Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА JOYTEKA ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Голубева А.А. 1
1 Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный университет"
В статье описывается опыт внедрения цифрового образовательного web-сервиса Joyteka в учебный процесс основной школы в рамках изучения предмета «Математика» с целью формирования функциональной грамотности у обучающихся. Применение современных образовательных ресурсов на уроках позволяет повысить уровень функциональной грамотности школьников. В статье показаны методические особенности использования на уроках и во внеурочной деятельности по математике веб-квестов, созданных средствами сервиса Joyteka.
функциональная грамотность
цифровые образовательные ресурсы
веб-квест
информационные технологии
дистанционное обучение
интерактивная среда
1. Белов, С.В. Использование интерактивных онлайн платформ в процессе обучения математике / С. В. Белов, И. В. Белова // Состояние и перспективы развития ИТ-образования : сборник докладов и научных статей Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары : Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, 2019. – С.210-217.
2. Капитонова, А.А. Функциональная грамотность как составляющая комплексной оценки результатов обучения в основной школе / А.А. Капитонова, С.В. Белов // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых : IX Международная научная конференция : сб. ст. – Москва-Иваново-Шуя : Изд-во Иван. гос. ун-т, 2021. – С. 82-84.
3. Капитонова, А.А. Использование технологии дополненной реальности в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся основной школы // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018029900 (дата обращения: 18.12.2022 ).
4. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2018 г.). - Текст : электронный // Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО : [официальный сайт]. – 2010-2020. - URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_info.html (дата обращения: 18.12.2022).
5. «Паспорт национального проекта «Образование» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) // Официальный сайт систем КонсультантПлюс [2021]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ ((дата обращения 19.12.2022).
6. Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся": [официальный сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/554691568 (дата обращения: 18.12.2022).
7. PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). - Текст : электронный // Федеральный институт оценки качества образования : [официальный сайт]. – 2018-2021. - URL: https://fioco.ru/pisa (дата обращения: 18.12.2022).

В настоящее время в условиях внедрения новых образовательных стандартов большое значение приобретает практико-ориентированный подход, который способствует быстрее адаптироваться обучающихся в современном мире. Благодаря информатизации общества меняются требования к выпускникам школ. Следовательно, учитывая новые обстоятельства, процесс обучения должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции непрерывного образования или как его называют lifelong learning. Но для того, чтобы развивать необходимые компетентности, необходимо иметь определенный уровень функциональной грамотности, что является трендом современного образования [3].

В совместном приказе Рособнадзора №590 и Минпросвещения России №219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» идёт речь о формировании пяти этапной системы оценки качества образования, которая включает в себя как апробированные в течение ряда лет процедуры проверки (ВПР, ГИА, НИКО – национальные исследования качества образования, международные исследования) [6], так и новое направление – общероссийскую оценку качества общего образования по модели PISA, проверяющую уровень владения 15-летними подростками функциональной грамотностью. Актуальность данной процедуры обусловлена задачей попадания России в десятку лучших стран по качеству образования к 2024 году [7].

Однако не стоит забывать, что современная цифровая образовательная среда постоянно обновляется, а цифровизация – один из основных факторов, влияющих на это. Одним из проектов расширения возможностей образовательной системы школ является национальный проект «Образование», утвержденный в 2018 году [5]. Основные целями данного проекта являются обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [5].

Учитывая личный опыт и опыт работ ведущих специалистов в области информатизации образования нами выполнен обзор цифровых образовательных ресурсов, способствующих формированию функциональной грамотности обучающихся.

Функциональная грамотность – это способность применять полученные знания для решения жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности – и во всех сферах сегодня также присутствуют цифровые решения [3]. Поэтому формировать функциональную грамотность помогают различные цифровые ресурсы: «Российская электронная школа» - https://resh.edu.ru/, «Московская электронная школа» - https://www.mos.ru/city/projects/mesh/, «ЯКласс» - https://www.yaklass.ru/, «Федеральный институт педагогических измерений» - https://fipi.ru/, а также множество платформ: «Учи.ру» - https://uchi.ru/, «Learningapps» - https://learningapps.org/, «Quizizz» - https://quizizz.com/admin, «SkySmart Класс» - https://skysmart.ru/, «Joyteka» - https://joyteka.com/ru и многие другие. Уроки и внеурочные занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными [1].

В данной статье мы более подробно остановимся на web-сервисе Joyteka. Для начала приведем его техническую характеристику в таблице 1:

Таблица 1.

Техническая характеристика web-сервиса Joyteka

№ п/п

Характеристика

Результат

1.

Средства создания ЭОР: условия доступа к средствам разработки (лицензия, свободный доступ, демоверсия)

Интерактивные дидактические материалы, созданные средствами web-сервиса Joyteka: https://joyteka.com/ru

Образовательная платформа Joyteka является прототипом бывшего сайта Learnis. На сайте существует 3 тарифа, при регистрации по умолчанию стоит «Начинающий» тариф с ограниченными функциями, но он бесплатный и данных функций вполне достаточно для нормальной работы.

2.

Необходимые аппаратные и программные требования к использованию ЭОР (какая операционная система? Необходимость установки программного обеспечения)

Для работы в “Joyteka” на компьютере, телефоне и планшете требуется наличие браузера и доступ к интернету.

3.

Возможность нормального функционирования средства в требуемых средах, в сетевом режиме, в сочетании с другими программами и ресурсами)

При наличии подключения к интернету функционирует стабильно. В материалы, созданные на данной платформе возможно интегрировать только текст, картинки и звук, заранее сохраненные на компьютере, а также видео с YouTube

4.

Корректность использования современных средств мультимедиа и телекоммуникационных технологий

Платформа состоит из 5 шаблонов сервисов: квест, видео, викторина, термины, тест, в которых вы можете проявить полет фантазий, так как заданий там нет.

5.

Надежность, устойчивость в работоспособности, устойчивость к дефектам

Все изменения в личном кабинете могут производиться только через панель администратора, доступ к которой невозможен без пароля. Все изменения сохраняются автоматически.

6.

Наличие и качество защиты от несанкционированных действий

Joyteka использует многоуровневый комплекс мер безопасности, гарантируя, что контент на платформе безопасен для школы и обучающихся.

7.

Простота, надежность эксплуатации

Joyteka не нужно изучать. Даже не продвинутому пользователю будет достаточно получаса-часа, чтобы просто сориентироваться и сделать пару визуальных документов.

8.

Дружественность интерфейса

Платформа русифицирована, не обладает как таковым дружественным интерфейсом, однако в каждом шаблоне присутствует подробная видео инструкция от разработчиков. Ответы на вопросы можно получить, только если связаться с разработчиками через почту.

Среди разнообразия шаблонов web-сервиса Joyteka можно выделить наиболее интересный – веб-квест, направленный на развитие у обучающихся навыков аналитического, креативного и критического мышления. Обучающиеся не просто собирают информацию, но и трансформируют ее, чтобы выполнить задание, решить поставленную проблему. У них повышается мотивация. Целью веб-квеста является индивидуальное или групповое изучение материала, выполнение заданий, а затем и создание собственного проекта. Следует отметить, что сама тематика веб-квестов может быть достаточно разнообразной, а проблемные задания могут отличаться по степени сложности. Пример авторского образовательного квеста «Практико-ориентированные задания» по формированию функциональной грамотности можно посмотреть по ссылке: https://joyteka.com/100096383.

Работа, связанная с прохождением или создаем квеста, помогает включить каждого обучающегося в активную поисковую деятельность, способствует развитию навыков творческой деятельности, решению возникающих проблем на основе применения полученных знаний в новом контексте, что тренирует мыслительные способности учащихся [2]. Развивается читательская грамотность, как способность понимать и использовать письменные тексты для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности Учащиеся воспринимают задание как нечто реальное, используя естественнонаучные знания для понимания, обнаружения и решения практических проблем в результате обработки исходной информации (естественнонаучная грамотность). Таким образом, такой формат заданий не только вызывает интерес, но и заставляет их решать жизненные задачи (математическая грамотность).

Направления дальнейших исследований заключаются в улучшении качества исследуемого процесса, с учётом усовершенствования и корректировки выбранной образовательной среды, поиске новых подходов и разработке комплексных интерактивных заданий с помощью цифровых образовательных ресурсов для повышения уровня функциональной грамотности обучающихся.


Библиографическая ссылка

Голубева А.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА JOYTEKA ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21096 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674