Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федорова И.А. 1 Скобкарева А.К. 1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
В статье рассматривается нормативно-правовая база, регулирующая финансовые технологии в Евразийском экономическом сообществе (на примере Белоруссии, Азербайджана, Киргизской Республики). Поскольку в России не урегулированы в полной мере вопросы применения цифровой валюты, смарт-контрактов и технологий распределенного реестра, то анализ опыта использования финтех в данных государствах представляется актуальным. Возможность практического применения данного опыта рекомендуется к рассмотрению законодательных органов государственной власти Российской Федерации.
финансовые технологии
финтех
fintech
банк
цифровая валюта
криптовалюта
регулятивная песочница
банковские технологии
блокчейн
смарт-контракты
1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 1 августа 2019 г. № 511/13 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.08.2019, 5/46835) // [Электронный ресурс] URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21700229 (дата обращения: 24.01.2023)
2. Стратегия цифрового банкинга в Республике Беларусь // [Электронный ресурс] URL: https://rep.bsatu.by/bitstream/doc/6751/1/strategiya-razvitiya-cifrovogo-bankinga-v-respublike-belarus-na-2016-2020-gody.pdf (дата обращения: 24.01.2023)
3. Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно финансовой сфере (FinCERTby) // [Электронный ресурс] URL: https://fincertby.by/ru/ (дата обращения: 24.01.2023)
4. Дворецкая, А. Е. Деньги, кредит, банки : учебник для вузов / А. Е. Дворецкая. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 551 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14481-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511118 (дата обращения: 24.01.2023).
5. Комитет государственного контроля Республики Беларусь // [Электронный ресурс] URL: http://www.kgk.gov.by/special/ru/dfm-ru/ (дата обращения: 24.01.2023)
6. Рыспаева Гулзат Сыдыкбековна Нормативно-правовая база организации и деятельности в сфере цифровой трансформации в Кыргызстане // Бюллетень науки и практики. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovaya-baza-organizatsii-i-deyatelnosti-v-sfere-tsifrovoy-transformatsii-v-kyrgyzstane (дата обращения: 24.01.2023).
7. Ваганова О.В., Коньшина Л.А., Белоцерковский Е.Д. Перспективы развития ключевых сегментов финтеха в России // Научный результат. Экономические исследования. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-klyuchevyh-segmentov-finteha-v-rossii (дата обращения: 24.01.2023).

Финансовые технологии (финтех, fintech) - это использование технологий в предоставлении финансовых услуг, которое может привести к появлению новых бизнес моделей, бизнес процессов, приложений, продуктов. Такие технологии вносят изменения в традиционные финансовые услуги (мобильные платежи, денежные переводы, кредиты, привлечение средств и управление активами и т.д.) Одним из факторов роста финтеха послужила пандемия Covid-19, которая выявила недостатки существующих технологий в условиях удалённого взаимодействия субъектов данных правоотношений. Российская Федерация взяла курс на совершенствование fintech, однако остаются актуальными следующие вопросы, которые на данном этапе практически не регулируются законодательством: технология блокчейн, цифровые валюты (криптовалюта), смарт-контракты. Возможность рассмотрения и потенциальной имплементации опыта решения этих вопросов иностранных государств, на примере стран Евразийского экономического сообщества остается актуальной для России как члена этого объединения. В связи с этим данная работа направлена на изучение законодательства зарубежных стран, практического опыта внедрения финансовых технологий и рассмотрение возможности его использования в российской юрисдикции.

Рассмотрим опыт регулирования финансовых технологий в Республике Беларусь. В этой стране была разработана целая экосистема финансовых технологий:

· Удаленная идентификация клиентов (биометрия);

· Технология распределенных реестров (блокчейн, криптовалюта, ICO первичное размещение токенов);

· Проведение мгновенных платежей;

· Смарт контракты;

· Онлайн заимствования;

· Преимущественно ведутся разработки в сфере финансовых услуг и криптопродуктов.

Экосистему Беларуси можно охарактеризовать следующим образом:

1) она зародилась на основе закона (Декрет Президента от 21.12.2017 №8);

2) её участниками выступают субъекты банковской системы, Парка высоких технологий (ПВТ), стартапы;

Согласно статистике 38% клиентов финтех компаний это банки, а 22% клиентам банков предоставляется техническая поддержка, это означает, что как минимум 5 белорусских банков запустили свой fintech проект.

Парк высоких технологий – место, где произошло объединение IT-компании страны, оно позволяет ее участникам реализовать свои проекты без каких-либо ограничений.

Одним из известных представителей ПВТ является Международный деловой альянс - белорусская IT-компания, которая разработала собственное программное обеспечение. Планируется что к 2024 г. на него перейдут не менее 80% белорусских компаний. Также есть и другие компании, которые развивают свои проекты: Оплати, Openbusiness - сервис проводит анализ деятельности, продаж конкурентов, Tap2pay – возможность проведение платежей через сайт компании, Synder - финтех стартап, разрабатывающий стандарты для автоматизации бухгалтерского учета, A1, МТС, Белинвестбанк.

3) одно из актуальных направлений – развитие проектов в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Союзного государства (Россия и Беларусь);

4) наиболее выделяется направление платежных сервисов;

Программа по трансграничной удаленной идентификации, проекты в сфере открытых API, открытых торгов, и цифровых банковских гарантиях.

5) государство определяет приоритеты финансового рынка;

6) инвестирование в стартапы с международными проектами;

7) токенизация, эквайринг в смартфоне, удаленная идентификация.

Рассмотрим вышеназванные направления, нормативную базу и как данные механизмы работают.

Развитие банковских технологий.

Необходимо отметить, что в республике Беларусь приняли большое количество нормативных правовых актов, которые регулируют сферу финансовых технологий: Указы Президента, Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь и др. Прежде всего стоит упомянуть Стратегию развития цифрового банкинга в республике Беларусь 2016-2020 гг., утвержденную Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28.03.2017 № 229/6. Данный документ установил направления развития банковской сферы, заложил фундамент для других специализированных актов.

Для контроля над средой финтеха был создан специализированный орган - Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (FinCERTby). Стоит сказать, что в России также есть подобный орган, ФинЦЕРТ— этоЦентр взаимодействия иреагирования Департамента информационной безопасности, специальное структурное подразделение Банка России.

Стоит упомянуть, что разработка и принятие нормативных правовых актов происходит поэтапно, по мере необходимости урегулирования какой-либо новой сферы, с учетом интересов бизнес среды. Закон от 19.04.2022 № 164-З «О платежных системах и платежных услугах» установил комплексное регулирование осуществления платежной деятельности, понятие платежных услуг, поставщиков платежных услуг, виды данных услуг, платежи в адрес третьих лиц, реестр поставщиков платежных услуг и вид оказываемой ими платежной услуги, программное обеспечение, требования к платежному агрегатору и т.д.

Вопросы удаленной идентификации клиента были закреплены в Указе Президента от 01.12.2015 №478, Указе Президента от 18.04.2019 №148, постановлении Правления Национального банка от 19.09.2019 №379, постановлении Совета Министров от 30.12.2020 №773. Вышеперечисленные акты регламентируют удаленный доступ к финансовым услугам белорусских банков, страховых организаций и других финансовых компаний через межбанковскую систему идентификации.

Механизм проведения мгновенных платежей (функциональной автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка) утвержден Постановлением Правления Национального банка от 20.11.2018 №540.

Сфера онлайн заимствования регламентируется Указом Президента от 25.05.2021 №196, который закрепил возможность привлечения займов у физических лиц на сайте специализированной платформы - оператора сервиса онлайн заимствований. Указом Президента от 02.12.2021 №462 был закреплен порядок проведения расчетов со счетов, из электронных кошельков в очередности.

Технология распределенного реестра (блокчейн) и криптовалюты.

В настоящий момент действуют три легальные криптобиржи: Free2ex.com, Bynex.by, Currency.com, а также один криптообменник - Whitebird.io. Данные платформы прошли проверку уполномоченного органа по вопросам финансовой безопасности (Комитет государственного контроля Республики Беларусь).

Основные принципы функционирования информационной сети, построенной с использованием технологии блокчейн регулируются Постановлением Правления Национального Банка от 14.07.2017 №280, а регистрация банками Беларуси банковских гарантий в реестре сети блокчейн постановлением Правления Национального банка от 11.01.2017 №12.

Правоотношения, связанные с криптовалютой закрепились Декретом Президента от 21.12.2017 №8, который предоставляет возможность совершения операций с криптовалютой (токенами) физическим лицам, а также юридическим лицам-резидентам Парка высоких технологий. На современном этапе дальнейшая регламентация ушла в рамки уголовного процесса и исполнительного производства. Указом Президента от 14.02.2022 №48 «О реестре адресов (идентификаторов) виртуальных кошельков и особенностях оборота криптовалюты» закреплено, что в качестве активов должника можно использовать криптовалюту, а созданные реестры криптокошельков позволяют получить всю информацию об операциях, идентифицировать виртуальные кошельки, используемые противоправной деятельности.

Этот же Декрет № 8, определяет вопросы выпуска токенов (ICO – initial coin offering) юридическими лицами и совершение с ними иных сделок через резидента Парка высоких технологий.

В Беларуси разрабатывают процесс использования смарт-контрактов для совершения и (или) исполнения сделок Национальным банком и участниками межбанковской системы идентификации. Этот вопрос содержится в Указе Президента от 18.04.2019 №148, Постановлении Правления Национального банка от 24.12.2020 №428.

Таким образом, в Республике Беларусь происходит развитие сферы финтех, было создано единое расчетное и информационное пространство. Были созданы новые гражданско-правовые институты: договор конвертируемого займа, опцион на заключение договора, опционный договор, смарт контракты, соглашение о возмещение имущественных потерь, соглашение об обязанности не переманивать работников, Соглашение о неконкуренции (Non-Compete Agreement), Non-Solicitation Agreement.

Ожидается, что в будущем законодательно урегулируются требования к поставщикам платёжных услуг, платёжным агрегаторам нерезидентам, а различные площадки электронной коммерции, в том числе из России, присоединятся к белорусской финтехэкосиситеме.

Финтех в Азербайджане представлен посредством режима «регуляторной песочницы». Данный режим освобождает организации, оказывающие платежные услуги и применяющие финансовые технологии от части или от всех регулятивных требований, включая требование о получении лицензии, на определенный промежуток времени, установленный в выданном им разрешении, тем самым уменьшая риски нарушения ими финансового законодательства.

Финтех компании обращаются в уполномоченные органы для получения разрешения на ведение деятельности. Контролирующий орган в свою очередь будет наблюдать над тем, как работают компании, анализировать их деятельность, и тем самым выявлять необходимость разработки новых нормативно-правовых актов или внесения изменений в действующие.

На период, указанный в разрешении, финтех компании будут освобождены от законодательных требований и санкций (штрафов) за их нарушение, в том числе ответственности наступившей вследствие неурегулированности определённых отношений, наличия пробелов в законодательстве.

Более того в этой стране разрабатывается механизм «account switching» - переноса банковского счета из одного банка в другой с сохранением всех платежных операций, платежей, поручений с последующим использованием нового счета в другом банке. Данный процесс уже широко используется в европейских странах.

Переносимый банковский счет закрывается в первом банке и открывается новый счет в другом банке. Однако пользователю не нужно уведомлять своих контрагентов и участников, с которыми он взаимодействует, так как все данные автоматически перенаправляются на новый счет. Опыт применения данной технологии уже практикуется таким банком, как HSBC, который действует и в российской юрисдикции.

Так как специальное регулирование в этой юрисдикции отсутствует, то необходимо рассматривать действующие нормативные акты, а также имеющиеся проекты.

В Киргизской Республике также предпринимаются шаги по регулированию финтеха. Нормативная база представлена следующими документами: Национальная стратегия развития на 2018-2040 гг., где были обозначены контуры цифровой трансформации страны, Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023», одобрена решением Совета безопасности Киргизской Республики от 14 декабря 2018 года № 2, Указ Президента Киргизской Республики «Об объявлении 2020 года Годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей» от 8 января 2020 года № 1, иные отраслевые законы по автоматизации и цифровизации некоторых услуг.

В Киргизской Республике апробируется специальный режим для компаний финансового сектора. Его основные цели: выявление проектов, востребованных на рынке финансовых услуг, совершенствование законодательной базы и разработка новых законов. Критерии входа в вышеназванный режим являются: новизна и инновационность, участвовать могут только юридические лица, зарегистрированные в Киргизии (например, привычные системы ApplePay, SamsungPay не могли бы использоваться на территории страны, этим компаниям надо было бы в обязательном порядке регистрировать дочернее юридическое лицо в Киргизстане).

Существуют действующие законодательные ограничения по субъектам предоставления платежных услуг, требования к уставному капиталу, а также антикоррупционные требования, ими выступают: операторы платежных систем, платежные организации, системы электронных денег.

Требования к уставному капиталу:

· платёжные организации - не менее 25 тыс. долларов США;

· операторы платежных систем - не менее 12,5 тыс. долларов США.

Зачастую участники вносят уставный капитал в размере суммы двух этих сумм, чтобы осуществлять деятельность сразу в двух сферах.

Требования к акционерам, учредителям: они не должны быть зарегистрированы, быть резидентами офшорных зон, секционных юрисдикций. Также они должны предоставить информацию по источникам происхождения денежных средств и бенефициарным владельцам.

Процесс входа: специально созданный комитет при Национальном банке Киргизии рассматривает заявку, если участник соответствует критериям, то ей выдается разрешение на деятельность и срок на реализацию проекта в течение года, затем комитет анализирует результаты и даёт рекомендации законодателю по внесению изменений в законодательство или принятие нового.

Особенностью является то, что апробирование банковских продуктов может осуществлять компания, которая не является банком, например: выполнение банковской функции по эмиссии электронных денег. Более того в данном случае нет необходимости существования банковских отделений, а значит и физического взаимодействия сотрудников и потребителей, все происходит с использованием системы удаленной идентификации клиентов.

Блокчейн и криптовалюта.

Криптовалютой признается совокупность данных в электронной цифровой форме, имеющая стоимость, являющаяся цифровым выражением ценностей или средством удостоверения имущественных и неимущественных прав, которое создаётся, хранится и обращается с использованием технологии распределённых реестров или аналогичных технологий и не является денежным средством, единицей или средством платежа, или ценной бумагой.

Также ведется разработка цифровой валюты центрального банка - цифровой сомы. Однако на текущей стадии данный актив представляется скорее как аналог электронных денег, нежели цифровой валюты, так как он основан не на базе технологии блокчейн.

Таким образом, в представленных странах ведется активная работа по совершенствованию нормативной базы и практики использования финансовых технологий. Опыт регулятивной песочницы вышеуказанных стран, нормативная правовая база, а также практика применения блокчейн технологий, криптовалюты, банковских продуктов может быть учтен при решении аналогичных вопросов в России.


Библиографическая ссылка

Федорова И.А., Скобкарева А.К. ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21177 (дата обращения: 09.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674