На данный момент, главной проблемой государственной социальной поддержки населения в Российской Федерации служит отсутствие единого Федерального закона, при помощи которого можно было бы регулировать государственную поддержку семей России. На данный момент времени, существует пока, что только проект данного Федерального закона: «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», он определяет правовые основы государственной поддержки семьи, основные цели, а так же принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики.
В 2021 году меры социальной поддержки от государства получают 80 млн человек, из них 45 млн - пенсионеры и 35 млн - другие категории граждан. Но несмотря на это, на данный момент уровень бедности в Российской Федерации составляет 13,2%. Согласно национальной цели по снижению уровнябедности в два раза предполагается, что сегодняшняя доля бедного населения к 2024 году должна сократиться до 6,6%.
Эта задача выполнима, но требует переосмысления целого ряда направлений социальной политики. Если в 2000 году официальная статистика сообщала о том, что доход ниже прожиточного минимума получали 42,3 млн россиян, то к 2007 году эта цифра снизилась более чем вдвое — до 18,8 млн.; такой успех стал возможным благодаря удвоению реального ВВП. Однако, с 2007 г. показатель бедности практически не изменяется, оставаясь близким к 19 млн человек. За последние годы средний темп экономического роста в РФ составляет 1,5% в год, что намного ниже роста первого десятилетия ХХI века. Продолжение роста с таким темпом и сохранение механизмов вовлечения малообеспеченных в экономический рост позволит снизить уровень бедности с 13,2% до 10,7% к 2024 году. Даже если России удастся ликвидировать отставание от мировых темпов роста и обеспечить рост экономики на 3,2% в год, то доля населения, находящегося за чертой бедности, сократится только до 8,1%.
Несмотря на то, что в настоящее время Россия предприняла ряд мер, осуществление которых смогло бы улучшить материальное положение пенсионеров, семей с детьми, а так же безработных и инвалидов, в сфере социального обеспечения все еще расположены ряд острых наболевших проблем.
Одной из актуальных проблемой обнаруживается оказание социальной поддержки людям, оказавшимся в тяжелых жизненных условиях. К данной категории людей относят бездомных, беженцев, мигрантов и переселенцев. С целью решения названной проблемы существует необходимость при помощи совместных усилий территориальных органов социальной защиты с другими заинтересованными службами способствовать решению вопросов организации домов ночного пребывания, а еще социальных приютов и гостиниц.
В настоящее время остро стоит проблема минимизации случаев отказа в помощи людям, тех, которые попали в экстренную ситуацию. В Российской Федерации присутствует проблема, которая определяет систему мер социальной поддержки населению по категориальному признаку.
Безусловно, ориентируясь на уже имеющийся статус гражданина, он определен как федеральным, так и региональным законодательством. Следовательно, при данном методе меры социальной поддержки предоставляются как ветеранам труда, так и труженикам тыла, жертвам политических репрессий, а еще отдельным категориям сельских специалистов и другим.
Предоставление иных мер социальной поддержки осуществляется с учетом нуждаемости, которая основывается на оценке доходов, имущества или потребности в жилье. Большинство мер социальной поддержки финансируется из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом наблюдается региональная дифференциация удельного веса мер социальной поддержки, предоставляемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации в общем числе предоставляемых мер социальной поддержки.
Важной проблемой социальной поддержки населения можно назвать присутствие иждивенческого настроя у населения, и еще отсутствие у некоторых категорий граждан заинтересованности в улучшении собственного благосостояния.
Региональная социальная защита, особенно малообеспеченных слоев населения, нуждается в серьезном переосмыслении и совершенствовании. Исходя из этого, главной из задач является - максимальное увеличение самостоятельности территорий при принятии решений:
– какие конкретно выплаты нужны на данной территории,
– в каких размерах, и в какую форму они должны быть облачены.
Известно, что задачей федеральной власти, в данном случае, является - уменьшение социальной дифференциации и борьба с бедностью при использовании методов выравнивания бюджета, повышения эффективности системы защиты населения.
Таким образом, решение данной проблемы (экономической и этической) возможно лишь во взаимосвязи с другими проблемами:
- доходов и расходов населения, а так же, в сфере доходов от трудовой деятельности;
- реформирования пенсионной системы;
- упорядочения медицинского и пенсионного страхования;
- соблюдения государством как конституционных, так и других нормативно-правовых гарантий социальных обязательств;
- образование рынка социальных товаров и услуг, а так же защита населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг;
- воспитание культуры населения в сфере рыночных взаимоотношений социальной сферы.
Правительством Российской Федерации планируется введение ряда мер направленных на повышение эффективности социальной помощи населению:
- модернизация рынка труда. В России относительно низкий уровень безработицы. Требуются эффективные меры по задействованию имеющихся трудовых ресурсов, распределение их в точках экономического роста. Для достижения данной цели необходимо снижение затрат на переезд к новым местам работы, а также обеспечить доступность инфраструктуры на всей территории страны.
- создать новые возможности с целью развития отраслей человеческого капитала, а конкретно образования и здравоохранения.
- оказать семьям с детьми интенсивную поддержку. К примеру, материнский капитал, который занял важное место в социальной политике. Правительство расширяет сферы применения, а так же продлевает сроки реализации данной программы.
- продолжить выплаты ежемесячных пособий многодетным семьям, а именно дотации на жилищно-коммунальные услуги.
- выработать комплексную программу помощи пожилым людям. Данная программа будет устремлена на получение адекватной медицинской помощи. Необходимым видится обновление системы поддержки людей пожилого возраста, в целом, она будет соответствовать запросам современного общества. Структура современной жизни должна обеспечивать и структуру жизни пожилых людей.
- модернизация системы здравоохранения, так как качество жизни любого гражданина определяется данным показателем.
В современном обществе социально-экономическая сфера приобрела крайне важное значение. Изменения в социальной структуре общества, а так же базовых социальных институтов, некоторые экономические сложности приумножили за последние годы количество граждан, которые нуждаются в социальной защите, поддержке, получении минимальных гарантий от государства, которые связаны с безработицей, а так же несчастными случаями, и иными социальными рисками.
Актуально, что современная социально-экономическая и демографическая ситуация в регионах России, многие из которых бедные, малообеспеченные и маргинализированые слои населения, имеют неблагополучные показатели здоровья актуализируют роль и статус социальной защиты как науки, а так же вида социальной деятельности.
Важными направлениями становления социальной защиты населения на региональном уровне является обслуживание пожилых людей, а так же инвалидов, детей, которые остались без попечения родителей, находятся в трудной жизненной ситуации, и детей с ограниченными возможностями.
Имеющаяся система социальных льгот России не идеальна. Слабость данной системы, можно проанализировать при помощи динамики уровня жизни населения, изменения которого происходят не в сторону сглаживания различий в доходах, а в увеличения значения социальной дифференциации. При этом, отмена ряда льгот, видится как необходимая мера. При этом, вопрос снижения количества льгот и выплат необходимо рассматривать в синтезе с установкой уровня заработной платы, размер которой смог бы покрыть все жизненно необходимые потребности человека, однако сокращение льгот расстроит баланс и произойдет падение уровня жизни большого количества жителей. Население субъектов имеет необходимость стабильного финансового обеспечения социальных расходов, следовательно, достаточное увеличение, которое приведет к поэтапному развитию субъектов и всего государства. При этом, для каждого региона, необходимо индивидуальное решение данной проблемы, опираясь на национальные и географически особенности данного субъекта. Многие проблемы в регионах связаны с бедностью в них и неразвитой инфраструктурой, как экономической, так и социальной.
Таким образом, важность процесса регионализации, необходимость его усиления связано с адресным подходом в работе по оказанию социальной поддержки. Так как, существует множество национальных отличий, необходимо разработать несколько базовых моделей адресной социальной поддержки нуждающегося населения, которые могли быть использованы в разных субъектах Российской Федерации, на основе которых будут сформированы специфические региональные модели.
В условиях текущего кризиса, с целью увеличения финансирования расходов на социальные нужды на каждого гражданина необходимым видится разработка и законодательное закрепление системы государственных социальных стандартов, которые представляют собой синтез минимальных норм обеспеченности гражданин услугами, а так же выплатами, едиными правовыми и методическими основами их определения, применения и финансирования.
Низкий уровень информативности и отсутствие пристального внимания к данной проблеме, низкая репрезентативность данной информации, неиспользование эффективных методов обработки источников статистических данных служат проблемой социальных услуг в субъектах, не возникает стимулов к уменьшению административных издержек работы системы социальной защиты. Слабая проработка практики мониторинга эффективности социальной помощи в большинстве субъектов Российской Федерации.
Следовательно, можно говорить о том, что социальная защита населения на уровне субъекта далека от идеала и существует много проблем в данной сфере, так к примеру, - высокий уровень патернализма государства и незначительная роль общественных институтов в данной сфере, развитие которых является одной из главных задач. Актуальным видится изменение самого подхода к социальной защите народа, вектор развития должен быть устремлен на профилактику кризисных обстоятельств и на перспективу защиты каждого человека.
Библиографическая ссылка
Куликова Е.А. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21143 (дата обращения: 26.12.2024).