Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE SPECIFICS OF THE ORGANIZATION OF INTERNATIONAL PROJECTS IN THE FIELD OF CULTURE

Korol D.A. 1
1 Moscow State Institute of Culture
The article is devoted to the consideration of the peculiarities of the organization of international projects in the field of culture. The processes of globalization and the increasing pace of international cooperation in the modern world cover all spheres of society and lead to mutual integration of methods of organizing international project activities, including in the field of culture. Such interaction is an integral part of the process of developing the modern sphere of culture and improving the quality of international cooperation. The search for effective ways of intercultural interaction within the framework of project activities is becoming an important task of the state cultural policy of the leading world powers.
culture
project activity
international projects
intercultural interaction
cultural projection

В современном мире, в условиях глобализации, набирает обороты сотрудничество стран в различных сферах жизни: культурной, экономической, политической, научной и т.д. Понимание специфики менеджмента международных проектов в сфере культуры является неотъемлемой частью выстраивания продуктивных межкультурных взаимодействий.

Возникновение и развитие проектной деятельности в сфере культуры во многом обуславливается экономическим фактором: в большинстве стран лишь незначительная часть государственного бюджета отводится на сферу культуры. Согласно статистике, в разных странах этот показатель за 2021 год составил следующую часть от всего годового бюджета страны: Российская Федерация – 0,6%; США – 4,3 %; Франция – 5,4%; Великобритания – менее 5,4%; Германия – 7,4%. По этой причине предпринимателям и специалистам данного сектора приходится искать новые пути финансирования и реализации своих идей. Оптимальным решением на данном этапе развития мирового культурного сектора экономики является организация проектов.

Проектная деятельность в сфере культуры в России и за рубежом имеет ряд отличий. Так, проектная деятельность на Западе (в большей степени в США и Западной Европе) начала своё развитие раньше российской в силу существования в рамках смешанной, часто с уклоном в капиталистическую, экономики. В то же время на территории нынешней России до 90-х годов XX века господствовала административно-командная система управления, что исключало возможность организации и развития проектной деятельности. Таким образом, межкультурное взаимодействие России с другими странами получило своё развитие только с наступлением нового тысячелетия.

Под проектом в современной проектной деятельности понимают комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений. Таким образом, проектная деятельность в сфере культуры – это организационно-управленческая деятельность субъектов культурной политики, суть которой заключается в разработке системы мероприятий с целью эффективного решения проблем в сфере культуры с определенными временными рамками [1].

Рассмотрим примеры успешных международных проектов в сфере культуры.

Международный конкурс-фестиваль «Территория Успеха» — это ежегодный проект, организуемый Европейской Ассоциацией Культуры и реализующийся с 2019 года как в очном, так и в онлайн-форматах. Каждый год в нем принимает участие порядка 17 стран. Конкурсанты соревнуются в нескольких номинациях: декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, хореография, вокал, художественное слово.

Связь с другой страной через культуру: MIHR Theatre + Stefan Jarazcs Theatre. Данный проект представляет собой совместную работу двух театров - из Армении и Польши. Концепция заключается в организации обучающего тура для театральных коллективов своих стран. Такое сотрудничество позволило театрам показать свои постановки на других площадках и вывести их на международный уровень.

Санкт-Петербургский международный культурный форум – это ежегодное мероприятие, проводимое при поддержке благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Создатели проекта ставят перед собой следующие задачи: развитие международного сотрудничества в сфере культуры; сохранение и развитие российской культуры как важнейшего стратегического ресурса страны; поддержка культурных инициатив; утверждение высокого престижа российской культуры; обеспечение максимальной доступности культурных и духовных ценностей; приобщение подрастающего поколения к наследию мировой и отечественной культуры; позиционирование Санкт-Петербурга как одной из «культурных столиц» мира.

На примере данного проекта заинтересованность мировой общественности в организации международных проектов в сфере культуры проявляется в следующих факторах: ежегодное разнообразие стран-участниц (Франция, Южная Корея, Норвегия, Финляндия, Китай, Азербайджан и др.), информационная поддержка отечественных и зарубежных СМИ (Forbes, ТАСС, Европейская медиагруппа, Культура.рф, RT, Mezzо и др.).

Правовой аспект проектной деятельности играет ключевую роль в организации международных проектов в сфере культуры. Правовые нормы культурного сотрудничества формируются в соответствии с общими нормами международного права на базе специальных принципов, складывающихся применительно к различным областям сферы культуры. [2]

В современном международном культурном сотрудничестве можно выделить следующие основные направления: подготовка компетентных специалистов сферы культуры, поддержка профессиональной и любительской творческой деятельности, совместное производство культурных ценностей и наработка опыта межкультурного взаимодействия, реставрация и сохранение памятников истории и культуры, создание и распространение новых технологий социально-культурной деятельности, обмен культурными благами.

Данная деятельность регулируется в основном международными организациями, такими, как ООН, ЮНЕСКО, СЕ, ЕС, СНГ и т.д. ЮНЕСКО приняла ряд рекомендаций, направленных на сохранение культурных ценностей и затрагивающих в том числе проектную деятельность в сфере культуры: Рекомендации, касающиеся принципов международной регламентации археологических раскопок (1956 г.), Рекомендации о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ (1963 г.), Рекомендация об охране движимых культурных ценностей (1978 г.). [2]

Можно выделить следующие документы, регламентирующие международное социокультурное проектирование: Договор о функционировании Европейского союза (1957 г.) , Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Конвенция о мерах, направленных на запрет и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1973 г.), Европейская конвенция о правонарушениях в отношении культурных ценностей ETS (1985 г.), Соглашение СНГ о сотрудничестве в области культуры (1992 г.), Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (1995 г.), Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.).

В российском законодательстве вопрос организации международного культурного взаимодействия рассматривается в Законе РФ от 9 октября 1992 г. №3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в статьях №56-61.

Значительную роль в организации международных проектов в сфере культуры играет грамотное построение коммуникации. Языковой барьер может стать преградой на пути к эффективному взаимодействию сторон-организаторов. Как правило, глобальные международные проекты требуют привлечения устных, синхронных и несинхронный, а также письменных переводчиков. Основным языком перевода чаще всего выступает английский или язык принимающей стороны.

Также особую роль играет понимание сторонами-организаторами культурных особенностей такого взаимодействия. Типологизация культурных сред разнообразна. В настоящее время их можно условно разделить на Западную и Восточную, каждая из которых имеет свои специфические подгруппы: восточно- и западноевропейская, русская, северо- и южноамериканская, индийская, китайская и др. Традиции, обычаи и нормы разных стран могут значительно отличаться друг от друга. Менеджеры сферы культуры, занимающиеся международной проектной деятельностью, должны обладать глубокими культурологическими и историческими знания и использовать их в целях предотвращения возникновения культурных конфликтов.

В период пандемии COVID-19 организация международных проектов в сфере культуры претерпела значительные изменения. Закрытые границы и иные карантинные меры, принятые во всем мире, привели к резкому сокращению числа международных проектов. В связи с этими событиями, в настоящее время популярность приобретают онлайн-форматы. В сфере международных культурных проектов ими чаще всего выступают конференции (Международная онлайн-конференция по цифровой трансформации в сфере культуры и образования (DTCE), цифровые платформы для учреждений культуры (Google Art Project). Кроме того, многие оффлайн форматы переводятся в онлайн, что часто оказывается удобнее очного проведения: снижаются затраты сторон-участниц на дорогу, оформление документов, техническое обеспечение и т.д. Так, например, Санкт-Петербургский международный культурный форум в настоящее время перевёл большую часть своих мероприятий в онлайн-формат – в дискуссиях, лекциях и презентациях можно принять участие на онлайн-платформе ZOOM в режиме реального времени или посмотреть их в записи на официальном сайте форума.

Таким образом, организация международных проектов в сфере культуры включает в себя множество аспектов, основными из которых являются культурологический, коммуникативный, экономический и юридический. Специалисты, занятые в этой сфере деятельности, должны обладать рядом компетенций, необходимых для качественной организации таких проектов: умение собирать, систематизировать и анализировать информацию; высокий уровень коммуникативных навыков; развитые лидерские качества; знания в области культурологии, экономики, истории, правовой сфере; владение иностранными языками.