Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Король Д.А. 1
1 Московский государственный институт культуры
Статья посвящена рассмотрению особенностей организации международных проектов в сфере культуры. Процессы глобализации и наращивание темпов международного взаимодействия в современном мире охватывают все сферы жизни общества и приводят к взаимной интеграции методов организации международной проектной деятельности, в том числе и в области культуры. Такое взаимодействие является неотъемлемой составляющей частью процесса развития современной сферы культуры и улучшения качества международного сотрудничества. Поиск эффективных способов межкультурного взаимодействия в рамках проектной деятельности становится важной задачей государственной культурной политики ведущих мировых держав.
культура
проектная деятельность
международные проекты
межкультурное взаимодействие
культурное проектирование
1. Адамова О. В. Проектный подход в управлении сферой культуры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/80409/1/978-5-91256-440-6_2019_018.pdf
2. Головина Г.В., Савина И. А. Международное культурное сотрудничество: аспекты социально-культурного и правового регулирования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-kulturnoe-sotrudnichestvo-aspekty-sotsialno-kulturnogo-i-pravovogo-regulirovaniya
3. Король Э.Л. Возвращение культурных ценностей: Соотношение частноправовых и публично-правовых начал. – 2014. – 123-150 с.
4. Носкова Н.А. Анализ практик проектного менеджмента в сфере культуры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-praktik-proektnogo-menedzhmenta-v-sfere-kultury
5. Стрелкова Е.И. Культурна среда и ее системообразующие компоненты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-sreda-i-ee-sistemoobrazuyuschie-komponenty
6. Чижиков В.М. Финансирование культуры: Зарубежная практика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/finansirovanie-kultury-zarubezhnaya-praktika/viewer
7. Bob Dignen, Ragnheiður Ásgrímsdóttir. The impact of culture in international projects. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://skemman.is/bitstream/1946/28988/1/The%20impact%20of%20culture_Ragnhei%C3%B0ur%20%C3%81sgr%C3%ADmsd%C3%B3ttir.pdf
8. Renata Cuhlova. The dynamics of international projects and the role of intercultural communication. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/326462428_The_dynamics_of_international_projects_and_the_role_of_intercultural_communication
9. Valentina Vadi, Bruno de Witte. Culture and International Economic Law. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=-12hBgAAQBAJ&pg=PA73&lpg=PA73&dq=legal+aspect+of+the+organization+of+international+projects+in+the+field+of+culture&source=bl&ots=DVyb6ZUMsV&sig=ACfU3U3z3LKBUjI50et8cnS_La8hxak2Vw&hl=en&sa=X&ved=2ahUKEwjNx6Xxj9T1AhVQxosKHXN7ABkQ6AF6BAgoEAM#v=onepage&q=legal%20aspect%20of%20the%20organization%20of%20international%20projects%20in%20the%20field%20of%20culture&f=false

В современном мире, в условиях глобализации, набирает обороты сотрудничество стран в различных сферах жизни: культурной, экономической, политической, научной и т.д. Понимание специфики менеджмента международных проектов в сфере культуры является неотъемлемой частью выстраивания продуктивных межкультурных взаимодействий.

Возникновение и развитие проектной деятельности в сфере культуры во многом обуславливается экономическим фактором: в большинстве стран лишь незначительная часть государственного бюджета отводится на сферу культуры. Согласно статистике, в разных странах этот показатель за 2021 год составил следующую часть от всего годового бюджета страны: Российская Федерация – 0,6%; США – 4,3 %; Франция – 5,4%; Великобритания – менее 5,4%; Германия – 7,4%. По этой причине предпринимателям и специалистам данного сектора приходится искать новые пути финансирования и реализации своих идей. Оптимальным решением на данном этапе развития мирового культурного сектора экономики является организация проектов.

Проектная деятельность в сфере культуры в России и за рубежом имеет ряд отличий. Так, проектная деятельность на Западе (в большей степени в США и Западной Европе) начала своё развитие раньше российской в силу существования в рамках смешанной, часто с уклоном в капиталистическую, экономики. В то же время на территории нынешней России до 90-х годов XX века господствовала административно-командная система управления, что исключало возможность организации и развития проектной деятельности. Таким образом, межкультурное взаимодействие России с другими странами получило своё развитие только с наступлением нового тысячелетия.

Под проектом в современной проектной деятельности понимают комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений. Таким образом, проектная деятельность в сфере культуры – это организационно-управленческая деятельность субъектов культурной политики, суть которой заключается в разработке системы мероприятий с целью эффективного решения проблем в сфере культуры с определенными временными рамками [1].

Рассмотрим примеры успешных международных проектов в сфере культуры.

Международный конкурс-фестиваль «Территория Успеха» — это ежегодный проект, организуемый Европейской Ассоциацией Культуры и реализующийся с 2019 года как в очном, так и в онлайн-форматах. Каждый год в нем принимает участие порядка 17 стран. Конкурсанты соревнуются в нескольких номинациях: декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, хореография, вокал, художественное слово.

Связь с другой страной через культуру: MIHR Theatre + Stefan Jarazcs Theatre. Данный проект представляет собой совместную работу двух театров - из Армении и Польши. Концепция заключается в организации обучающего тура для театральных коллективов своих стран. Такое сотрудничество позволило театрам показать свои постановки на других площадках и вывести их на международный уровень.

Санкт-Петербургский международный культурный форум – это ежегодное мероприятие, проводимое при поддержке благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Создатели проекта ставят перед собой следующие задачи: развитие международного сотрудничества в сфере культуры; сохранение и развитие российской культуры как важнейшего стратегического ресурса страны; поддержка культурных инициатив; утверждение высокого престижа российской культуры; обеспечение максимальной доступности культурных и духовных ценностей; приобщение подрастающего поколения к наследию мировой и отечественной культуры; позиционирование Санкт-Петербурга как одной из «культурных столиц» мира.

На примере данного проекта заинтересованность мировой общественности в организации международных проектов в сфере культуры проявляется в следующих факторах: ежегодное разнообразие стран-участниц (Франция, Южная Корея, Норвегия, Финляндия, Китай, Азербайджан и др.), информационная поддержка отечественных и зарубежных СМИ (Forbes, ТАСС, Европейская медиагруппа, Культура.рф, RT, Mezzо и др.).

Правовой аспект проектной деятельности играет ключевую роль в организации международных проектов в сфере культуры. Правовые нормы культурного сотрудничества формируются в соответствии с общими нормами международного права на базе специальных принципов, складывающихся применительно к различным областям сферы культуры. [2]

В современном международном культурном сотрудничестве можно выделить следующие основные направления: подготовка компетентных специалистов сферы культуры, поддержка профессиональной и любительской творческой деятельности, совместное производство культурных ценностей и наработка опыта межкультурного взаимодействия, реставрация и сохранение памятников истории и культуры, создание и распространение новых технологий социально-культурной деятельности, обмен культурными благами.

Данная деятельность регулируется в основном международными организациями, такими, как ООН, ЮНЕСКО, СЕ, ЕС, СНГ и т.д. ЮНЕСКО приняла ряд рекомендаций, направленных на сохранение культурных ценностей и затрагивающих в том числе проектную деятельность в сфере культуры: Рекомендации, касающиеся принципов международной регламентации археологических раскопок (1956 г.), Рекомендации о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ (1963 г.), Рекомендация об охране движимых культурных ценностей (1978 г.). [2]

Можно выделить следующие документы, регламентирующие международное социокультурное проектирование: Договор о функционировании Европейского союза (1957 г.) , Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Конвенция о мерах, направленных на запрет и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1973 г.), Европейская конвенция о правонарушениях в отношении культурных ценностей ETS (1985 г.), Соглашение СНГ о сотрудничестве в области культуры (1992 г.), Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (1995 г.), Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.).

В российском законодательстве вопрос организации международного культурного взаимодействия рассматривается в Законе РФ от 9 октября 1992 г. №3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в статьях №56-61.

Значительную роль в организации международных проектов в сфере культуры играет грамотное построение коммуникации. Языковой барьер может стать преградой на пути к эффективному взаимодействию сторон-организаторов. Как правило, глобальные международные проекты требуют привлечения устных, синхронных и несинхронный, а также письменных переводчиков. Основным языком перевода чаще всего выступает английский или язык принимающей стороны.

Также особую роль играет понимание сторонами-организаторами культурных особенностей такого взаимодействия. Типологизация культурных сред разнообразна. В настоящее время их можно условно разделить на Западную и Восточную, каждая из которых имеет свои специфические подгруппы: восточно- и западноевропейская, русская, северо- и южноамериканская, индийская, китайская и др. Традиции, обычаи и нормы разных стран могут значительно отличаться друг от друга. Менеджеры сферы культуры, занимающиеся международной проектной деятельностью, должны обладать глубокими культурологическими и историческими знания и использовать их в целях предотвращения возникновения культурных конфликтов.

В период пандемии COVID-19 организация международных проектов в сфере культуры претерпела значительные изменения. Закрытые границы и иные карантинные меры, принятые во всем мире, привели к резкому сокращению числа международных проектов. В связи с этими событиями, в настоящее время популярность приобретают онлайн-форматы. В сфере международных культурных проектов ими чаще всего выступают конференции (Международная онлайн-конференция по цифровой трансформации в сфере культуры и образования (DTCE), цифровые платформы для учреждений культуры (Google Art Project). Кроме того, многие оффлайн форматы переводятся в онлайн, что часто оказывается удобнее очного проведения: снижаются затраты сторон-участниц на дорогу, оформление документов, техническое обеспечение и т.д. Так, например, Санкт-Петербургский международный культурный форум в настоящее время перевёл большую часть своих мероприятий в онлайн-формат – в дискуссиях, лекциях и презентациях можно принять участие на онлайн-платформе ZOOM в режиме реального времени или посмотреть их в записи на официальном сайте форума.

Таким образом, организация международных проектов в сфере культуры включает в себя множество аспектов, основными из которых являются культурологический, коммуникативный, экономический и юридический. Специалисты, занятые в этой сфере деятельности, должны обладать рядом компетенций, необходимых для качественной организации таких проектов: умение собирать, систематизировать и анализировать информацию; высокий уровень коммуникативных навыков; развитые лидерские качества; знания в области культурологии, экономики, истории, правовой сфере; владение иностранными языками.


Библиографическая ссылка

Король Д.А. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20953 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674