Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Благов А.А. 1
1 РГАИС
В статье рассматривается вопрос коммерциализации авторских прав в условиях цифровизации в совокупности с интеграцией поля реализации коммерческих выгод от них в сеть интернет, в том числе с использованием инновационных технологий криптографии для верификации прав и их защиты. Коммерциализация данных объектов зачастую происходит полностью в рамках сети интернет. Однако стоит заметить, что данные объекты при всей своей уникальности полностью вписываются в устоявшиеся рамки авторского права, об основах которых далее пойдет речь. Если рассматривать авторское право в широком понимании, то его можно представить в качестве совокупности норм гражданского права, в функции которых входит регулирование взаимоотношений людей в рамках мероприятий связанных с охраной произведений в таких сферах, как наука, литература и искусство, также вся совокупность норм, регулирующая распространение и коммерциализацию данных произведений.
авторское право
коммерциализация
Интернет
криптография
защита прав
1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Принята в Берне 09.09.1886. Россия присоединилась к Конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1224 // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 29. - Ст.3046.
2. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. Изд-во АН СССР, 1956 г., с.39.
3. Международное частное право М.М. Богуславский Международное частное право. Учебник, Юристь, 2005 г.
4. Криворотов М.М., Мухаровский Н.В. Коммерциализация прав интеллектуальной собственности: понятие, формы, основные направления // Вестник Омского университета. Серия «Экономика» - 2012.

В условиях активного развития цифровых технологий, интеллектуальная собственность обрела множество новых витков развития. В частности, такой раздел как авторское право на данный момент претерпевает существенные изменения.

Стремительное развитие электроники позволило существенно упростить процесс создания и использования объектов авторского права, а также дало возможность создания новых классов вышеуказанных объектов.

Объектом исследования в научно-исследовательской работе выступает процесс коммерциализации объектов авторского права в сети интернет.

Актуальность рассмотренной темы определена современным развитием принципов коммерциализации объектов авторского права.

Цель исследования в данной состоит в детальном рассмотрении процесса коммерциализации объектов авторского права в условиях всеобщей цифровизации.

Для того, чтобы в полной мере раскрыть цель данного реферата, нам необходимо решить ряд следующих задач:

-провести анализ соответствующей на рассматриваемую тему литературы и других источников;

-обобщить полученную информацию в ходе анализа научной и публицистической литературы и выделить основные положения;

-применить различные методы исследования, такие как: анализ, синтез, обобщение с целью рассмотрения процесса коммерциализации объектов авторского права.

Теоретическая значимость данной работы будет заключаться в том, что полученная и проанализированная мною информация может быть в дальнейшем использована различными организациями и сообществами для изучения вопросов связанных с изменением специфики коммерциализации авторского права в условиях развития цифровых технологий и всеобщей интеграции их в жизнь общества.

Теоретические основы коммерциализации авторского права

Всегда существовали люди, целью которых было творить в области науки, литературы и искусства, создавать то, что, по их мнению, представляет ценность для общества. Они демонстрировали итоги своей творческой деятельности в определенной форме, чаще всего материальной, чтобы сохранить их, поделиться с современниками и, в конечном счете, с потомками. Разумеется, каждый человек восторгается результатом своего труда и старается оградить их от противозаконных посягательств. Так возникло авторское право.

Так интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

В общепринятом понимании неотъемлемыми элементами авторского права являются: автор, субъект и объект права.

Автором всегда является тот человек, который создал произведение. При этом автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

Для получения правой охраны для объектов авторских прав, автор должен опубликовать свое произведение, обязательная регистрации где-либо не предусмотрена, но может быть осуществлена путем депонирования для облегчения доказательства авторства.

К субъектам авторского можно отнести: различные предприятия, которые приобретают исключительное право на пользование произведения; работодатели; заказчики, если произведения создаются по договору заказа; наследники автора или другого правообладателя.

Коммерциализации объектов авторского права полагает употребление их в качестве товара с целью приобретения конкретной коммерческой выгоды, это взаимовыгодные (коммерческие) воздействия всех участников процесса превращения результатов интеллектуального труда в товар, пользующийся спросом.

Цель заключается в получении прибыли посредством эксплуатации объектов права интеллектуальной собственности в собственном производстве, а также за счет продажи или передачи прав на их использование другим лицам[1].

Из этого можно сделать вывод, что коммерциализация авторского права является неотъемлемым элементом его современного существования, и именно благодаря наличию исключительных прав, происходит монетизация созданных объектов.

Проблема коммерциализации объектов авторского права

Проблема коммерциализации объектов авторского права в рамках цифрового общества заключается в сложности монетизации исключительных прав на них из—за общедоступности самих произведений. С одной стороны наикрупнейшая во всем мире компьютерная сеть-интернет обеспечила человечеству абсолютно новые перспективы для того, чтобы обмениваться авторскими правами, с другой потенциально прибыльные объекты могут легко попасть в общий доступ, а как следствие лишится любых возможностей коммерциализации из—за незаконного использования.

Данная проблема не нова для объектов авторского права, так как подделки, пиратство и иное незаконное использование существует уже долгое время, однако в связи с отсутствием физического носителя незаконно используемой информации, отследить ее в сети интернет становится весьма сложной задачей.

Рассмотрим возможные пути разрешения данной проблемы. Одним из способов борьбы с незаконным использованием является разработка и создание технологий, которые позволяют как отслеживать незаконное использование, так и коммерциализировать объекты без угрозы их неконтролируемого распространения.

Следующим аспектом, который поможет разрешению данного вопроса можно считать создание и разработку закона об охране авторских прав в социальной сети и офлайн-мире, можно считать практически одинаковыми, это четвертая часть Гражданского кодекса. Но они работают не совсем в равной мере. На первый взгляд, в интернете проще подтвердить интеллектуальную собственность, к примеру, поставить водяной знак на фото. И в то же время, "идентифицировать" нарушителя гораздо сложнее, потому что здесь много анонимного контента. И суд не примет иск к какому-то фантику75, ему нужно имя нарушителя [2]. И тут решением проблемы может послужить изменение способа распространения, к примеру создание инструмента коммерциализации в сети интернет, с возможностью отслеживания предоставления объектов, а также создания законодательной базы позволяющей наказывать нарушителей по факту предоставления утвержденных цифровых доказательств

Если ваши материалы представляют для вас ценность, вам необходимо указать авторство при публикации, а если они очень ценные, передать права, заверить их нотариально или подтвердить любым другим способом. Это не спасет вас от копирования, но поможет отстоять свое авторство в суде. В ситуации, когда кто-то, кто украл ваш контент, сначала ставит на нем знак авторского права, доказать ваше авторство будет крайне сложно. Также обязательно упомянуть о возможности доказательства владения исключительным правом путем использования инновационных цифровых систем, к примеру набирающие популярность NFT для подтверждения владения используют криптографическую систему Блокчейн.

Проблема защиты авторского права в интернете и противодействия таким действиям является сложной. Нарушение закона возникают не только в сети, но и в других информационно-телекоммуникационных сетях, к которым, в частности, относятся сети мобильной радиотелефонной связи.

При использовании социальной сети совершаются разного рода правонарушения:

- плагиат;

- через интернет-магазины торгуют нелегальной продукцией;

- незаконная торговля правами интеллектуальной собственности [3].

Особенным предметом интеллектуальной собственности в интернете является веб-сайт. Отличительной особенностью является то, что он включает в себя несколько характеристик, присущих разным объектам интеллектуальной собственности, то есть является сложным. Часто пользователи через бесплатный доступ могут пользовать визуальный контент сайта, размещенную информацию и своими действиями они нарушают права правообладателя.

Чтобы защитить свое право необходимо использовать разные технические средства защиты. Например, как: цифровая подпись и электронная маркировка, размещаемого на каждом экземпляре документа; идентификационный знак и др.

Таким образом, напрашиваются следующие выводы. Реалии сегодняшнего времени предполагают необходимость внесения поправок в действующие нормативные правовые акты. Кроме того, немаловажное значение может иметь подписание международных соглашений, а также присоединение России к международным договорам и конвенциям и их последующая ратификация в пределах страны.

И в то же время, существуют отдельные позиции, согласно которым более масштабное изменение положений об использовании и защите объектов авторских прав рассматривается как эффективное не только с юридической, но и с организационно-технической точки зрения, поскольку регулирование Интернета не всегда целесообразно в правовой плоскости, либо это невозможно традиционными правовыми средствами и требует создания нового отдельного устройства для решения проблемы.

Методики коммерциализации объектов авторского права

Вышеуказанная проблема коммерциализации авторского права является существенным сдерживающим обстоятельством для извлечения выгоды из исключительных прав, однако это не отменяет возможности эту выгоду получить.

В данном случае для извлечения максимальный выгоды требуется гибкое использование методик коммерциализации интеллектуальной собственности, которые позволят минимизировать ущерб от существующих проблем в этой сфере.

К основным методикам коммерциализации интеллектуальной собственности относят:

1) Самостоятельное использование.

2) Отчуждение.

3) Предоставление прав на использование.

4) Доверительное управление ИС [4].

Каждая методика обладает как своими плюсами, так и недостатками, и может быть по-разному эффективна в зависимости от условий использования. В данном случае предлагаю рассмотреть вопрос выбора методики со стороны автора, создавшего произведение.

Название методики

Положительные стороны методики

Негативные стороны методики

Самостоятельное использование

- Нет посредников

- Права остаются у автора

- Сложности с защитой прав от незаконного использования

- Сильная специфика, недополученная прибыль от использования из вне

Отчуждение

- Единовременное получение выгоды

- Лишение исключительных прав

- Невозможность в дальнейшем использовать объект

Предоставление прав на использование

- Права остаются у автора

- Самостоятельное решение о методах использования

- Нет посредников

- Возможные проблемы с каналами продажи права на использование

- Сложности с защитой прав от незаконного использования

Доверительное управление ИС

- Права остаются у автора

- Не требует затрат времени и ресурсов

- Профессиональный поиск рынка сбыта

- Защиту прав осуществляет управляющая организация

- Потеря части потенциальной прибыли из-за наличия посредника

Исходя из перечисленных преимуществ и недостатков методов коммерциализации исключительных прав на объекты авторского права можно сделать вывод, что для индивидуальных авторов наиболее предпочтительным будет использование доверительного управления, так как в данном случае затрачивается наименьшее количество времени и ресурсов, а управляющая организация обладает всеми компетенциями для осуществления данной деятельности. В свою очередь для автора, обладающего ресурсами позволяющими профессионально управлять своими исключительными правами, лишний посредник может является лишь сдерживающим фактором от максимизации совей прибыли. Отчуждение является весьма действенным инструментом, в случае если цена исключительного права высока, а возможности получения такой прибыли путем использования других методов не дают должной эффективности. В случае с самостоятельным использованием, его целесообразно применять в случае, когда объект создавался под конкретную внутреннюю цель, и может приносить прибыль там.

В заключении важно отметить, что даже выбор правильного метода коммерциализации, без решения описанных выше проблем присущих всей отрасли в целом не даст возможности максимизировать экономический эффект. Только в случае применения описанных способов их решения смогут существенно увеличить эффективность использования исключительных прав на объекты авторского права. Так в случае использования можно сократить издержки, зачет снижения риска незаконного использования, в случае отчуждения, актив будет также более защищенным от рисков, а следовательно, и более дорогим, в свою очередь при управлении есть возможность для снижения стоимости самого процесса управления


Библиографическая ссылка

Благов А.А. КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21018 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674