Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Григорьева В.Э. 1 Баишева М.И. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
В статье рассматриваются этнокультурные традиции в гендерном воспитании детей дошкольного возраста. Автором отражены: объект, предмет, гипотеза, задачи, научная новизна исследования. Определены базовые уровни сформированности качеств гендерной идентичности у детей; предложены: методы и содержание поднимается проблема использования народных традиций в воспитании дети. Проблема гендерного воспитания в современном образовании остаётся ещё недостаточно изученной. В современной педагогике особую актуальность приобретает проблема воспитания ребёнка как личности определённого пола.
гендерное воспитание
этнокультурные традиции
мужественность
женственность
1. Баишева М.И. Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха /М.И. Баишева. – Якутск: Изд. Дом СВФУ, 2015. – С.162.
2. Красовская Н.Р. Этнокультурные особенности гендерной идентичности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 11 (52).https://scipress.ru/pedagogy/articles/etnokulturnye-osobennosti-gendernoj-identichnosti.html (Дата обращения: 29.03.2021)
3. Ледовских, Н.К. Педагогические условия полоролевого воспитания старших дошкольников / Н. К. Ледовских // Дошкольник: методика и теория воспитания и обучения. – 2012. – № 1. – С. 18-23.
4. Суетина, Л. Р., Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста / Л. Р. Суетина // Молодой ученый. – 2015. – №14. – С. 521-525.
5. Гендерное образование: учебное пособие. Под общей редакцией Л.И. Столярчук. Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. С. 386.

Введение. Проблема гендерного воспитания в современном образовании остаётся ещё недостаточно изученной. В современной педагогике особую актуальность приобретает проблема воспитания ребёнка как личности определённого пола. Процесс гендерного воспитания является важной и неотъемлемой частью общего процесса воспитания, а разделить подходы к воспитанию девочек и мальчиков необходимо уже с дошкольного возраста.

Использование народных традиций в воспитании необходимо прежде всего потому, что они связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношения людей [1]. В них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость; выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества.

Объект исследования: процесс этнокультурных традиций в гендерном воспитании у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия этнокультурной традиции в гендерном воспитании у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение и обоснование педагогических условий этнокультурных традиций в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: этнокультурные традиции в гендерном воспитании детей дошкольного возраста может быть результативным, если:

- определить этнокультурные ценности саха в воспитании детей качеств мужественности и женственности;

- разработать и реализовать содержание образовательной деятельности с детьми;

- постоянно отслеживать динамику развития гендерной идентичности у детей. Задачи исследования:

1. Изучить научно-теоретическую литературу по этнокультурным традициям в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.

2. Разработать, модифицировать и провести диагностические методики по выявлению уровней сформированности гендерной идентичности у детей 5-6 лет на этнокультурных традициях народа саха.

3. Анализировать результаты исследования и сделать выводы.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, диагностика, педагогическое наблюдение за детьми, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Новизна исследования: обоснование педагогических условий формирования гендерной идентичности у детей 5-6 лет на этнокультурных традициях народа саха.

Гендерное воспитание входит в область изучения гендерной педагогики и является частью общего образовательного процесса. Гендерная педагогика - наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры [5].

Гендерная идентичность – это внутреннее самоощущение человека мужчиной или женщиной, которое связанно с социальными и культурными стереотипами о поведении и качествах представителей того или иного биологического пола [4].

Развитие основ мужественности и женственности также начинается в дошкольном возрасте, когда происходит первичная половая идентификация, поэтому очень важно то, какая модель семейной жизни формируется у детей дошкольного возраста педагогами и родителями, так как с наибольшей вероятностью именно она ляжет в основу их будущей семейной жизни.

Следует подчеркнуть, что формирование гендерной идентичности на этнокультурных традициях играю важную роль в сохранении и трансляции культурного наследия народа [2]. Этнокультурные традиции – это хранилище духовной мудрости, ума, творчества предыдущих поколений. Это те источники, из которых подпитываются дух, нравственное начало народа и каждого человека в отдельности.

Для диагностики детей на гендерную идентичность и этнокультурную идентичность мы использовали методики:

1. Беседа «Кто я?»;

2. Опросник «Назови чьи вещи»;

3. Индивидуальная беседа с детьми по выявлению их этнокультурных представлений о традициях и ценностях родного народа.

Для выявления особенностей представлений детей о себе как о представителе определенного пола мы провели методику А.И. Захарова беседу «Кто Я?». Беседа состоит из 10 вопросов.

Далее для выявления представлений детей о разделении предметов труда и быта взрослых на мужские-женские и специфики их использования мы провели методику Я.Л. Коломинского (опросник) «Назови, чьи вещи?».

Третья методика предназначена на выявление интереса детей к культуре своего народа состоит из двух индивидуальных бесед с детьми. В каждой беседе - 15 вопросов.

В диагностике нами доказан, что этнокультурные традиции играют неоценимую роль в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. Дети знают этнокультурные традиции на среднем уровне, отчасти владеют знаниями о культуре народа саха, в каких-то темах бывают более активными в общении со взрослым, уверенно отвечают на вопросы по теме беседы, но иногда допускают ошибки.

Заключение. Таким образом, проведя три методики, мы можем сказать, что дети 5-6 лет понимают о своей идентичности как представителе определенного пола на среднем уровне. Также на среднем уровне представления детей о разделении предметов труда и быта взрослых на мужские (женские). По нашим данным, дети о своей народной культуре знают на низком уровне. Дети слабо владеют знаниями о культуре народа саха. Поэтому в дальнейшем будем работать по данному исследованию. Развитие гендерной идентичности на основе этнокультурных традиций также играет важную роль в сохранении и передаче культурного наследия людей.


Библиографическая ссылка

Григорьева В.Э., Баишева М.И. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20944 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674