некоторой степени осложняют взаимодействие |
6 |
Эмоция мешают устанавливать контакты с людьми |
2 |
Исходя из данных таблицы, мы можем видеть, что респонденты искренне в ответах и способны оценить себя со стороны. У 2 из 18 человек эмоции не являются препятствием в общении. 8 респондентов имеют некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении. 6 из 18 испытуемых ежедневно используют эмоции, способные осложнять общение с партнером. 2 человека возможно подвержены дезорганизующим реакциям или состояниям.
Выводы
1. Результаты исследования по методике направленности личности в общении у педагогов показывают выборы индифферентной направленности в общении у 7 респондентов. Такая форма взаимодействия исключает само общение с его целями и задачами, вытесняет потребности личности. Коммуникация направленна на внекоомуникативные проблемы, общение становится формальным. У 7 испытуемых выражен результат конформной направленности, где ориентация личности направленно на реализацию интересов партнера. Конформность определяет стремление к компромиссу, помогает в достижении совместных целей, является инструментом социализации индивида. 3 выбора манипулятивной направленности выражают игнорирование эмоционального состояния партнера, при этом присутствует способность к убеждению и побуждению другого к действию. Индивидуум может отличаться самостоятельностью и развитой ценностью собственных интересов. В конфликте используется стратегия сотрудничества. Альтероцентрическая форма коммуникации представлена в одном выборе, где раскрывает желание личности понять другого с целью полного удовлетворения его интересов. Эмоции партнера воспринимаются как собственные. Альтероцентрическая направленность неустойчива, проявляется в момент сопереживания партнеру.
2. По результатам методике диагностики мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях все выборы имеют средний и высокий показатели. Ориентация на принятие партнера – является основой принятия другого как равного себе. Ориентация на адекватное восприятие и понимание партнера – развивает эффективное взаимодействие, используя эмоциональную компетентность респондента. Средние и высокие показатели стремления к достижению компромисса формируют бесконфликтное развитие отношений.
3. Результат диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении указывает на искренность респондентов и способность оценить себя со стороны. Для двух испытуемых эмоции является инструментом в выстраивании коммуникации. У восьми человек эмоции влияют на общение, но не затрудняют его. Показатели шести респондентов определяют, что эмоциональные процессы способны усложнять коммуникацию и привести к неудовлетворенности во взаимодействии. Два показателя определяют подверженность дезорганизующим реакциям, что мешает устанавливать отношения, и может быть причиной психосоматических проявлений.
Таким образом, мы можем заключить, что респонденты нашей группы мотивированы на адекватность восприятия, принятия, понимания партнера. Для испытуемых важен поиск в достижении компромисса, стремление к налаживанию гармоничной коммуникации. В арсенале испытуемых присутствуют эмоции способные влиять, либо осложнять взаимодействие с партнером. По результатам анализа направленности в межличностном общении, мы можем видеть сформированность индивидуальных стилей коммуникации определяющих деятельность респондента, а именно индифферентную, конформную, манипулятивную и альтероцентрическую. Важно отметить, что при разнообразии стилей и присутствии эмоций способных влиять на качество взаимодействия, в группе преобладает средний и высокий показатель мотивационных коммуникативных ориентаций, что реализует направленность личности в общении.
Библиографическая ссылка
Сазонтова Н.В., Бойко А.В. НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБЩЕНИИ У ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21205 (дата обращения: 06.12.2024).