Главным приоритетом развития ОАО «РЖД» является сохранение лидирующих позиций в мире и в части эффективности, безопасности и качества услуг инфраструктуры, а также благоприятного влияния на окружающую среду. С этой целью компания делает акцент на повышении энергоэффективности своей деятельности, в том числе за счет планомерного обновления активов с внедрением инновационных технологий.
В рамках Энергетической стратегии в ОАО «РЖД» ежегодно создается и реализуется Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Изучая данную тему, рассмотрим следующие задачи ОАО «РЖД»:
• полное и надежное энергетическое обеспечение перевозочного процесса, уменьшение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении железнодорожного транспорта;
• значительное уменьшение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов во всех сферах деятельности ОАО "РЖД";
• оптимизация энергетических затрат в стационарной энергетике;
• усовершенствование структуры управления энергетическим комплексом ОАО "РЖД" на основе современных информационных технологий;
• минимизация техногенного влияния железнодорожной энергетики на окружающую среду.
Ключевые цели программы:
· решение крупных научно-технических проблем обеспечения качественных и конкурентоспособных транспортных услуг, абсолютно удовлетворяющих потребности в грузовых и пассажирских перевозках.
· увеличение технологического уровня ОАО «РЖД» для максимально рационального использования энергетических ресурсов, последующей минимизации негативного влияния железнодорожного транспорта на окружающую среду.
Рисунок 1 – Наглядное представление энергосети
Ключевыми энергосберегающими техническими решениями и разработками, на которые должна быть ориентирована железнодорожная энергетика на перспективу, являются следующие:
· создание нового поколения энергетически эффективного подвижного состава;
· замещение дизельного топлива, сжиженным и сжатым природным газом;
· повышение напряжения передачи энергии к электроподвижному составу на электрифицированных железных дорогах;
· использование энергоемких накопителей энергии;
· повышение эффективности рекуперативного торможения;
· переход на преобразовательную технику на основе достижений в области силовых управляемых полупроводниковых элементов и на безмасленное, бездуговое коммутационное электрооборудование, сухие трансформаторы;
· соблюдение определённых показателей качества электроэнергии и потребляемой реактивной мощности;
· масштабное введение средств технического диагностирования и, прежде всего, в электроэнергетике;
· переход при строительстве пассажирских вагонов, стационарных зданий, сооружений и коммуникаций на новый класс теплоизоляционных материалов и современные энергоэкономичные климатические устройства;
· использование технических решений в области сверхпроводимости и водородной энергетики.
Комплекс мер по обеспечению энергобезопасности инфраструктуры:
· резервирование энергетических сетей и систем;
· создание передвижных модульных источников энергообеспечения;
· резервирование тяговых средств (например, временное замещение электроподвижного состава средствами автономной тяги);
· создание собственных железнодорожных транспортных систем энергообеспечения, независимых от внешних энергосистем;
· внедрение программных и аппаратных средств обмена информацией.
Рисунок 2 – Железнодорожный путь
Из всех актуальных инвестиционных и инновационных приоритетов Энергетической стратегии можно отметить наиболее весомые, без реализации которых может создаться угроза в обеспечении прогнозируемых объемов перевозок и нормального функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта.
К ним относятся:
· модернизация и развитее тягового электроснабжения электрифицированных железных дорог;
· газификация автономной тяги;
· создание собственных мощностей генерации электрической и тепловой энергии для нужд стационарной энергетики.
Все они напрямую влияют на обеспечение энергобезопасности перевозочного процесса.
Рисунок 3 – Железнодорожный путь 2
Вдобавок следует обозначить экологическию составляющую в энергоснабжении
Производственная деятельность железнодорожного транспорта оказывает влияние на окружающую среду всех климатических зон нашей страны. Но по сравнению с автомобильным транспортом неблагоприятное влияние на среду обитания существенно меньше. В первую очередь это связано с тем, что железные дороги – преимущественно экономичный вид транспорта по расходу энергии на единицу работы.
Рисунок 4 – Экологичный транспорт
Главным источником загрязнения атмосферы являются отработавшие газы дизелей тепловозов. В них содержится окись углерода, окись и двуокись азота, различные углеводороды, сернистый ангидрид, сажа.
Высокое содержание вредоносных примесей в отработавших газах дизелей при работе в режиме холостого хода обусловлено не только плохим смешиванием топлива с воздухом, но и сгоранием топлива при более низких температурах.
А также осуществляться исключительно за счет использования геотермальных источников энергии, без подключения к внешним теплоносителям
Следовательно, выполнение поставленных задач и мероприятий способствуют улучшению не только технических и экономических показателей, но и экологических проблем компании ОАО РЖД. Это использование экологичного транспорта способствующее благоприятному влиянии, как на окружающую среду так и на здоровья людей использующие железнодорожный транспорт как средство передвижения
Исходя, из выше перечисленных мероприятий можно прийти к следующему.
Трудности в области электроэнергетики на железнодорожном транспорте являются приоритетными.
В заключении можно указать, что энергоснабжение включает в себя реализацию организационных, правовых, технических, технологических, экономических и экологических мер, направленных на сокращение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении полезного эффекта от их использования (в том числе объёма произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) и снижения вреда на окружающую среду и здоровье людей.
Железная дорога – не просто элемент энергетического комплекса России, это её кровеносная система. Благодаря железной дороге тепловые электростанции, возможно строить, где удобно и где есть рельсы ОАО «РЖД», а не рядом источниками топлива для них. И завод для производства электротехнического оборудования можно также построить в подходящем месте, там, где есть источники электрической мощности в достаточном объёме, а потом по железной дороге доставить продукцию на другой конец страны.
Рисунок 5 – Железнодорожная станция
Железная дорога плотно интегрирована в энергетику страны. Настолько плотно, что, скажем, железнодорожные энергодиспетчеры, управляющие электроснабжением в ОАО РЖД, в оперативном плане прямо подчинены энергодиспетчерам местных энергосетей
Библиографическая ссылка
Суцкелис Д.М., Мартынов Д.Е. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ В «ОАО» РЖД // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21121 (дата обращения: 26.12.2024).