Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ В «ОАО» РЖД

Суцкелис Д.М. 1 Мартынов Д.Е. 1
1 КрИЖТ ИрГУПС
В данной статье рассмотрена идея решения проблем в энергоснабжении в «ОАО» РЖД и их задачи. Приведены мероприятия и программы по улучшению энергоснабжения. Так как в современном мире железнодорожный транспорт является популярным средством передвижения, так и транспортировкой различный грузов любого формата и из любой точки страны. Реализация данного проекта является необходимой целью усовершенствования деятельности компании «ОАО» РЖД
электроснабжения
экология
транспорт
идея
Стратегия
эффективность
инновации
электрические цепи
1. Компания РЖД [Электронный ресурс].URL:https://company.rzd.ru/ru/9349/page/105104?id=35 (дата обращения 01.10.2022)
2. Энергоэффективные решения для железных дорог – [Электронный ресурс].URL: https://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=5693 (дата обращения 01.10.2022)
3. Транспортная газета «ЕВРАЗИЯ ВЕСТИ» [Электронный ресурс]. URL: http://eav.ru/publ1.php?publid=2021-11a02 (дата обращения: 01.10.2022).
4. Геноэнергетика – «Аналитический онлайн журнал по энергетике» - [Электронный ресурс].URL: https://geonrg.ru/2020/12/25/kak-svyazany-rzhd-i-energetika-rossii/ (дата обращения 01.10.2022)

Главным приоритетом развития ОАО «РЖД» является сохранение лидирующих позиций в мире и в части эффективности, безопасности и качества услуг инфраструктуры, а также благоприятного влияния на окружающую среду. С этой целью компания делает акцент на повышении энергоэффективности своей деятельности, в том числе за счет планомерного обновления активов с внедрением инновационных технологий.

В рамках Энергетической стратегии в ОАО «РЖД» ежегодно создается и реализуется Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Изучая данную тему, рассмотрим следующие задачи ОАО «РЖД»:

• полное и надежное энергетическое обеспечение перевозочного процесса, уменьшение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении железнодорожного транспорта;

• значительное уменьшение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов во всех сферах деятельности ОАО "РЖД";

• оптимизация энергетических затрат в стационарной энергетике;

• усовершенствование структуры управления энергетическим комплексом ОАО "РЖД" на основе современных информационных технологий;

• минимизация техногенного влияния железнодорожной энергетики на окружающую среду.

Ключевые цели программы:

· решение крупных научно-технических проблем обеспечения качественных и конкурентоспособных транспортных услуг, абсолютно удовлетворяющих потребности в грузовых и пассажирских перевозках.

· увеличение технологического уровня ОАО «РЖД» для максимально рационального использования энергетических ресурсов, последующей минимизации негативного влияния железнодорожного транспорта на окружающую среду.

https://damion.club/uploads/posts/2022-09/thumbs/1664097167_61-damion-club-p-fon-energetika-vkontakte-63.jpg

Рисунок 1 – Наглядное представление энергосети

Ключевыми энергосберегающими техническими решениями и разработками, на которые должна быть ориентирована железнодорожная энергетика на перспективу, являются следующие:

· создание нового поколения энергетически эффективного подвижного состава;

· замещение дизельного топлива, сжиженным и сжатым природным газом;

· повышение напряжения передачи энергии к электроподвижному составу на электрифицированных железных дорогах;

· использование энергоемких накопителей энергии;

· повышение эффективности рекуперативного торможения;

· переход на преобразовательную технику на основе достижений в области силовых управляемых полупроводниковых элементов и на безмасленное, бездуговое коммутационное электрооборудование, сухие трансформаторы;

· соблюдение определённых показателей качества электроэнергии и потребляемой реактивной мощности;

· масштабное введение средств технического диагностирования и, прежде всего, в электроэнергетике;

· переход при строительстве пассажирских вагонов, стационарных зданий, сооружений и коммуникаций на новый класс теплоизоляционных материалов и современные энергоэкономичные климатические устройства;

· использование технических решений в области сверхпроводимости и водородной энергетики.

Комплекс мер по обеспечению энергобезопасности инфраструктуры:

· резервирование энергетических сетей и систем;

· создание передвижных модульных источников энергообеспечения;

· резервирование тяговых средств (например, временное замещение электроподвижного состава средствами автономной тяги);

· создание собственных железнодорожных транспортных систем энергообеспечения, независимых от внешних энергосистем;

· внедрение программных и аппаратных средств обмена информацией.

https://cont.ws/uploads/pic/2020/12/01%20%28104%29.jpg

Рисунок 2 – Железнодорожный путь

Из всех актуальных инвестиционных и инновационных приоритетов Энергетической стратегии можно отметить наиболее весомые, без реализации которых может создаться угроза в обеспечении прогнозируемых объемов перевозок и нормального функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта.

К ним относятся:

· модернизация и развитее тягового электроснабжения электрифицированных железных дорог;

· газификация автономной тяги;

· создание собственных мощностей генерации электрической и тепловой энергии для нужд стационарной энергетики.

Все они напрямую влияют на обеспечение энергобезопасности перевозочного процесса.

https://infotrans.by/wp-content/uploads/2020/06/s1200-2.jpg

Рисунок 3 – Железнодорожный путь 2

Вдобавок следует обозначить экологическию составляющую в энергоснабжении

Производственная деятельность железнодорожного транспорта оказывает влияние на окружающую среду всех климатических зон нашей страны. Но по сравнению с автомобильным транспортом неблагоприятное влияние на среду обитания существенно меньше. В первую очередь это связано с тем, что железные дороги – преимущественно экономичный вид транспорта по расходу энергии на единицу работы.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4524946/pub_6076feab62aaf54f250521ba_6076ff1462aaf54f2506dd45/scale_1200

Рисунок 4 – Экологичный транспорт

Главным источником загрязнения атмосферы являются отработавшие газы дизелей тепловозов. В них содержится окись углерода, окись и двуокись азота, различные углеводороды, сернистый ангидрид, сажа.

Высокое содержание вредоносных примесей в отработавших газах дизелей при работе в режиме холостого хода обусловлено не только плохим смешиванием топлива с воздухом, но и сгоранием топлива при более низких температурах.

А также осуществляться исключительно за счет использования геотермальных источников энергии, без подключения к внешним теплоносителям

Следовательно, выполнение поставленных задач и мероприятий способствуют улучшению не только технических и экономических показателей, но и экологических проблем компании ОАО РЖД. Это использование экологичного транспорта способствующее благоприятному влиянии, как на окружающую среду так и на здоровья людей использующие железнодорожный транспорт как средство передвижения

Исходя, из выше перечисленных мероприятий можно прийти к следующему.

Трудности в области электроэнергетики на железнодорожном транспорте являются приоритетными.

В заключении можно указать, что энергоснабжение включает в себя реализацию организационных, правовых, технических, технологических, экономических и экологических мер, направленных на сокращение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении полезного эффекта от их использования (в том числе объёма произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) и снижения вреда на окружающую среду и здоровье людей.

Железная дорога – не просто элемент энергетического комплекса России, это её кровеносная система. Благодаря железной дороге тепловые электростанции, возможно строить, где удобно и где есть рельсы ОАО «РЖД», а не рядом источниками топлива для них. И завод для производства электротехнического оборудования можно также построить в подходящем месте, там, где есть источники электрической мощности в достаточном объёме, а потом по железной дороге доставить продукцию на другой конец страны.

https://infrapress.ro/wp-content/uploads/2021/12/electrificare-calea-ferata.jpg

Рисунок 5 – Железнодорожная станция

Железная дорога плотно интегрирована в энергетику страны. Настолько плотно, что, скажем, железнодорожные энергодиспетчеры, управляющие электроснабжением в ОАО РЖД, в оперативном плане прямо подчинены энергодиспетчерам местных энергосетей


Библиографическая ссылка

Суцкелис Д.М., Мартынов Д.Е. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ В «ОАО» РЖД // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21121 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674